Игры Лото в работе с моторными алаликами.
учебно-методическое пособие по логопедии
Представлен личный опыт использования игр по типу Лото для вызывания, активизации и стимулирования экспрессивной речи у детей с моторной алалией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
loto_v_rabote_s_motornymi_alalikami.doc | 782 КБ |
Предварительный просмотр:
Бакаева Марина Николаевна
учитель - логопед МБДОУ №310
г. Ростова-на-Дону.
Лото в работе с моторными алаликами.
Лото – это разновидность настольно-печатных игр, которые находят широкое применение в практике работы со старшими дошкольниками, расширяя и актуализируя их кругозор, развивая произвольное внимание и память. Дети любят лото за то, что здесь можно соревноваться.
Я тоже включаю лото в свою работу с детьми - алаликами, но преследую при этом совсем другие цели. Предлагая детям этот вид настольно-печатных игр, на определенном этапе работы с ними , а именно, на этапе появления слов, использую лото для активизации активного словаря ребенка - алалика, поддержания его интереса к говорению, общению с окружающими с помощью речи.
Моторная алалия – это одно из тяжелых речевых нарушений детского возраста, которое характеризуется нарушением и несформированностью всех систем языка. Звукопроизношение формируется у таких детей довольно сложно, речь развивается очень медленно. В какой-то момент у ребенка-алалика начинают появляться слова – названия конкретных предметов, действий, которые нужно чаще активизировать, закреплять в экспрессивной речи.
Для этого я использую лото , которое делаю сама каждому конкретному ребенку. В них включаю те слова, которые данный конкретный ребенок-алалик может говорить осознанно, сохраняя при этом абрис самого слова. У кого-то - это двусложные слова, у кого-то – односложные, у кого-то – трехсложные, а у кого-то – их сочетание, то есть тот речевой материал, который есть в активном лексиконе конкретного ребенка. Первоначально делаю лото предметов, затем – лото действий.
В лото играем вдвоем по нашим особым правилам. Сначала в роли ведущего выступает взрослый, который показывает ребенку, как будем играть в эту игру. Каждому игроку дается карта - поле, разделенное на четыре части, каждая из которых закроется такой же картинкой. В начале игры называем все имеющиеся предметы (действия), знакомимся с ними, узнаем их. Далее ведущий выкладывает поочередно все картинки , спрашивая : - Что (кто) это?
- Кому … пес? Чей… пес ?, - в зависимости от речевых возможностей ребенка. Так закрываем все предметы ( действия).
В нашем лото действуют свои правила : картинки на поле закрываются карточкой изображением вниз. При этом после заполнения всего поля ребенок не видит, где спрятана и находится каждая конкретная картинка. Далее взрослый меняется с ребенком полями. Нужно поочередно открывать все окошки и рассказывать, кто (что) тут, это.
Таким образом, активизируется лексика ребенка - алалика. С каждой парой карт-полей в нашем лото играем 2-3 раза. Далее, на знакомом материале, ведущим может быть сам ребенок, повторяя в игре действия ведущего. Для поддержания интереса к игре в лото, одно поле или оба сразу можно обновлять.
Со временем накапливается много карт-полей в нашем лото. Тогда можно предлагать ребенку самостоятельно выбирать основные карты и себе, и взрослому, играющему с ним вместе.
В такое лото мы играем на логопедическом занятии, в эту же игру дети играют дома с родителями, что позволяет многократно активизировать одну и ту же лексику ребенка - алалика в непринужденной естественной обстановке, стимулируя и поддерживая его экспрессивную речь.
Бакаева Марина Николаевна
учитель-логопед МБДОУ №310 г. Ростова-на-Дону
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Б.М. Гриншпун О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов
Среди детей — моторных алаликов дошкольного возраста (5—6 лет) значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития. При относительной сформированности импре...
Индивидуальный план работы с ребенком-алаликом
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ...
Принципы организации логопедической работы с моторными алаликами.
Принципы организации логопедической работы с моторными алаликами. Принципы – основные положения, были разработаны Натальей Никол...
О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.
О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов....
Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.
Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов....
Организация логопедической работы с моторными алаликами.
Коллеги, представляю вашему вниманию лекции Воробьевой В.К. по предмету «Алалия» (2004-2005 годы). Наука не стоит на месте и в этой области тоже появились новые наработки. Однако, надеюсь,...
Организация логопедической работы с моторными алаликами
Практический материал для неговорящих детей...
Комментарии
Отличное лото!!!!! Подходит
Отличное лото!!!!! Подходит для работы с детьми с разными речевыми нарушениями.