Лес сказок
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Жилова  Наталья

Методическая разработка  интегрированной организованной  образовательной деятельности с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №39 Колпинского района г.Санкт-Петербурга

             Методическая разработка

Интегрированной организованной образовательной  деятельности с детьми старшей  логопедической группы

                            «Лес сказок»

Цель: обобщать знания о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев.

Использованы современные технологии:

Обучение в сотрудничестве

Динамическая пауза

Психогимнастика

Музыкальное воздействие

Образовательные задачи:

  • Учить согласовывать существительные с прилагательными;
  • Учить строить полные  и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Учить  рисовать методом «тычка».

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения;
  • Развивать умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Упражнять в употреблении существительных во множественном числе;
  • Формировать навыки словоизменения;
  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кистей и пальцев рук.

Воспитательные  задачи:

  • Воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам;
  • Воспитывать стремление овладеть правильной речью;
  • Формировать чувства взаимопонимания, товарищества, взаимопомощи во время совместной деятельности детей.

Оборудование: ширма,  фланелеграф (ковролин), кукла «Машенька», предметные картинки с изображение лисы, волка, зайца, медведя, берлоги, логова, норы, куста, избушки, дерева, мостика, ручья и т. д.;

Кукольный театр: лиса, волк, заяц, медведь; картинки с цифрами (1,2,3), магнитная доска; набор для дидактической игры «Чей, чья, чьё?; медальки; музыкальный отрывок из мультфильма «Машенька и медведь».

Ход деятельности:

  1. Организационный момент.

Под музыкальное сопровождение появляется кукла «Машенька».

Логопед: «Дети, вы узнал, кто это?»

Дети:» Да, это Машенька».

Логопед: «Вы знаете ,откуда она?»

Дети: «Она из мультфильма «Машенька и и медведь».

Логопед: «Да, вы правы. Машенька пришла к нам со своей бедой. Она потеряла своего лучшего друга и не  знает, в какой сказке его искать. Давайте ей поможем.»

  1.  Основная часть.

Логопед: « Машенька, чтобы тебе найти своего друга, надо выполнить задание. Наши ребята знают загадки. Отгадав их ,мы  попадём в разные сказки, может быть там твой друг.

-Тая загадает первую загадку:

«Зимой белый, летом серый,

Никого не обижает, а сам всех боится.»

Дети: Это заяц.

Логопед отмечает похвалой детей.

 Из –за ширмы выскакивает заяц.

Воспитатель(заяц): «Ой, кто это тут  про меня сказал, что я трусливый, пугливый. Да, я не  трус, я очень осторожный. У меня чуткие уши и зоркие глаза. Я очень быстро бегаю, вот и кажется, что всех боюсь. Ой, что-то я расхвастался…»

Логопед: «Ребята, кто знает,  в какой сказке заяц тоже хвастался?»

Дети: «В сказке «Заяц-  хваста»

Воспитатель(заяц): «А чем вы можете похвастаться? Если я вам дам задание, сможете вы его выполнить? Найдите вот эту цифру, и там вам будет задание.

Дидактическая игра «Образуй слова по образцу».

Логопед:  «Послушайте, какие  слова я вам назову: книжище, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь?»

Дети: «О больших.»

Логопед: «Назовите слова ,похожие на эти»

Логопед: «Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки:

«У меня  не усы, а …….»

«У меня не лапы, а   ……..»

«У меня не зубы ,а ………»

Должно быть, в сказке «Заяц – хваста» речь идёт о зайце-великане?»

Дети: «Нет».

Логопед: «А почему вы так решили?»

Дети: «Мы решили так, потому что он хвастун».

Игра «Скажи наоборот с «массажным» мячом.

Логопед говорит начало предложения и бросает ребенку массажный мяч. Ребёнок должен закончить предложение словом- наоборот и вернуть логопеду мяч.

Волк сильный, а заяц……

Хвост у волка  длинный ,а у зайца….

Волк большой, а зайчонок…..

Дерево высокое, а куст….

Волк злой, а  заяц …..

Волк догоняет, а заяц….

Волк смелый, а заяц ….

Логопед отмечает похвалой ответы детей.

Логопед: «Машенька  , волк твой лучший друг?

Кукла «Машенька»: «Нет, это не мой лучший друг…..

  1. Логопед: –«Машенька, смотри, кто-то хвост потерял!»Чтобы узнать,чей это хвост,надо отгадать загадку.

Паша Кузнецов загадывает загадку:

«На овчарку он похож.

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть».

Дети: «Это загадка про волка».

Логопед: «Если хозяин хвоста волк, то чей это хвост?»

Дети: Волчий.

Раздаются голоса за ширмой: «Это мой хвост…,нет мой!»

Логопед: « А волк –то пришёл не один. Чтобы узнать кто с ним, надо отгадать его имя по первым звукам слов.Для этого нам нужно выполнить второе задание. Найдите цифру 2.

Игра «Составь слово по первым звукам слов»

    На магнитной доске картинки: лимон, индюк, самолёт, арбуз. Дети выделяют первый звук в каждом слове ,обозначают его буквой и из букв составляют слово.

«Катя, прочитай имя второго героя, который пришёл с волком. Катя читает слово        «Л И С А».

Диалог волка и лисы за ширмой(воспитатель).

  Герои появляются за ширмой.

  Лиса: «Вот все говорят, что я хитрая. А на самом деле не хитрее других зверей. Мышь нахожу без хитростей и уловок. Помогают мне зоркие глаза, острый слух и чутьё (вы умеете нюхать носом и узнавать, что вокруг?)

Волк: «А меня сделали в сказках злым, голодным, страшным. Но я не всегда причинял людям зло (был разбойником). На самом деле я добрый, доверчивый.»

Логопед: «Ребята, в какой сказке встречаются сразу волк и лиса?»

Дети: « Сказка называется «Лисичка-сестричка и серый волк».

Логопед: «Машенька, волк и лиса хотят с тобой поиграть ,чтобы стать твоими друзьями.Сейчас мы поиграем в игру. И выполним третье задание. Найдите цифру 3.

Дидактическая игра «Чей, чья, чьё?»

  Из набора цветных геометрических фигур (кругов и треугольников) дети выбирают фигуры определенного цвета, соответствующего окраске заданного животного, выкладывают на столе круг и называют животное, затем подкладывают к кругу треугольники и называют  части тела животных, образуя притяжательные прилагательные (серый волк- серый волчий хвост- серая волчья лапа- серое волчье ухо) и т.д.

Логопед: «Машенька, это твои лучшие друзья?»

Кукла: «Нет, и это не мои друзья…

  1. Логопед: Ребята,кажется слышны тяжелые шаги,хруст веток

 «Кто же так в лесу шумит? Егор, загадай загадку:

«Хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой».

Голос за ширмой(воспитатель),медведь:

 «Ну, косолапый я, неуклюжий. На самом деле я умный и ловкий. Я так крадусь, что ни одна ветка не хрустнет под моей тяжёлой лапой».

Логопед: «Вы узнали, кто это?»

Кукла:»Это же мой лучший друг! Миша, Миша ,ну давай поиграем.

Этюд на выражение основных эмоций

                    «Мишка лапу занозил».

-Мишка лапу занозил-(потрясти кистью правой руки).

Наступил на шишку. (соответственно)

Обозлился, погрозил: (соответственно)

-Ты узнаешь  мишку!

Шишку в сучьях закопал, (соответственно0

Поплясал на сучьях. (весело поплясать)

Поскользнулся и упал (присесть, на лице- огорчение)

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук , (кулачками потереть глаза, зевнуть)

Заворчал на мишку.(насупиться, строгое выражение лица)

Мишка струсил, влез на сук, (испуганное выражение лица, закрыть голову руками)

Притаился мышкой (соответственно).

                                                       (З. Александрова)

 Кукла: «Ты , дружочек не зевай, да словечко приласкай».

Игра с мячом.»Скажи ласково».

  Логопед кидает мяч ребёнку, называя большой предмет. Ребёнок возвращает мяч, образуя существительное с уменьшительно- ласкательным суффиксом:

Маша-

Мишка-

Каша-

Шишка-

Подушка-

Мышка-

 Логопед отмечает ответы детей похвалой.

Логопед:  Играл медведь, устал медведь и говорит :

Медведь: «Мастера вы в игры играть. Лесным жителям так понравилось с вами играть, что они передали вам подарки, свои портреты.

  1. Логопед: Наша  лесная сказка заканчивается. Костя и Денис прочитают нам стихотворение:

Чтобы сказки не обидеть,

Надо их почаще видеть,

Их читать и рисовать

Их любить и в них играть.

 

             Сказки всех отучат злиться,

             А научат веселиться!

             Быть скромнее и добрее,

             Терпеливей и мудрее!

Воспитатель:: «Ребята, а подарки-то неяркие, они не раскрашены.Выберите краску такую же, какого цвета ваш герой».

  Воспитатель объясняет методику работы в процессе раскрашивания.

Воспитатель: «Теперь надо помочь нашим лесным  жителям вернуться в свои дома.»

 Работа на ориентировку в пространстве (проводится на ковролине).

                      «Как называется и где находится?»

  Воспитатель:»Машенька устала играть и тоже хочет вернуться домой. По дороге домой она хочет попрощаться с каждым лесным жителем. Машенька поплыла на (чём?) на лодочке (по чему?) по….речке   и подплыла к дому волка (как называется?)

Сказала ему (что?)  » До свидания!»

Обошла елочку и оказалась возле дома лисы ,(который называется?)

 Дети:»нора».Сказала ей  (что?)…

  Перепрыгнула через (что?) ..через яму и оказалась около дома лучшего друга –Миши. Как называется дом медведя?

Дети: Берлога.

Обняла его и сказала: « Мы еще встретимся  и поиграем!»

Устала Машенька, села на пенек, оглянулась, а ее дом то совсем рядом ! Где живёт Машенька?

 Дети: «В избушке».

Катя читает стихотворение:

Ну, а нам пора прощаться

И со сказкой расставаться.

Сказка новая опять

Вас ,ребятки будет ждать!

Сюрпризный момент. Логопед(спотыкаясь о корзинку)говорит6» Мишка нам что –то еще оставил. Давайте посмотрим, что внутри корзинки».

Взрослые раздают сладкие угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства масс...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель

Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...