Игры на развитие фонематического слуха
картотека по логопедии (средняя группа) по теме

Пикурова Светлана Викторовна

В данном материале представлена мини-картотека игр на развитие фонематического слуха. Можно использовать как логопедам, так и воспитателям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_fonematicheskogo_slukha.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематического слуха.

Хороший фонематический слух – это умение выделить данный звук среди других звуков.

1. Игра №1 

Дети идут по кругу, взрослый произносит гласные звуки нараспев: а – о – у – и – э – а – и – у – а и т. д.

Задание: остановиться на звук «А».

2.  Игра №2

Взрослый произносит слова: рыба, гора, лампа, горох, лодка, пар, творог…

Задание: если услышите звук «Р» в слове – хлопнуть в ладоши.

3. Игра №3

Взрослый произносит слова со звуками «с» и «ш»: санки, шапка, самолет, сок, шуба, оса, каша, душ….

Задание: если услышите звук «С» в слове, похлопай в ладоши, «ш» - потопай ножками.

 4. Игра «Определи место звука «Л» в слове» (в начале, в середине или в конце)

Взрослый называет слова: лак, лампа, пила, стол, вилка, ложка.

Образец ответа: в слове «вилка» звук «Л» находится в середине слова.

5. Игра «Цепочка»

Взрослый называет слово «Мак» и спрашивает, какой последний звук в слове. Ребенок называет последний звук в данном слове «К»  и придумывает слово, начинающееся с этого звука. В данном случае «К». Например, «коза». Следующий ребенок называет  звук «а» и придумывает слово на «а», например, «автобус» и т.д.

Игра продолжается.

Образец: мак – коза – автобус – слон – нога – альбом…..

6. Кто больше слов придумает на заданный звук?

Дети придумывают слова на заданный звук, получая при этом за каждое названное слово фишку. Выигрывает тот, кто больше всего наберет фишек.

7. Игра «Чудесный мешочек» с пластмассовыми буквами.

Задание: не вынимая буквы, на ощупь угадать ее и придумать с ней слова. Начинать с 3-4 букв в мешочных (гласных), постепенно усложнять, добавляя буквы.

8. Игра №8

Дети играют в любое лото, а затем в конце игры  отбирают картинки, в названии которых есть заданный логопедом звук.

 9. Игра «Собери чемодан»

Для игры потребуется:

а) два картонных контура чемоданов. На первом изображена буква «Р», а на втором – «Л».

б) предметные картинки со звуками «р» и «л». Например:

«Л» - платье, колготки, чулки, клубок, платок, туфли, пальто, лента

«Р» - рубашка, брюки, варежки, перчатки, кроссовки, куртка, шарф, ремень

Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее соберет свои вещи. Игра может проводиться как с двумя детьми, так и с двумя командами.

10. Игра «Укрась елку» (разновидность игры №9)

Для игры потребуется:

а) два картонных контура елок

б) предметные картинки со звуками «Р», и «Л». Например:

«Л» - хлопушка, флажки, яблоко, сосулька, кукла, лента

«Р» - фонарик, шарик, груша, грибок, барашек, корова, мандарин, серпантин

Один ребенок украшает елку картинками со звуком «Л», а другой – со звуком «Р». Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее украсит свою елку. Игра может проводиться как с двумя детьми, так и с двумя командами.

11. На магнитной доске или фланелеграфе изображения предметов.

Например: слева «зайка», а справа «слон».

Дети подбирают картинки со звуком «С» и выкладывают под изображением слона. Картинки со звуком «З» под изображением зайки.

  12. Игра «Угадай гласный звук в словах».

Взрослый называет слово, дети угадывают гласный звук в словах.

Образец: мак, дом, суп, сыр, слон, брат, круг, торт

      13.   Игра «Повтори слово»

Игра на дифференциацию звуков «С» и «Ш». Дети повторяют вслед за взрослым слова: Саша, суша, слышит, сушки, солнышко, смешной, шоссе, старушки и т.д.

      14.   Игра «Потешки»

Проговаривание потешек на дифференциацию звуков «С» и «Ш».

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Саша шапкой шишки сшиб.

Смешные шутки у Сони и Мишутки.

 

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

 

Шишки скользкие шуршали,

Шумно шлепались с сосны,

Слоем снега словно шалью

Скроет шишки до весны.

 

Можно дифференцировать и другие звуки. Например «р» - «л»

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

 И др.

     

  15.   Игра «подскажи слово»

Дети  должны угадать последнее слово.

Руки мыть пошла Людмила

Ей понадобилось…… (дети отвечают – мыло)

 

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбу у ребятишек

Никому не нужно ……(шишек)

 

Говорят, что  он со вкусом

Может кушать пыль и мусор.

И жужжит как сотня ос

Работяга……..(пылесос)

 

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист.

Здорово, дрозд – приятель

И ставит подпись……. (Дятел)

      16.   Игра «Волшебники»

Взрослый говорит: «Сегодня мы поиграем в волшебников. Вам нужно изменить слово так, чтобы в нем появился звук «Ч».

Например: утка – уточка.

Далее взрослый называет слова, чтобы дети изменили их.

Образец: Таня (Танечка), лук, кошка, сын, помидор, мама, белка, собака, платок, рубашка и т.д.

     17. Разновидность игры №16 «Волшебники»

Взрослый предлагает изменить слово и произнести его так, чтобы в нем появился звук «К».

Например: лапа – лапка.

Далее логопед называет слова, чтобы дети изменили их.

Образец: липа (липка), лопата, нота, монета, солома, панама, пена, вата, сани и т.д.

18. Разновидность игры № 16 «Волшебники»

Логопед дает задание: заменить первый звук в услышанных словах на звук «п» и произнести получившееся слово.

Например: тачка – пачка, карта-парта, кони – пони, торт – порт, лапа – папа, мушка – пушка, вол – пол, мальчик – пальчик, ласта – паста, галка – палка, сушка – пушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха

Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Игры для развития фонематического слуха

Игры для развития фонематического слуха ребенка дошкольного и младшего школьного возраста...

Игры на развитие фонематического слуха

Развитие фонематического восприятия у детей....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Игры для игры для развития фонематического слуха

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....


 

Комментарии

Штумф Валентина Ивановна

Познавательно!