«Развиваем речь в игре».
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Любой из нас пришёл на свет на этот,
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Правильная, хорошо сформированная речь – это непременное условие готовности к школьному обучению. Следует отметить, что для полноценного развития речи ребёнка необходимо совершенствование и развитие всех компонентов устной речи, таких как:- исправление дефектного звукопроизношения; обогащение словарного запаса; формирование лексико-грамматических категорий языка; развитие связной монологической речи детей. А также некоторых когнетивных компонентов: речевого мышления; воображения; речеслуховой памяти; активного и произвольного внимания.
Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные игры и игровые приемы. Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру». Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Дидактические игры по развитию речи помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Они дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности. Дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели. В этой статье я хочу рассказать о логопедических играх, т. е. играх, направленных на развитие всех компонентов речи, которые можно использовать в совместной деятельности с детьми, как в первой половине дня, так и в вечернее время, как с группой детей, так и индивидуально. Хочется сделать акцент на том, что в этой статье, в основном представлены логопедические игры I или (подготовительного периода) в старшей логопедической группе, т.е. игры, используемые на начальном этапе обучения. Они наиболее просты, лаконичны, подготавливают фундамент для решения более сложных задач в дальнейшем. Но все эти игры можно использовать и в других возрастных группах, адаптируя речевой материал и ставя образовательные задачи соответственно возрасту ребёнка.
Начнём мы, пожалуй, с самого важного, с того, с чего необходимо начинать развитие речи – это развитие памяти, внимания и мышления. Так как без хорошо развитого слухового внимания невозможен хороший фонематический слух, без хорошо развитых фонематических функций, невозможно иметь хорошо сформированный грамматический строй. Если ребёнок не слышит звуков, он неправильно произносит окончания и поэтому допускает ошибки при согласовании слов в предложении, а также при словоизменении и словообразовании. Таким образом, можно сказать, что все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного невозможно развитие другого. Например, игра «Четвёртый лишний» очень проста и интересна детям, заставляет их концентрировать внимание на предмете, думать и объяснять свой ответ. Можно использовать эту игру для развития как зрительного, так и слухового внимания. В век компьютерных технологий её можно разнообразить, осовременить, озвучить. Для развития мышления, зрительного внимания хорошо использовать логические цепочки или «Продолжи ряд». Их можно применять при изучении любой лексической темы. Играть можно со всей группой детей, используя компьютерное оформление как демонстрационный материал, при этом каждому ребёнку выдан раздаточный материал, или индивидуально, когда ставим дополнительную задачу – научить ребёнка пользоваться мышкой, развивать ловкость кисти руки, т.е. ребёнок, выделяя мышкой фигуру, двигает её в нужное место. Можно предложить детям составить свои бусы, цепочку и т.п., при этом развивая ещё и творческое воображение. В своей работе я часто использую лабиринты при изучении любой лексической темы: «Помоги Машеньке добраться до дома» (называем листья, упавшие с деревьев), «Поможем ёжику найти маму» (называем все съедобные грибы), «Помоги гусенице превратиться в бабочку» (называем насекомых) и т.п. Все эти игровые лабиринты помогают закрепить лексический материал. Также игры на развитие внимания, сенсорики и логического мышления: «Найди недостающую фигуру», «Подбери по форме», «Построй по образцу» как и все вышеперечисленные можно использовать и в компьютерном варианте, и с картинками (демонстрационный и раздаточный материал). Их можно также использовать для аппликации.
Говоря об игровых упражнениях на развитие просодической стороны речи, т.е. на развитие интонационно-выразительной её окраски, хочется напомнить воспитателям, что необходимо следить за длительностью и плавностью речевого выдоха во время высказываний ребёнка, за тем, чтобы вдох ребёнок делал носом, а выдох ртом, чтобы речь звучала на выдохе. Всё это способствует развитию правильной плавной, спокойной речи ребёнка. При проговаривании и заучивании стихотворений важно соблюдение темпа и ритма речи, интонационной выразительности и чёткости дикции. Логопед занимается коррекцией, а воспитатели контролируют, закрепляют по заданию логопеда те или иные просодические компоненты. Так, например, у детей с ТНР часто нарушено мягкое, напевное произнесение гласных звуков. Для этого хорошо пропевать эти звуки, используя упражнения: «Лесенка» с повышением и понижением тона, «Укачиваем куклу», «Поезд», «Поём звук [а], пока летит аист», или «Поём звук [о], пока Оля кружится» и другие. Необходимо использовать игры на развитие дыхания. Например, на развитие длительного плавного выдоха: «Закати мяч в ворота» или «Футбол», «Осенние листочки», «Дождик», «Мыльные пузыри», «Пароходы» и многое другое. На развитие глубокого вдоха: «Узнай по запаху», «Отдохнём» и т.п.
Очень важно развивать у детей общую и мелкую моторику, сочетать речь с движением. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Для развития кисти и пальцев рук подойдут упражнения «Фокус» или «Спрячь пакетик», также пробки, решётки. Для развития силы кистей рук – сжимать различные резиновые кольца с проговариванием четверостиший, а также прищепки, которыми можно захватывать разные мелкие предметы, проводить с ними игры-драматизации (разыгрывание сценок). В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами, например, игра-соревнование «Наша мамочка устала» (Наша мамочка устала - всю одежду постирала, милой маме помогу, все прищепки соберу). Пока педагог произносит слова, дети, кто быстрее, стараются нацепить прищепки на край коробки, кто больше прикрепил, тот победил. Прищепки хорошо использовать и для самомассажа кончиков пальцев. На каждый ударный слог, держа тремя пальцами прищепку, прикусываем кончик каждого пальца поочерёдно. (Кусается сильно котёнок-глупыш. Он думает это не палец, а мышь. Хватит кусаться глупый малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»). На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение. Например, можно поиграть в игру «Чего не хватает у ёжика?». Детям предлагается посмотреть и подумать, чего не хватает ёжику, который находится перед ними. Нужно помочь ему вспомнить, какого цвета были у него иголки. Педагог подсказывает: две красные, одна жёлтая, одна синяя и две зелёных иголки. Дети запоминают и прикрепляют прищепки.
Еще один способ профилактики и активизации речи ребенка – Су Джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм. На кистях имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь, т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. (Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку, и сожму его немножко, как сжимает лапу кошка, каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну). Шарики используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, словаря, при обучении счету и т.д. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребёнка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла. Эти нетрадиционные игровые средства и предметы-заместители можно использовать в любой период и в разных возрастных группах.
Несколько слов хочется сказать об артикуляционной моторике, развитие которой необходимо для того, чтобы разработать подвижность языка и всего речевого аппарата и подготовить его к последующей постановке звуков. Сначала все упражнения выполняются перед зеркалом, затем их можно автоматизировать уже без зрительного контроля. Какие упражнения на развитие артикуляционного аппарата и как их выполнять, определяет и объясняет логопед, воспитатели только отрабатывают и закрепляют. Закрепляя тот или иной комплекс упражнений, чтобы ребёнку было интересно, мы используем весёлые стихотворения о язычке, картинки, или можно предложить детям «попутешествовать» вместе с язычком, рассказать сказку о язычке, при этом выполняя вместе со сказочным героем все артикуляционные упражнения. Дети сами охотно придумывают коротенькие сказки и рассказы, опираясь на картинку или панно «Путешествие весёлого язычка». Я использую также в своей работе ротики-говоротики или дразнилки, которые очень нравятся детям, для показа того или иного положения язычка (сделаны они из силиконовых прихваток и проволоки).
Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка. Например, очень простое игровое задание «Назови, опиши, чего не стало?». Учим детей составлять предложение по описанию того или иного предмета (предметов). Эту игру можно проводить при изучении любой лексической темы. Воспитателям необходимо следить за тем, как ребёнок произносит окончания в единственном и во множественном числе, в именительном и родительном падежах, при согласовании прилагательных и числительных с существительными. Игра «Узнай овощ» или «Узнай фрукт» (в зависимости от изучаемой лексической темы) с использованием мнемотаблиц. Предлагаем детям посмотреть на таблицу и попробовать отгадать, что же за фрукт или овощ на ней спрятан (ребёнок отгадывает и объясняет, как он догадался). Как вариант: можно разделить слово, изображённое на карточке на слоги, при этом ставя ещё одну задачу: развитие слогового анализа. Известная игра «Чудесный мешочек». Детям нравится эта игра за её неожиданность, сюрпризность. Её можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на совершенствование лексико-грамматических категорий: «Достань и назови ласково», «Чьи покупки?», «Назови и придумай предложение» и т.п.Также, я думаю, знакомая всем игра «Кто, где живёт?» по лексической теме «Дикие животные» на закрепление названий жилищ животных. Эту игру можно проводить как с помощью компьютерной техники с группой детей (т.е. изображение в качестве демонстрационного материала), так и индивидуально (ребёнок может сам мышкой привести животное в свой домик, если мы преследуем цель не только развитие лексико-грамматических категорий, но и научить ребёнка работать мышкой и развивать ловкость кисти руки). Также в эту игру можно играть с использованием картинок и коврографа. Игра «Прятки» направлена на практическое употребление предлогов в речи, согласование слов в предложении, а также на развитие мышления и зрительного внимания. Детям предлагается картинка с изображением леса и животных. Уточняем у детей, где живут дикие животные и предлагаем им поиграть в прятки, нужно найти и объяснить, где спряталось животное. Эту игру можно также использовать и в компьютерном варианте, и с помощью картины с изображением леса и животных, которых дети сами могут прятать и искать. Можно использовать и другие игры на практическое употребление предлогов в составе простого предложения: «Ваза и цветок», «Кто за забором?», «Куда упал листик?», «Кто за деревом?», «Помоги мухе найти своих друзей», «Найди птичку». Также известная игра «Чей хвост?». В подготовительном периоде используются существительные в родительном падеже, а не притяжательные прилагательные (хвост волка, а не волчий хвост). Образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные мы начинаем только со второго периода работы в старшей логопедической группе. Эта игра проводится с помощью компьютера как индивидуально, так и с группой детей, а также с помощью картинок с изображением животных и их хвостов. В работе с детьми можно использовать игровые кубики, например упражнение «Кубик кидай – слово угадай» (работа с пиктограммой, с символами которой дети, естественно знакомы»). Прикрепляем изображение животного на коврограф или мольберт и объясняем: «Дети, у меня есть волшебный кубик и сейчас мы с вами поиграем. Вы по очереди будете кидать его, и выполнять задание, которое выпадет на верхней стороне кубика». Эта игра на совершенствование грамматического строя речи – образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, употребление существительных в именительном падеже множественного числа, образование существительных для обозначения детёнышей животных в единственном и множественном числе. Также можно волшебный кубик использовать и для выполнения других игровых заданий: «Вспоминай и называй», «Кто ползёт, кто плывёт, кто идёт?», «Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом». Кубик можно использовать и для формирования фонематических функций, закрепления грамоты, слогового анализа, т.е. у кого как работает фантазия, всё в Ваших руках! Также в работе по развитию речи прекрасно помогают известные, проверенные временем, эффективные, часто используемые, а также очень нравящиеся детям игры с мячом. Я не буду останавливаться на данных играх, т. к. их можно использовать на развитие любых компонентов речи, решая множество различных задач, всё зависит от фантазии и желания придумывать новое.
Говоря об играх на закрепление звукопроизношения, слогового анализа, фонематических функций и грамоты, хочется отметить, что, конечно же, коррекцию осуществляет логопед, а воспитатели закрепляют, автоматизируют и контролируют. Для развития фонематических функций можно использовать игры: «Хлопни, если услышишь» (сначала, выделяем звуки из ряда звуков, затем слогов и слов), «Подними сигнал» (ребёнок, если услышит заданный звук, поднимет соответствующий сигнал), «Кто из детей произносит АУ, а кто УА?» (анализ и синтез слияний гласных звуков), «Хлопни – топни», «Красный – синий» (игры на дифференциацию звуков), «Светофор», «Назови начальный и конечный согласный» (игры на определение места звука в слове) и т.п. Также для развития фонематических функций я использую игру «Помоги гномам». Это многофункциональное пособие (2 гнома в красной и синей шапочке) можно использовать для развития фонематических представлений: «Картинки, которые начинаются на гласные звуки нужно помочь собрать гному в красном колпачке, картинки, начинающиеся на согласные звуки – гному в синем колпачке» или на дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков: «Помоги гному Толе собрать все картинки, начинающиеся на звук [т], а гному Тёме – картинки, начинающиеся на звук [т’], или на определение места звука в слове «Помоги гному в синей шапке собрать картинки, начинающиеся на звук [п], а гному в красной шапке картинки, изображения которых заканчиваются на звук [п]» и т. п. Опять же всё зависит от вашей фантазии и желания придумывать новое. Для развития и закрепления навыков фонематического анализа хорошо использовать игры: «Утёнок на прогулке», «Весёлый колобок» для определения места положения заданного звука в словах, также «Отгадай слово по схеме», «Какое слово спряталось» и другие. В своей работе я часто использую многофункциональную игру «Колесо заданий». Это и неожиданность для ребёнка, и ожидание чего-то нового. Для колеса заданий я использую символы, предварительно знакомя детей с ними. Символы могут быть любыми, это развивает и память, и мышление, и внимание. Игра может проводиться на развитие любых компонентов речи, на любую лексическую тему. Перечисленные игры используются в разные периоды работы во всех возрастных группах. Сложность их зависит, конечно же, от возраста, способностей и речевых проблем у ребёнка. Ещё одна логопедическая игра, точнее игры, которые можно проводить с многофункциональным пособием «Умная гусеница». Её можно использовать опять же и на развитие лексико-грамматических категорий, и на закрепление звукопроизношения, и на закрепление навыков фонематического и слогового анализа. Лучше использовать не одну, а две гусеницы, чтоб игра была соревнованием. В работе с этим пособием можно использовать следующие игры: «Кто быстрее соберёт?» (на различные лексические темы: дифференциация овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п.), «Подбери слова на заданный звук» (один ребёнок подбирает кружки с картинками на звук [а], а другой – на звук [у], кто быстрее), «Раздели и собери» (один ребёнок собирает гусеницу со словами из двух слогов, другой – из трёх) и многие другие игры в соответствии с поставленной задачей и изучаемой лексической темой. Для развития и закрепления навыка слогового анализа хорошо использовать такие игры, как: «Собери пирамиду», «Кто, где живёт?». Также для этих целей подойдёт многофункциональное пособие «Поезд». В первом вагоне едут предметы, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три и т.д., также с домиками и пирамидой. Для закрепления навыка чтения, фонематических функций, а также на развитие мышления и творческого воображения необходимо использовать игры с участием самих детей. Это игра «Превратись в букву» (дети одевают на себя букву и выстраиваются в слоги, простые слова), «Буква оживает» (ребёнок один или в паре изображает букву, другие дети отгадывают, что за буква получилась), «Живые звуки» (дети одевают кружки красного, синего и зелёного цвета и выстраиваются в слова; позже дети могут превращаться в слова и выстраиваться в предложения). При знакомстве с буквами и обучении детей чтению, а также на закрепление навыка чтения хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как: «Найди букву среди других», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Тучка – читучка» (дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова), «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука», «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Буква сломалась», «Буква потерялась», «Какой буквы не хватает?» и т.п. Используя эти и другие игры в работе по развитию речи, педагогам необходимо помнить о том, что именно через игру ребёнок дошкольного возраста учится, развивается, взрослеет. Чем ярче, красочнее игры и игровые пособия, тем интереснее ребёнку играть и тем лучше будет результат. Но надо помнить, что речевой материл, не должен быть перенасыщен и поставленные задачи должны соответствовать возрасту и возможностям ребёнка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА, ИГРАЯ В ТЕАТР.
У ребенка находящегося под впечатлением от услышанной сказки, возникает естественное желание показать, как шел, переваливаясь, медведь, как прыгали зайчик, лягушка, как бежала мышка....
Мастер-класс для воспитателей на тему:"Развиваем речь,используя игры и упражнения"
Даются рекомендации педагогам использовать как можно чаще с дошкольниками упражнения для мимической мускулатуры,артикуляционную , пальчиковую гимнастику и речевые игры.Предлагаются варианты упражнений...
"Развиваем речь малыша играя"
Консультация для родителей. Рекомендации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в творческих словесных играх....
Развиваем речь в играх с мячом
Закрепляем и автоматизируем уменя и навыки детей в играх с мячом...
Мастер-класс для родителей. "Развиваем речь в игре. Играем на кухне"
Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений. Знакомить с речевыми играми,которые помогут развить речь и воображение ребёнка,активизировать слов...
Мастер-класс для родителей. Тема : «Развиваем речь в игре. Играем на кухне»
Цель. Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений. Знакомить с речевыми играми. Задачи:- развивать речь и воображение ребён...
«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...