Тема: «Особенности коррекционной работы при обучении составления рассказа по памяти»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Занятие для детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района, структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида»
Тема: «Особенности коррекционной работы при обучении составления рассказа по памяти»
Учитель-логопед «Детского сада № 10
комбинированного вида»
Герасименко И.И.
2013г
Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений-обучение детей связной речи, т.е. умение чётко, последовательно излагать свои мысли. Ребёнок, владеющий свободой высказывания, успешно овладевает в будущем школьной программой и формируется как цельная личность. В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого развития и познавательных процессов мышления, восприятия, памяти и воображения. Сенсорное, умственное и речевое развитие происходит в тесном единстве. Развитие речи содействует формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствует точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. В
связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринятое и правильно выразите его. В детском саду одним из средств развития связной речи является обучение детей составлению рассказов по памяти. Рассказывание по памяти-это последовательная и образная передача в устной речи события, имевшего место в жизни рассказчика. Языковая задача этого вида рассказывания-уточнение и активизация словаря, упражнение в построении фраз (синтаксис) и рассказа в целом (композиция, стилистика), работа над эмоциональной выразительностью речи. К группе рассказов , составляемых по памяти, относятся высказывания на темы из опыта. Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению. Развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связном повествовании. Формируется умение чётко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли. Основа развития этого вида рассказывания-содержательная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник. Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественной произведений дидактические игры на описание, обогащение детской речи и предпосылки развития у детей умения рассказывать о случаях из своей жизни. Рассказы из опыта вводятся на начальном этапе обучения. Предлагаются конкретные, близкие дошкольникам темы о недавно пережитых ярких событиях: « Наш праздник», « Как мы готовилиподарки маме» и т. д. Могут быть предложены темы , связанные с ознакомлением детей с трудом людей ближайшего окружения («Кто работает на кухне», « Наш дворник дядя Вова», «Машины на нашейулице»), с трудом родителей (« где работает моя мама, мой папа»). Перед таким занятием логопед ведёт детей на кухню, знакомит с трудом дворника, предлагает родителям кратко и просто рассказать о своём труде (кто, где и кем работает, чем важен этот труд), наблюдает с детьми, какой транспорт движется по их улице (как называются машины, куда едут машины « Хлеб», « Молоко» и т. д.). Прогулки, труд детей дают материал для составления небольших рассказов о природе. Сначала им легче составить сюжетный рассказ о предметах или явлениях природы. Трудность вызывает составлениеописательного рассказа, так как в нём отсутствует ярко выраженная сюжетная ситуация, и от ребёнка требуется передача отношения к событию, что ему очень трудно. Поэтому лучше предложить темы рассказов, в которых чётко выделялась бы сюжетная линия, ярко вырисовывалась бы последовательность действий («Как мы сажали огород»,' «Как мы вырастили щенка, котёнка».). Подбирая темы для рассказов, логопед знакомится с ближайшим природным окружением, определяет содержание и цель прогулки или экскурсии. Предварительная работа, подготавливающая детей к составлению рассказа, проводится уже во время экскурсии, наблюдения. Логопед задаёт детям вопросы: «Как можно сказать о нашем парке, какой он?», «Расскажите, что мы увидели». Подводя итог наблюдения, прогулки, он даёт небольшой рассказ-образец. Закрепляя впечатления, логопед проводит дидактическую игру, рассматривание картинок, читает литературные произведения. Обучение рассказыванию на предложенную тему лучше начинать с коллективного рассказа. Логопед начинает и в основном ведёт рассказ. Дети дополняют его запомнившимися деталями, небольшими описаниями. Желательно, что бы взрослый вёл запись коллективного рассказа и в конце занятия прочёл его. Важным методическим приёмом является направление внимания детей на то, чтобы они вспомнили какие-то события ипередали их в рассказе. В предварительной беседе педагог предлагает детям вспомнить, что они видели на прогулке, как трудились, намечает основные части рассказа (что расскажем сначала, что потом, чем закончим рассказ). Установлению последовательность, чёткости повествования способствуют и указания логопеда, которые должны даваться коротко, чётко и быстро, чтобы не разрывать повествование. В этом виде рассказывания также большое значение имеет рассказ-образец педагога. Образец оказывает прямое влияние: ребёнок находит для рассказа аналогичные случаи из своего опыта, постепенно овладевает формой изложения. В подобных случаях не стоит бояться подражания. Подражая, дети лучше усваивают содержание и находят форму для его выражения. Однако не следует забывать, что задача логопеда- постепенно отучать детей от копирования образца. Установка специалиста «расскажи по-другому», «скажи по-своему» стимулирует развитие самостоятельности детского рассказа. Рассказ- образец логопеда должен подчиняться следующим требованиям:
- Тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;
- Чёткость построения, отсутствие излишних деталей, динамичность действия, ясная концовка;
- Язык рассказа должен быть приближен к разговорному: эмоционален, лишён сухости и однообразия;
В конце года, учитывая умения детей, вводится образец в виде начала рассказа: логопед даёт только завязку и намечает путь развития сюжета. Такой образец должен помочь развитию у ребёнка умения довести начатое повествование до логического конца. Кроме того, он составляется так, чтобы можно было придумать разные концовки. Обучение рассказыванию приучает детей к более продолжительному разговору на близкую для них тему и подводит к творческому рассказыванию. В дальнейшем повышается роль занятий , на которых составляются рассказы без наглядного материала. Имеют место все виды рассказов по памяти: из индивидуального, коллективного опыта, дидактические игры на описание без наглядного материала. Расширяется круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом людей. Поэтому и темы их рассказов могут быть усложнены. Могут быть предложены такие темы: «Кто построил этот дом», «Как шьют одежду», «Кто потрудился, чтобы мы письмо получили». Усложняются темы рассказов о природе. Наряду с сюжетными рассказами («Как мы растили цветы», «Наш огород», «Как дети зимой играют») предлагаются темы для составления описательных рассказов: « Наш участок зимой и летом». Эффективность проведения занятий во многом зависит от того, насколько целенаправленно велась предварительная работа, определяющая богатство и разнообразие индивидуального и коллективного опыта, развитие умений детей отобрать для рассказа самое интересное и существенное и найти целесообразную форму передачи этого содержания. Широко' распространенным приёмом в этих видах рассказывания являются образец логопеда и его указания. Указания могут даваться в виде вопросов, а образец должен помочь детям отобрать случай из их опыта, использовать образные слова и выражения и дать им большой эмоциональный настрой. Рассказывание из личного опыта оказывает на детей большое воздействие. Здесь очень важно ' установление контакта с родителями. С ними можно провести беседу о том, как обогатить детские впечатления в праздничные или выходные дни, где побывать с ребёнком, что и как посмотреть. К этому виду рассказывания относится и составление коллективного письма заболевшему другу или переписка с детьми другого сада. Логопед записывает за детьми то, что они расскажут, и помогает изложить содержание последовательно, интересно, грамотно правильно. Одновременно у детей развивается умение правильно составлять специальные тексты, потому что письмо отличается от обычного рассказа и своим содержанием, и своей структурой. Составление писем, помимо развития связности изложения, оказывает большое воспитательное воздействие, вызывая у детей дружеское отношение к другим детям, заботливое отношение к сверстникам и взрослым. Хотелось бы отметить, что в последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приёмов работы по обучению детей связному рассказыванию. Многие авторы дают определение моделированию как замене одних объектов другими-смысловыми, условными обозначениями-заместителями по внешнему виду, функциям, действиям. Моделирование-это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном на их изучении. Моделированием можно назвать исследование какого-либо явления, процесса или систем объектов путём построения и изучения их моделей. Модельное отношение рассматривается как тернарное, когда наряду с моделируемым объектом и его моделью рассматривается ещё и субъект, который базирует и использует это отношение. Л.М. Фридман в своей книге «Наглядность и моделирование в обучении» выделил следующие классы моделей в зависимости от «материала»,- из которого они могут быть построены: материальные: статические, динамические; идеальные: образные, мыслительные, знаковые. По классификации Саморуковой П.Г. модели могут быть предметные, предметно-схематические. Особенность моделирования в том, что оно делает наглядным скрытиеот непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям. Моделирование развивает умение раскрыть тему, основную мысль высказывания. С помощью моделирования можно обучать детей построению текста-рассказа из опыта. Моделирование позволяет запомнить содержание, последовательность событий, помогает уловить связи между персонажами, их отношениями Обучение моделированию следует начинать с умения отображать пространственные отношения, позже переходить к отображению временных отношений, а потом уже и всех других типов отношение (механических, звуковысотных, математических, логических). В моделирование входят такие действия, как анализ материала, подлежащего моделированию; «перевод» на язык символов и знаков разграничение одинаковых и различных элементов и отношений; действие преобразования; соотношение полученной модели с реальностью Основная задача при формировании способности к моделированию- расширить и углубить естественные для возраста ребёнка стороны речевого развития
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-454850-1415109248.jpg)
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/04/picture-872375-1483549490.jpg)
Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...
«Особенности коррекционной работы при обучении составления рассказа по памяти»
laquo;Особенности коррекционной работы при обучении составления рассказа по памяти»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-828179-1476036804.jpg)
Презентация на тему: Особенности коррекционной работы воспитателей в группе для детей с задержкой психического развития. Взаимодействие со специалистами.
В презентации дана краткая характеристика типов ЗПР, даны рекомендации как проводить коррекционную работу воспитателям группы во время непосредственной организованной образовательной деятель...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/24/picture-1282901-1629786988.jpg)
доклад на тему "Особенности коррекционной работы за Рубежом"
Особенности коррекционной работы за Рубежом...
Презентация по теме "Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
Презентация по теме "Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/20/picture-1049177-1700494181.jpg)
Опыт работы по теме "Особенности коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в группе компенсирующей направленности".
Опыт содержит варианты парциальных нарушений, организацию коррекционно-развивающей работы в логопедической группе....