развитие артикуляционной моторики
консультация по логопедии на тему
консультация для воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие артикуляционной моторики.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Расстройство подвижности артикуляционных органов является одной из ключевых проблем возникновения нарушений в произношении звуков. Без восстановления нарушенных функций мы не можем надеяться на исправление речевого дефекта. Поэтому специалисты много времени и внимания уделяют артикуляционной моторике.
Вопросами развития артикуляционной моторики занимались теоретики и практики, специализирующиеся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева и др.) . В специальной логопедической литературе достаточно полно раскрыта значимость работы по развитию моторики артикуляционных органов для формирования правильного звукопроизношения, даны описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений.
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью всей логопедической работы. Цель гимнастики - формирование укладов органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков.
Вся система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений: - статические, направленные на удержание определенной артикуляционной позы; - динамические, требующие многократного повторения одного и того же вида движений. Выполняя упражнения, дети постепенно вырабатывают уклады, необходимые для произношения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных) . При выполнении артикуляционных упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций: - упражнения выполняются перед завтраком или после еды спустя 1, 5-2 часа. В течение дня комплекс упражнений повторяется 2-3 раза; - в зависимости от степени и характера нарушенного звукопроизношения упражнения выполняются от 2-3 до 5-6 дней в неделю; - необходимо сочетать статические и динамические упражнения, а также упражнения, направленные на выработку и закрепление правильного звукопроизношения; - при выполнении новых упражнений обязательно закрепляется «старый» комплекс гимнастики; - каждое упражнение повторяется 5-6 раз с постепенным увеличением темпа движений; - перед выполнением артикуляционных упражнений используются упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.
Одной из наиболее важных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики является ежедневное многократное выполнение артикуляционных упражнений. Но быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к организованной деятельности, низкая мотивация снижают детский интерес к ежедневным занятиям, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому крайне важно создать условия для организации динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельности, способствующей воспитанию игровой мотивации, интереса у детей к работе, что особенно актуально в рамках федеральных государственных стандартов. Разработка и внедрение вариативных моделей и форм логопедической помощи обеспечивают ее доступность и высокое качество для детей.
Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей. М. Ф. Фомичева в книге «Воспитание у детей правильного произношения» отмечала, что проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в игровой форме, потому что это основная деятельность детей дошкольного возраста. Она предложила сопровождать каждое упражнение предметной или сюжетной картинкой. Это позволяет ребенку быстрее и успешнее овладеть артикуляционной гимнастикой.
В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Это и «Сказки о Веселом Язычке» Е. Карельской, и «Артикуляционная гимнастика для девочек» и «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» Н. Нищевой, и «Гимнастика для развития речи» Е. Косиновой, и много других. Авторы данных пособий предлагают проводить артикуляционную гимнастику в сопровождении стихотворных текстов или на основе сказочного сюжета. Применение данных методик позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения. Интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционной гимнастики воспринимаются детьми с большим интересом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников"
Консультация по теме "Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников" рассчитана на воспитателей и родителей. Дополнением к ней презентация, которая поможет пр...

Развитие артикуляционной моторики у детей младшего возраста
Гимнастика органов речи - подготовительный этап при постановке звуков. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным....

«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»
Примерные задания по развитию артикуляционной и общей моторики дошкольников....

Игры, направленные на развитие речевого и физиологического дыхания. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики.
Картотека игр направлена на развитие речевого и физиологического дыхания,на развитие артикуляционной моторики....

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

« Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук с использованием инновационных методов».
Профилактика речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте....