Лес сказок
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Методическая разработка интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ №39 Колпинского района г.Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы
«Лес сказок»
Цель: обобщать знания о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев.
Использованы современные технологии:
Обучение в сотрудничестве
Динамическая пауза
Психогимнастика
Музыкальное воздействие
Образовательные задачи:
- Учить согласовывать существительные с прилагательными;
- Учить строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки;
- Расширять и активизировать словарь детей;
- Учить рисовать методом «тычка».
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения;
- Развивать умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Упражнять в употреблении существительных во множественном числе;
- Формировать навыки словоизменения;
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кистей и пальцев рук.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам;
- Воспитывать стремление овладеть правильной речью;
- Формировать чувства взаимопонимания, товарищества, взаимопомощи во время совместной деятельности детей.
Оборудование: ширма, фланелеграф (ковролин), кукла «Машенька», предметные картинки с изображение лисы, волка, зайца, медведя, берлоги, логова, норы, куста, избушки, дерева, мостика, ручья и т. д.;
Кукольный театр: лиса, волк, заяц, медведь; картинки с цифрами (1,2,3), магнитная доска; набор для дидактической игры «Чей, чья, чьё?; медальки; музыкальный отрывок из мультфильма «Машенька и медведь».
Ход деятельности:
- Организационный момент.
Под музыкальное сопровождение появляется кукла «Машенька».
Логопед: «Дети, вы узнал, кто это?»
Дети:» Да, это Машенька».
Логопед: «Вы знаете ,откуда она?»
Дети: «Она из мультфильма «Машенька и и медведь».
Логопед: «Да, вы правы. Машенька пришла к нам со своей бедой. Она потеряла своего лучшего друга и не знает, в какой сказке его искать. Давайте ей поможем.»
- Основная часть.
Логопед: « Машенька, чтобы тебе найти своего друга, надо выполнить задание. Наши ребята знают загадки. Отгадав их ,мы попадём в разные сказки, может быть там твой друг.
-Тая загадает первую загадку:
«Зимой белый, летом серый,
Никого не обижает, а сам всех боится.»
Дети: Это заяц.
Логопед отмечает похвалой детей.
Из –за ширмы выскакивает заяц.
Воспитатель(заяц): «Ой, кто это тут про меня сказал, что я трусливый, пугливый. Да, я не трус, я очень осторожный. У меня чуткие уши и зоркие глаза. Я очень быстро бегаю, вот и кажется, что всех боюсь. Ой, что-то я расхвастался…»
Логопед: «Ребята, кто знает, в какой сказке заяц тоже хвастался?»
Дети: «В сказке «Заяц- хваста»
Воспитатель(заяц): «А чем вы можете похвастаться? Если я вам дам задание, сможете вы его выполнить? Найдите вот эту цифру, и там вам будет задание.
Дидактическая игра «Образуй слова по образцу».
Логопед: «Послушайте, какие слова я вам назову: книжище, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь?»
Дети: «О больших.»
Логопед: «Назовите слова ,похожие на эти»
Логопед: «Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки:
«У меня не усы, а …….»
«У меня не лапы, а ……..»
«У меня не зубы ,а ………»
Должно быть, в сказке «Заяц – хваста» речь идёт о зайце-великане?»
Дети: «Нет».
Логопед: «А почему вы так решили?»
Дети: «Мы решили так, потому что он хвастун».
Игра «Скажи наоборот с «массажным» мячом.
Логопед говорит начало предложения и бросает ребенку массажный мяч. Ребёнок должен закончить предложение словом- наоборот и вернуть логопеду мяч.
Волк сильный, а заяц……
Хвост у волка длинный ,а у зайца….
Волк большой, а зайчонок…..
Дерево высокое, а куст….
Волк злой, а заяц …..
Волк догоняет, а заяц….
Волк смелый, а заяц ….
Логопед отмечает похвалой ответы детей.
Логопед: «Машенька , волк твой лучший друг?
Кукла «Машенька»: «Нет, это не мой лучший друг…..
- Логопед: –«Машенька, смотри, кто-то хвост потерял!»Чтобы узнать,чей это хвост,надо отгадать загадку.
Паша Кузнецов загадывает загадку:
«На овчарку он похож.
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть».
Дети: «Это загадка про волка».
Логопед: «Если хозяин хвоста волк, то чей это хвост?»
Дети: Волчий.
Раздаются голоса за ширмой: «Это мой хвост…,нет мой!»
Логопед: « А волк –то пришёл не один. Чтобы узнать кто с ним, надо отгадать его имя по первым звукам слов.Для этого нам нужно выполнить второе задание. Найдите цифру 2.
Игра «Составь слово по первым звукам слов»
На магнитной доске картинки: лимон, индюк, самолёт, арбуз. Дети выделяют первый звук в каждом слове ,обозначают его буквой и из букв составляют слово.
«Катя, прочитай имя второго героя, который пришёл с волком. Катя читает слово «Л И С А».
Диалог волка и лисы за ширмой(воспитатель).
Герои появляются за ширмой.
Лиса: «Вот все говорят, что я хитрая. А на самом деле не хитрее других зверей. Мышь нахожу без хитростей и уловок. Помогают мне зоркие глаза, острый слух и чутьё (вы умеете нюхать носом и узнавать, что вокруг?)
Волк: «А меня сделали в сказках злым, голодным, страшным. Но я не всегда причинял людям зло (был разбойником). На самом деле я добрый, доверчивый.»
Логопед: «Ребята, в какой сказке встречаются сразу волк и лиса?»
Дети: « Сказка называется «Лисичка-сестричка и серый волк».
Логопед: «Машенька, волк и лиса хотят с тобой поиграть ,чтобы стать твоими друзьями.Сейчас мы поиграем в игру. И выполним третье задание. Найдите цифру 3.
Дидактическая игра «Чей, чья, чьё?»
Из набора цветных геометрических фигур (кругов и треугольников) дети выбирают фигуры определенного цвета, соответствующего окраске заданного животного, выкладывают на столе круг и называют животное, затем подкладывают к кругу треугольники и называют части тела животных, образуя притяжательные прилагательные (серый волк- серый волчий хвост- серая волчья лапа- серое волчье ухо) и т.д.
Логопед: «Машенька, это твои лучшие друзья?»
Кукла: «Нет, и это не мои друзья…
- Логопед: Ребята,кажется слышны тяжелые шаги,хруст веток
«Кто же так в лесу шумит? Егор, загадай загадку:
«Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой».
Голос за ширмой(воспитатель),медведь:
«Ну, косолапый я, неуклюжий. На самом деле я умный и ловкий. Я так крадусь, что ни одна ветка не хрустнет под моей тяжёлой лапой».
Логопед: «Вы узнали, кто это?»
Кукла:»Это же мой лучший друг! Миша, Миша ,ну давай поиграем.
Этюд на выражение основных эмоций
«Мишка лапу занозил».
-Мишка лапу занозил-(потрясти кистью правой руки).
Наступил на шишку. (соответственно)
Обозлился, погрозил: (соответственно)
-Ты узнаешь мишку!
Шишку в сучьях закопал, (соответственно0
Поплясал на сучьях. (весело поплясать)
Поскользнулся и упал (присесть, на лице- огорчение)
У норы барсучьей.
Вышел заспанный барсук , (кулачками потереть глаза, зевнуть)
Заворчал на мишку.(насупиться, строгое выражение лица)
Мишка струсил, влез на сук, (испуганное выражение лица, закрыть голову руками)
Притаился мышкой (соответственно).
(З. Александрова)
Кукла: «Ты , дружочек не зевай, да словечко приласкай».
Игра с мячом.»Скажи ласково».
Логопед кидает мяч ребёнку, называя большой предмет. Ребёнок возвращает мяч, образуя существительное с уменьшительно- ласкательным суффиксом:
Маша-
Мишка-
Каша-
Шишка-
Подушка-
Мышка-
Логопед отмечает ответы детей похвалой.
Логопед: Играл медведь, устал медведь и говорит :
Медведь: «Мастера вы в игры играть. Лесным жителям так понравилось с вами играть, что они передали вам подарки, свои портреты.
- Логопед: Наша лесная сказка заканчивается. Костя и Денис прочитают нам стихотворение:
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться!
Быть скромнее и добрее,
Терпеливей и мудрее!
Воспитатель:: «Ребята, а подарки-то неяркие, они не раскрашены.Выберите краску такую же, какого цвета ваш герой».
Воспитатель объясняет методику работы в процессе раскрашивания.
Воспитатель: «Теперь надо помочь нашим лесным жителям вернуться в свои дома.»
Работа на ориентировку в пространстве (проводится на ковролине).
«Как называется и где находится?»
Воспитатель:»Машенька устала играть и тоже хочет вернуться домой. По дороге домой она хочет попрощаться с каждым лесным жителем. Машенька поплыла на (чём?) на лодочке (по чему?) по….речке и подплыла к дому волка (как называется?)
Сказала ему (что?) » До свидания!»
Обошла елочку и оказалась возле дома лисы ,(который называется?)
Дети:»нора».Сказала ей (что?)…
Перепрыгнула через (что?) ..через яму и оказалась около дома лучшего друга –Миши. Как называется дом медведя?
Дети: Берлога.
Обняла его и сказала: « Мы еще встретимся и поиграем!»
Устала Машенька, села на пенек, оглянулась, а ее дом то совсем рядом ! Где живёт Машенька?
Дети: «В избушке».
Катя читает стихотворение:
Ну, а нам пора прощаться
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Вас ,ребятки будет ждать!
Сюрпризный момент. Логопед(спотыкаясь о корзинку)говорит6» Мишка нам что –то еще оставил. Давайте посмотрим, что внутри корзинки».
Взрослые раздают сладкие угощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства масс...
Отличие русских народных сказок от сказок других народов
1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...
Отличие русских народных сказок от сказок других народов
1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе " Поляна сказок". Презентация к занятию "Поляна сказок"
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с презентацией....
Конкурс творческих работ "Герои произведений сказок К.И.Чуковского "Тараканище", "Мойдодыр", "Крокодил", посвященного 95- летию со дня выхода сказок.
Коллективная работа ДС 939 группа № 5 "Мойдодыр". 2017 год....
СПЕКТАКЛЬ ПО МОТИВАМ СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ Спектакль «Бал сказочных героев» по мотивам сказок Братьев Гримм
Сценарий спектакля ПО МОТИВАМ СКАЗОК БРАТЬЕВ ГРИММ...
Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель
Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...