Консультация для педагогов "Артикуляционные уклады"
консультация по логопедии по теме
Консультация для воспитателей логопедической группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnye_uklady.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санькова Христина Викторовна
Артикуляционные уклады
Свистящие звуки
Звук «С»
При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов - принимает положение как при звуке «И». При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
Звук «Сь»
При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», более сближены, чем при звуке «С», и язык при этом уже упирается не в верхнюю часть передних нижних зубов, а чуть ниже, почти в нижнюю десну (в шейки зубов). Язык напряжен. Струя воздуха направлена на передние зубы.
Звук «3»
При этом звуке положение губ, зубов и языка такое же, как и при звуке «С», но звук «3» звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т.е. он произносится с голосом. Это нужно объяснить ребенку и на слух, и на тактильное ощущение, т.е. положить руку ребенка на гортань и произнести поочередно звуки «С» и «3». При звуке «3» ребенок будет ощущать вибрацию гортани.
Звук «Зь»
При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», почти сомкнуты. Язык упирается в шейки нижних зубов (в нижние десны) и напряжен. Струя воздуха направлена на передние зубы через кончик языка. Складки сомкнуты, вибрируют: есть голос.
Звук «Ц»
При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», сближены или сомкнуты. Струя воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается. Струя воздуха прерывается: происходит смычка. Воздушная струя толчкообразно подается на передние зубы. Это можно ощутить тыльной стороной ладони. Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.
Шипящие звуки
Звук «Ш»
При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2 - 5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.
Звук «Ж»
При этом звуке положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке «Ш». Техника его выполнения точно, как и при звуке «Ш», но при «Ж» в работе участвуют голосовые складки. Звук звонкий. Поднести тыльную ладошку ребенка к гортани, и он это почувствует.
Звук «Ч»
При этом звуке зубы обнажены, между ними расстояние 2 - 5 мм. Кончик языка поднят вверх и вместе с передней частью спинки образуют смычку с верхними альвеолами (деснами). Струя воздуха толчкообразно направляется на кончик языка, при этом тыльной стороной ладони ощущается теплый, прерывистый поток воздуха. Губы в легкой «улыбке»
Звук «Щ»
При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, как при звуке «Ш», но более напряжен. Зубы сближены и обнажены. Струя воздуха идет на кончик языка, который образует щель между верхними альвеолами. Выдыхаемая струя воздуха сильнее, чем при звуке «Ш». Это можно почувствовать тыльной стороной ладони.
Соноры
Звук «Л»
При этом звуке зубы обнажены и между ними небольшое пространство, примерно, 2 мм. Кончик широкого языка упирается в верхние зубы и при этом не напряжен. Края языка не прижимаются к коренным зубам: между ним и последними образуется щель, через которую проходит выдыхаемый воздух. Корневая часть языка и мягкое небо подняты. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Так образуется этот звук.
Звук «Ль»
При этом звуке расстояние между зубов, примерно, 10 - 12 мм. Они обнажены (улыбка). Кончик поднятого языка слегка упирается в верхние альвеолы (десны). Выдыхаемая струя при этом теплая. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Так образуется этот звук. Теперь мы знаем, что при твердом звуке «Л» кончик языка внизу и как бы «пролезает» сквозь зубы, а при мягком «Ль» кончик языка поднимается к верхним деснам. При этом обязательно зубы обнажены в «улыбке».
Звук «Р»
При этом звуке зубы обнажены в улыбке, расстояние между ними, примерно, 8 - 10 мм. Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол. Его края прижаты к верхним корневым зубам. Ощущается сильная струя на кончик языка.
Звук «Рь»
При этом звуке зубы сближаются: расстояние меньше, чем при звуке «Р», примерно, 3-5мм. Зубы обнажены в напряженной улыбке. Язык перемещается почти к зубам, он более напряжен, чем при звуке «Р» и вибрация с более частой амплитудой. Воздушная струя сильная. Родители сами воспроизводят звуки «Р» и «Рь» и объясняют ребенку их разницу в звучании и артикуляции. Обязательно следить за положением языка, расстоянием между зубами, улыбкой и подаваемой струей воздуха на кончик языка, которая должна быть сильной.
Заднеязычные звуки
Звук «К»
При этом звуке губы в мягкой улыбке, зубы обнажены и разомкнуты, расстояние между ними 3 - 5 мм. Кончик языка лежит внизу, не касаясь нижних зубов, а задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое небо. Выходящая воздушная струя прорывает смычку между задней частью спинки языка и мягким небом. Голос при этом не образуется.
Звук «Кь»
При этом звуке кончик языка упирается в нижние зубы, а его средняя часть - в небо, образуя смычку, которую выходящая струя воздуха разрывает. Губы, обнажая зубы, в «улыбке». Струя идет по середине языка.
Звук «Г»
При этом звуке губы в мягкой улыбке, зубы обнажены и разомкнуты, расстояние между ними 3 - 5 мм. Кончик языка лежит внизу, не касаясь нижних зубов, а задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое небо. Выходящая воздушная струя прорывает смычку между задней частью спинки языка и мягким небом. Звук произносится с голосом.
Звук «Гь»
Он произносится так же как и звук «Кь», но только при участии голоса. Приложить руку ребенка к своей гортани и дать ему почувствовать, как она вибрирует. Замечания такие же, как и при звуке «Кь».
Звук «X»
При этом звуке губы в мягкой улыбке, зубы обнажены и разомкнуты. Кончик языка лежит внизу, не касаясь нижних зубов, а задняя часть спинки языка поднята и образует щель между спинкой языка и мягким небом. Воздушная струя проходит свободно. Голос при этом не образуется.
Звук «Хь»
При этом звуке губы в мягкой улыбке, зубы обнажены и разомкнуты. Кончик языка лежит внизу, не касаясь нижних зубов, а задняя часть спинки языка образует узкую щель между спинкой языка и мягким небом. Воздушная струя слабая. Голос при этом не образуется.
Звук «Т»
При этом звуке кончик языка упирается в верхние зубы, образуя смычку. Губы растянуты в улыбке, обнажая все зубы. Подается сильная струя воздуха на кончик языка: смычка резко размыкается. Расстояние между зубами - 2 мм.
Звук «Ть»
Звук «Ть» произносится так же, как и звук «Т», только при этом звуке кончик языка упирается в нижние зубы, зубы почти сомкнуты.
Звук «Д»
При этом звуке язык упирается в нижние зубы, образуя смычку. Губы растянуты в улыбке, обнажая все зубы. Подается струя воздуха на кончик языка, но чуть послабее, чем при звуке «Т». Смычка резко размыкается. Расстояние между зубами 2 мм. При этом звуке связки вибрируют - есть голос.
Звук «Дь»
Он произносится так же, как и звук «Ть». Только при звуке «Дь» струя воздуха, подаваемая на кончик языка, слабее и слышен голос: работают связки. Обязательно сохраняем улыбку, обнажаем зубки и следим за языком, который упирается в шейки нижних зубов.
Звук «В»
При звуке «В» слегка прикусываем нижнюю губу верхними резцами. Дуем на место прикосновения между зубами и губой. Верхние зубцы обнажены. Связки сомкнуты - участвует голос.
Звук «Ф»
При звуке «Ф» делаем то же самое, но струя воздуха чуть сильнее. Связки разомкнуты: голос отсутствует.
Звук «П»
При этом звуке губы образуют смычку, которая с шумом прорывается воздушной струей, выходящей изо рта.
Звук «Б»
Этот звук произносится так же, как и звук «П», но при нем участвует голос и струя воздуха, разрывающая смычку губ чуть послабее.
Звуки «Я, Ю, Ё, Е»
Каждый из этих звуков в себе содержит звук «Й». Он произносится как «И», но при этом кончик языка сильно упирается в нижние зубы, и сам язык очень напряжен: как будто хотим высунуть язык, но зубы мешают этому. Итак, звуки: Я = Й + А, Ю = Й + У, Ё = Й + О, Е = Й + Э.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционный уклад звука Ш
Артикуляционный уклад звука Ш bezymyannyy.png...
Артикуляционный уклад звука Ж
Артикуляционный уклад звука Ж bezymyannyy.png...
Артикуляционный уклад звука Л
Артикуляционный уклад звука Л bezymyannyy.png...
Артикуляционный уклад звука P
Артикуляционный уклад звука P bezymyannyy.png bezymyannyy1.png...
Консультация для педагогов "Артикуляционный уклад звуков"
"Артикуляционный уклад звуков"...
Консультация для воспитателей "Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков"
Предлагаемые логопедические задания для постановки и закрепления в речи ребенка звуков помогут добиться лучших результатов....
Консультация для воспитателей "«Формирование уклада жизни детей в ДОО на основе базовых национальных ценностей»
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.Г.Н. Волков...