Рабочая программа для средней логопедической группы
рабочая программа (логопедия, средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 73 - ЦРР»
г. Бийск
Раздел программы
"Содержание коррекционной работы"
(Средняя группа)
Пояснительная записка.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).
Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.
Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.
Диагноз детей, посещающих старшую и подготовительную к школе группы компенсирующей направленности детского сада: общее недоразвитие речи III уровня.
Характеристика детей с III уровнем развития речи.
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бéйка мóтлит и не узнáйа» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы́ дым тойбы́, потаму́та хóйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквáиюм» — аквариум, «таталли́ст» — тракторист, «вадапавóд» — водопровод,«задигáйка» —зажигалка).
Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с я́сика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лези́т под сту́ла» — коробка лежит под стулом, «нет коли́чная пáлка» — нет коричневой палки, «пи́сит ламáстел, кáсит лу́чком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лóжит от тóя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «клю́чит свет», «виноградник» — «он сáдит», «печник» — «пéчка» и т. п.). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания. изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — дóмник», «палки для лыж — пáлные), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («трактори́л — тракторист, чи́тик — читатель, абрикóснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенóй, свицóй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горóхвый», «меховой — мéхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты́», «кóфнички» — кофточки, «мебель» — «разные стóлы», «посуда» — «ми́ски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк») и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра», «кастрюля» — «миска», «нырнул» - «купался»).
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневи́к» — снеговик, «хихии́ст» — хоккеист), антиципации («астóбус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвéдъ» — медведь), усечение слогов («мисанéл» — милиционер, «ваправóт» — водопровод), перестановка слогов («вóкрик» — коврик, «восóлики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корáбыль» — корабль, «тыравá» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (III уровень развития речи).
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:
1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
2) произносительной стороны речи;
3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических, а также частично и воспитательных занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Предусматриваются следующие виды занятий по формированию: связной речи; словарного запаса, грамматического строя; произношения.
Количество мероприятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.
Специалисты.
- Заведующий
- Старший воспитатель
- Воспитатели группы компенсирующей направленности
- Учитель - логопед
- Педагог – психолог
- Специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования)
Формы взаимодействия специалистов.
- Педсоветы
- Консультации
- Тренинги
- Семинары-практикумы
- Медико-психолого - педагогические консилиумы
- Деловые игры
- Круглые столы
- Анкетирование
- Просмотр и анализ открытых мероприятий и др.
Непосредственно образовательная деятельность
по формированию фонетико-фонетической стороны речи (4-5 лет)
Месяц | Тема недели | НОД | Задачи | Литература | |
Сентябрь | 1 - я | Логопедическое обследование | |||
2 –я «Детский сад» | Артикуляционный аппарат | показать детям, как устроен артикуляционный аппарат; учить выполнять инструкции | Конспект | ||
3 –я «Игрушки» | Развитие слухового восприятия на неречевых звуках. | учить различать неречевые звуки; развивать у детей слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие; воспитывать умение слушать своего товарища. | Конспект | ||
4- я «Наш город. ПД» | Развитие слухового восприятия на неречевых звуках. | учить различать неречевые звуки по силе, высоте, тембру, по тембру голосов людей. | Конспект | ||
5- я «Осень» | Развитие слухового восприятия на неречевых звуках. | учить детей различать слова, близкие по звуковому составу; развивать чувство ритма в стихотворной речи; воспитывать заботливое отношение к птицам. | Конспект | ||
Октябрь | 6- я «Одежда. Обувь. Головные уборы» | Звук У. | учить четко произносить звук [у]; развивать умение выделять начальный звук [у], развивать слуховое восприятие; воспитывать интерес к изучаемому материалу. | Конспект | |
7- я «Овощи» | Звук А | учить детей четко произносить звук [а], выделять первый звук [а] в словах; развивать слуховое внимание, память; воспитывать любознательность. | Конспект | ||
8- я «Фрукты» | Звуки [у- а]. | учить четко произносить звуки [а], [у]; развивать; умение воспроизводить звуковые ряды, дифференцировать звуки [а] - [у] на слух и по картинкам; | Конспект | ||
9-я «Фрукты-Овощи» | Звук И | учить четко произносить звук [и]; развивать умение выделять звук [и] из ряда гласных звуков, слогов, начальный ударный звук [и] из ряда слов; развивать слуховое внимание, память. | Конспект | ||
10- я «Домашние животные» | Звук О. | учить детей четко произносить звук [о]; развивать умение выделять на слух звук [о] из ряда гласных звуков, из ряда обратных слогов, из слов (в начале слова); слуховое внимание, память. | Конспект | ||
11-я «Детеныши домашних животнх» | Звук О и И | учить четко произносить звуки [о], [и]; развивать умение анализировать слияние гласных звуков [о] , [и] на слух, воспроизводить звуковые ряды гласных; упражнять в умении выделять начальный ударный звук из ряда гласных, слогов, слов; воспитывать интерес к изучаемой теме, трудолюбие, прилежание. | Конспект | ||
12-я «Грибы» | Звуки . Гласные звуки [А,У,И,О] | учить выделять заданный звук из ряда гласных звуков, из слогов; выдел ять первый звук в словах; развивать умение анализировать слияние гласных звуков на слух, воспроизводить звуковые ряды; воспитывать любознательность, прилежание. | Конспект | ||
13 –я «Поздняя осень» | Звук Э . | учить четко произносить звук [э]; уметь употреблять термин - гласный звук; развивать умение выделять начальный ударный и безударный звук [э], выполнять звуковой анализ звукосочетаний: ЭЙ, ЭА, ЭУ, ЭО, ИЭА; | Конспект | ||
Декабрь | 14-я «Зима» | ||||
ЗВУК [М], | учить правильно произносить звук [м]; развивать умение выделять звук [м] в ряде звуков, слогов, слов; слуховую память, логическое мышление, умение воспроизвести слоговые и словесные ряды, подбирать в рифму нужное слово; упражнять в умении анализировать слог ам; | Конспект | |||
15- я «Зимние забавы» | ЗВУК [Н], | учить правильно произносить звук [н], уметь характеризовать звук [н]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, выделять звук [н] в ряде звуков, слогов, слов; ввести термины: звонкий согласный, глухой согласный, твердый согласный, мягкий согласный; тренировать в умении анализировать слог ан; | Конспект | ||
16- я «Снег» | ЗВУК [П], | учить правильно произносить звук [п], уметь характеризовать звуки [п], [п']; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, логическое мышление, умение анализировать слоги ал, па; упражнять детей в умении выделять звук [п] из рада звуков, слогов, слов; | Конспект | ||
17- я «Новый год» | ЗВУК [Ы], | учить четко произносить звук [ы]; характеризовать звук [ы]; выделять звук [ы] из ряда звуков, слогов, слов; проводить звуковой анализ и синтез звукосочетаний. | Конспект | ||
| Новогодние каникулы | ||||
Январь | 18- я | ЗВУК [К] | учить правильно произносить звук [к], характеризовать звуки [к], [к']; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге | Конспект | |
19- я «Наше тело Гигиена» | Звук Т | учить правильно произносить звук [т], характеризовать звуки [т], [т]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге учить правильно произносить звук [ш], уметь характеризовать звуки [ш]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, логическое мышление, умение анализировать слоги ша, аш; упражнять детей в умении выделять звук [ш] из рада звуков, слогов, слов; | Конспект | ||
20-я «Комнатные растения» | Звук Б |
учить правильно произносить звук [б], характеризовать звуки [б], [б']; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге | Конспект Конспект | ||
Февраль | 21- я «Дикие животные» | Звук З | учить правильно произносить звук [з], уметь характеризовать звуки [з], [з']; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, логическое мышление, умение анализировать слоги аз, за; упражнять детей в умении выделять звук [з] из рада звуков, слогов, слов; | Конспект Конспект | |
22-я «Детеныши диких животных» | Звук С | учить правильно произносить звук [с], характеризовать звуки [с], [с']; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге | Конспект Конспект | ||
23-я «Животные жарких стран» | Звук В | учить правильно произносить звук [в], характеризовать звуки [в]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге | Конспект Конспект Конспект | ||
24я «Продукты питания» | Звук Д | учить правильно произносить звук [д], характеризовать звуки [д], [д']; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге | |||
Конспект | |||||
Март | 25 –я «Мамин день» | Звуки Т-Д | Учить дифференцировать звуки т-д; развивать фонематический слух и восприятие | Конспект | |
26- я «Весна» | Звук Г | учить правильно произносить звук [г], уметь характеризовать звук [г]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, выделять звук [г] в ряде звуков, слогов, слов; | Конспект | ||
27- я «Домашние птицы» | Звук К | учить правильно произносить звук [к], уметь характеризовать звук [к]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, выделять звук [к] в ряде звуков, слогов, слов; | Конспект | ||
Конспект | |||||
Апрель | 28- я «Птенцы домашней птицы» | Звуки Г-К | Учить дифференцировать звуки г-к; развивать фонематический слух и восприятие | Конспект Конспект | |
29- я «Дом и его части» | Звук Ш | учить правильно произносить звук [ш], уметь характеризовать звуки [ш]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, логическое мышление, умение анализировать слоги ша, аш; упражнять детей в умении выделять звук [ш] из рада звуков, слогов, слов; | Конспект Конспект | ||
30- я «Мебель» | Звук Ж. | учить правильно произносить звук [ж], характеризовать звук ж; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге | Конспект Конспект | ||
31-я «Посуда» | Звук Л | учить правильно произносить звук [л], характеризовать звуки [л], [л']; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге | Конспект Конспект | ||
32- я «Обитатели водоемов» | Звук Ч | учить правильно произносить звук [ч], характеризовать звуки [ч]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге | Конспект | ||
33-я «Семья» | Звук Ф | учить правильно произносить звук [ф], характеризовать звук [ф]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге | Конспект | ||
34-я «Транспорт» | Звук Х | учить правильно произносить звук [х], характеризовать звуки [х]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге | Конспект | ||
35 – я «Насекомые» | Звук Ц | учить правильно произносить звук [ц], уметь характеризовать звук [ц]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание, выделять звук [ц] в ряде звуков, слогов, слов; | Конспект | ||
36 -я «Лето» | Звук Щ | учить правильно произносить звук [щ], характеризовать звуки [щ]; развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза, определять последовательность звуков в слоге | |||
37-я | Логопедическое обследование |
Непосредственно образовательная деятельность
по формированию лексико-грамматической стороны речи (4-5 лет)
Месяц | Тема недели | НОД | Задачи | Литература | |
Сентябрь | 1 -я | Логопедическое обследование | |||
2 –я «Детский сад» | Существительные с уменьшительно-ласкательнымисуффиксами | учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; развивать мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к занятиям. | Конспект | ||
3 –я «Игрушки» | Глаголы повелительного наклонения | учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2 лица ед. ч. в глаголы изъявительного наклонения 3 лица ед. ч.; закрепить словарь по теме «Игрушки»; формировать навыки ответственного выполнения задания, развивать мелкую моторику. | Конспект | ||
4- я «Наш город. ПД» | Существительны ед.числа в В.п. | учить детей различать вопросы кто? что? кого? в зависимости от того, является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым, изменять начальную форму существительного, ставя его в В. п. ед. ч.; закрепить признаки поздней осени; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать интерес к занятиям. | Конспект | ||
Октябрь | 5- я «Осень» | Предлоги «НА», «С» | Продолжать формировать представление об осени и ее признаках; Формировать понимание и правильное употребление в речи предлогов «НА», «С». | Конспект | |
6- я «Одежда. Обувь. Головные уборы» | Предлоги «В», «ИЗ» | Учить понимать предлоги «В», «ИЗ» и правильно их использовать в речи. | Конспект | ||
7- я «Овощи» | ПРЕДЛОГИ НА - С | закрепить словарь по теме «Овощи», образование существительных И. п. мн. ч.; учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов на - с, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях; развивать внимание; воспитывать бережное отношение к природе. | Конспект | ||
8- я «Фрукты» | Существительные единственного и множественного числа в И.п. | учить детей образовывать существительные мн. ч. в И. п.; закрепить знания по теме «Фрукты»; развивать память, внимание; воспитывать познавательный интерес. | Конспект | ||
9-я «Фрукты-Овощи» | Практическое усвоение окончаний глаголов жен. И муж. Рода прошедшего времени | закрепить употребление окончаний глаголов женского и мужского рода прошедшего времени в словах и словосочетаниях; уточнить словарь по теме «Фрукты-Овощи»; упражнять в употреблении антонимов; развивать меткость, мелкую моторику, логическое мышление. | |||
Ноябрь | 10- я «Домашние животные» | Предлоги за - по | закрепить словарь по теме «Домашние животные»; учить детей определять пространственное расположение предлогов за — по, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях; развивать мелкую моторику; воспитывать заботливое отношение к животным. | Конспект | |
11-я «Детеныши домашних животнх» | ПРЕДЛОГИ У- К | закрепить знания по теме «Домашние, животные и их детёныши»; уточнить пространственное расположение предметов с помощью предлогов у - к, выделение и употребление этих предлогов в словосочетаниях; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику; воспитывать любовь к животным. | Конспект | ||
12-я «Грибы» | Образование существительных ед и мн. Числа с помощью суффиксов ОНОК, -ЁНОК | учить детей образовывать и употреблять существительные с суффиксами -онок, -ёнок; закреплять словарь по теме «Детеныши диких животных»; формировать навыки сотрудничества и бережного отношения к природе; развивать мелкую моторику. | Конспект | ||
13 –я «Поздняя осень» | Образование антонимов | учить детей употреблять наиболее доступные антонимические формы слов; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать навыки самостоятельности. | Конспект | ||
Декабрь | 14-я «Зима» | Согласование существительных с глаголами е. и мн. числа настоящего времени | закрепить признаки зимы; учить детей согласовывать существительные с глаголами ед. и мн. числа настоящего времени; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать познавательный интерес. | Конспект | |
15- я «Зимние забавы» | |||||
ПРЕДЛОГИ ЗА - ПЕРЕД | закрепить знания о животных; уточнить пространственное расположение предметов с помощью предлогов за - перед и употребление их в словосочетаниях; воспитывать познавательный интерес к занятиям. | Конспект | |||
16- я «Снег» | Согласование существительных с глаголами ед. и мн. числа настоящего времени | закрепить признаки осени; учить детей согласовывать существительные с глаголами ед. и мн. числа настоящего времени; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать познавательный интерес. | Конспект | ||
17- я «Новый год» | ПРЕДЛОГИ В - ИЗ | закрепить словарь по теме «Новый год»; учить детей определять пространственное расположение с помощью предлогов в - из, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях; формировать навык ответственного выполнения задания; воспитывать интерес к занятиям. | Конспект | ||
Новогодние каникулы | |||||
Январь | 18- я «Зимующие птицы» | Предлог «НАД» | Учить практически использовать предлог «НАД». Закрепить правильное употребление изученных простых предлогов. Продолжать учить составлять предложения по совершаемому действию и пиктографическим схемам, давать полные ответы на вопросы. | Конспект | |
19- я «Наше тело Гигиена» | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | закреплять знания детей по теме «Части тела», умение составлять рассказ с опорой на план-схему; продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе. | Конспект | ||
Февраль | 20-я «Комнатные растения» | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе |
уточнить и расширить представления детей о ранней весне и её признаках; учить детей согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе | Конспект | |
21- я «Дикие животные» | ПРЕДЛОГИ У- К | закрепить знания по теме «дикие животные и их детёныши»; уточнить пространственное расположение предметов с помощью предлогов у - к, выделение и употребление этих предлогов в словосочетаниях; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику; воспитывать любовь к животным | Конспект | ||
22-я «Детеныши диких животных» | Предлоги «ЗА», «ПОД». | Учить понимать предлоги «ЗА», «ПОД». Учить строить фразу из трех слов с предлогами «ЗА», «ПОД». | Конспект | ||
23-я «Животные жарких стран» | Предлоги «К», «ОКОЛО», «ЗА» | . Учить понимать значение предлогов «К», «ОКОЛО», «ЗА» и правильно их использовать. 2. Закрепить обобщающее понятие « Животные жарких стран». | Конспект | ||
24я «Продукты питания» | Согласование прилагательных с сущ. в роде и числе | уточнить и расширить представления детей о ранней весне и её признаках; учить детей согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе; развивать память, внимание; | Конспект | ||
Март | 25 –я «Мамин день» | ПРЕДЛОГИ С - ИЗ | уточнить и расширить словарь по теме «8 Марта»; продолжать учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов с - из, выделять» и употреблять эти предлоги в словосочетаниях; развивать внимание, память, мелкую моторику; воспитывать любовь и заботливое отношение к маме. | Конспект | |
26- я «Весна» | Предлоги «НА», «С» | Закрепить и активизировать словарь детей по теме. Закрепить обобщающее понятие «весна». Учить строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в предложном падеже с предлогом «НА». Учить строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в родительном падеже с предлогом «С». | Конспект | ||
27- я «Домашние птицы» | ПРЕДЛОГИ ПОД - НАД | закрепить словарь по теме «Домашние птицы»; учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов под - над, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях; развивать ловкость, мелкую моторику. | Конспект | ||
Апрель | 28- я «Птенцы домашней птицы» | Образование существительных ед. и мн. Числа с помощью суффиксов ОНОК, -ЁНОК | учить детей образовывать и употреблять существительные с суффиксами -онок, -ёнок; закреплять словарь по теме «Детеныши диких животных»; формировать навыки сотрудничества и бережного отношения к природе; развивать мелкую моторику. | Конспект | |
29- я «Дом и его части» | Приставочные глаголы | закрепить знания по теме; учить различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками, подбирать нужный приставочный глагол в словосочетаниях; развивать внимание; воспитывать ответственность, доброжелательность. | Конспект | ||
30- я «Мебель» | Согласование прилагательных с сущ. в роде и числе | уточнить и расширить представление о мебели, её назначении; закреплять согласование прилагательных с существительными в роде, числе; развивать внимание, логической мышление, мелкую моторику; формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии. | Конспект | ||
31-я «Посуда» | ПРЕДЛОГИ В - ИЗ | продолжать учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов в - из, выделять и употреблять их в словосочетаниях; развивать мелкую моторику; воспитывать познавательный интерес, ответственность. | Конспект | ||
Май | 32- я «Обитатели водоемов» | Употребление сущ. в Д.п. | закрепить представления детей о необходимости и пользе труда взрослых; учить образовывать существительные в форме дательного падежа; развивать логическое мышление, мелкую моторику; воспитывать уважение к людям разных профессий. | Конспект | |
33-я «Семья» | Существительные единственного чисоа в В.п. | учить детей различать вопросы кто? что? кого? в зависимости от того, является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым, изменять начальную форму существительного, ставя его в В. п. ед. ч.; | Конспект | ||
34-я «Транспорт» | Предлоги «ПО», «К», «ОТ», «ОКОЛО», «НА», «В» с глаголами | Формировать у детей пространственные представления и умение ориентироваться в пространстве.. Уточнить и расширить словарь глаголов. Закрепить правильное употребление предлогов «НА», «В», «К», «ОТ», «ОКОЛО». Формировать умение правильно употреблять предлог «ПО». | |||
35 – я «Насекомые» | Предлоги «ЗА», «ПОД» | Учить понимать предлоги «ЗА», «ПОД»; Учить строить фразу из трех слов с предлогами «ЗА», «ПОД». | Конспект | ||
36 -я «Лето» | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | закрепить представления о лете, его признаках упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Конспект | ||
37 -я | Логопедическое обследование |
Непосредственно образовательная деятельность
по уточнению и расширению словаря(4-5 лет)
Месяц | Тема недели | НОД | Задачи | Литература | |
Сентябрь | 1 -я | Логопедическое обследование | |||
2 –я «Детский сад» | «Детский сад» | учить детей отвечать на поставленные вопросы (однословно); развивать словарный запас по теме, механическую память, внимание; воспитывать уважительное отношение друг к другу и работникам детского сада. | Конспект | ||
3 –я «Игрушки» | «Игрушки | расширить словарь по теме; развивать умение подбирать слова-действия, слова-признаки, употреблять в речи местоимения мой, моя, мои; тренировать в умении согласовывать слова в роде, числе, падеже; воспитывать интерес к изучаемой теме, бережное отношение к игрушкам. | Конспект | ||
4- я «Наш город. ПД» | «Наш город. ПД» | расширить словарь по теме; развивать умение отвечать адекватно на поставленный вопрос; закрепить умение образовывать слова во множественном числе (существительные); | Конспект | ||
Октябрь | 5- я «Осень» | «Осень» | учить детей отвечать на вопросы, используя картинный план; расширить словарь по теме «Осень»; развивать умение образовывать существительные в единственном числе, а также существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать слова-признаки к существительному, сопровождать речь движением; | Конспект | |
6- я «Одежда. Обувь. Головные уборы» | «Одежда. Обувь. Головные уборы» | расширить словарь по теме; развивать умение отвечать адекватно на поставленный вопрос; закрепить умение образовывать слова во множественном числе (существительные); учить детей различать существительные мужского, женского рода, соотносить существительные с местоимениями мой, моя, мои; | Конспект | ||
7- я «Овощи» | «Овощи» | учить отвечать на вопросы; развивать умение согласовывать существительное с прилагательным в единственном числе, речь с движением; расширить словарь по теме; воспитывать любознательность, интерес к изучаемому материалу. | Конспект | ||
8- я «Фрукты» | «Фрукты» | расширить словарь по теме; учить согласовывать существительное с прилагательным, существительное с числительным; развивать умение отвечать на вопросы, память, внимание, логическое мышление; воспитывать любознательность. | Конспект | ||
9-я «Фрукты-Овощи» | «Фрукты-Овощи» | расширить словарь по теме; учить классифицировать предметы по цвету, классу; развивать умение образовывать множественное число существительных, память, внимание, логическое мышление; воспитывать любознательность. | |||
Ноябрь | 10- я «Домашние животные» | «Домашние животные» | расширить словарь по теме; развивать умение отвечать на поставленный вопрос, образовывать существительные в единственном и множественном числе, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, логическое мышление, память, внимание, речь с движением. | Конспект | |
11-я «Детеныши домашних животнх» | «Детеныши домашних животнх» | расширить словарь по теме; учить детей подбирать нужный по смыслу предмет, к существительному - слова-признаки; | Конспект | ||
12-я «Грибы» | «Грибы» | расширить словарь по теме; учить детей подбирать нужный по смыслу предмет, к существительному - слова-признаки; | Конспект | ||
13 –я «Поздняя осень» | «Поздняя осень» | расширить словарь по данной теме; учить согласовывать слова в роде, числе, падеже при составлении простого предложения по рисункам; развивать речь с движением, мелкую моторику, память, внимание; воспитывать любознательность. | Конспект | ||
Декабрь | 14-я «Зима» | «Зима» | расширить словарь по теме; учить детей подбирать нужный по смыслу предмет, к существительному - слова-признаки; развивать общую и мелкую моторику, логическое мышление | Конспект | |
15- я «Зимние забавы» | |||||
«Зимние забавы» | расширить словарь по теме; учить детей подбирать нужный по смыслу предмет, к существительному - слова-признаки; | Конспект | |||
16- я «Снег» | «Снег» | расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; | Конспект | ||
17- я «Новый год» | «Новый год» | расширить словарь по теме; учить детей подбирать слова-признаки по мнемодорожкам; развивать речь с движениями, зрительное внимание, память; | Конспект | ||
Новогодние каникулы | |||||
Январь | 18- я «Зимующие птицы» | «Зимующие птицы» | расширить словарь по теме; учить детей подбирать слова-признаки по мнемодорожкам; развивать речь с движениями, зрительное внимание, память; | Конспект | |
19- я «Наше тело Гигиена» | «Наше тело Гигиена» | расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; | Конспект | ||
Февраль | 20-я «Комнатные растения» | «Комнатные растения» | расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; | Конспект | |
21- я «Дикие животные» | «Дикие животные» | расширить словарь по теме; учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже; развивать речь с движениями; | Конспект | ||
22-я «Детеныши диких животных» | «Детеныши диких животных». | расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; | Конспект | ||
23-я «Животные жарких стран» | «Животные жарких стран» | расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; | Конспект | ||
24я «Продукты питания» | «Продукты питания» | расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; | Конспект | ||
Март | 25 –я «Мамин день» |
«Мамин день» | расширить словарь по теме; развивать умение подбирать нужное слово по смыслу; учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные от названия предмета; воспитывать уважение к мамам, бабушкам, сестрам. | Конспект | |
26- я «Весна» | «Весна» | расширить словарь по теме; учить различать существительные мужского, женского, среднего рода; развивать умение подбирать нужное слово; | Конспект | ||
27- я «Домашние птицы» | «Домашние птицы» | расширить словарь по теме; учить образовывать слова, изменять слова по числам; развивать умение отвечать на поставленный вопрос, сопровождать речь движениями; воспитывать бережное и доброе отношение к животным | Конспект | ||
Апрель | 28- я «Птенцы домашней птицы» | «Птенцы домашней птицы» | расширить словарь по теме; развивать умение отвечать правильно на поставленные вопросы, подбирать нужные слова к заданному слову, образовывать множественное число существительных; | Конспект | |
29- я «Дом и его части» | «Дом и его части» | расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; | Конспект | ||
30- я «Мебель» | «Мебель» | расширить словарь по теме; развивать умение отвечать правильно на поставленные вопросы, подбирать нужные слова к заданному слову, образовывать множественное число существительных; учить детей называть части целого предмета; | Конспект | ||
31-я «Посуда» | «Посуда» | расширить словарь по теме; развивать умение отвечать на вопросы, речь с движением, подбирать слова к заданному слову (по мнемодорожке), слова-признаки, слова-действия; учить детей называть детали целого предмета; | Конспект | ||
Май | 32- я «Семья» | «Семья» | расширить словарь по теме; учить образовывать и употреблять слова-антонимы; развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с местоимениями мой, моя; | Конспект | |
33-я «Обитатели водоемов» | «Транспорт» | расширить словарь по теме; развивать умение отвечать на вопросы адекватно, речь с движениями; закрепить образование множественного числа существительных, произношение сложных слов; учить словообразованию; | Конспект | ||
34-я «Транспорт» | «Транспорт» | расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; | Конспект | ||
35 – я «Насекомые» | «Насекомые» | расширить словарь по теме; учить детей согласовывать числительное с существительным; развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; | Конспект | ||
36 -я «Лето» | «Лето» | расширить словарь по теме; развивать умение в подборе слов-признаков, слов-действий, речь с движением; учить подбирать предметы к признакам, слова-антонимы (по картинкам); | |||
37-я | Логопедическое обследование |
Непосредственно образовательная деятельность
по развитию связной речи (4-5 лет)
Месяц | Тема недели | НОД | Задачи | Литература | |
Сентябрь | 1 -я | Логопедическое обследование | |||
2 –я «Детский сад» | «ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ» | учить детей отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам: «Кто (что) это? Что он (она) делает?»; подбирать названия предметов к обозначенным действиям. | Конспект | ||
3 –я «Игрушки» | «Игрушки Описательный рассказ» | 1. Учить детей практически определять признаки предметов (форму, цвет, величину). 2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки». 3. Продолжать учить детей строиться в ряд и определять начало и конец ряда. 4. Учить составлять предложения, называя 2—3 признака предмета | Конспект | ||
4- я «Наш город. ПД» | «Наш город. ПД» | Формировать связную речь. Учить составлять рассказ по картинно-графической схеме. | Конспект | ||
Октябрь | 5- я «Осень» | «Осень Описательный рассказ» | Формировать связную речь. Учить составлять рассказ по картинно-графической схеме. | Конспект | |
6- я «Одежда. Обувь. Головные уборы» | «Одежда. Обувь. Головные уборы» | Учить составлять предложения по действию. Активизировать фразовую речь детей. Формировать связную речь. | Конспект | ||
7- я «Овощи» | «Овощи Описательный рассказ» | Учить составлять простой описательный рассказ | Конспект | ||
8- я «Фрукты» | «Фрукты» | Учить простому описанию фруктов. Учить строить фразу из 2—5 слов | Конспект | ||
9-я «Фрукты-Овощи» | «Фрукты-Овощи» | Учить составлять рассказы по картинкам, вопросам логопеда и картинно-графическим планам. | |||
Ноябрь | 10- я «Домашние животные» | «Домашние животные» | Продолжать формировать фразовую речь. Учить составлять рассказ по картинному плану | Конспект | |
11-я «Детеныши домашних животнх» | 11-я «Детеныши домашних животнх» | Продолжать формировать фразовую речь. Учить составлять рассказ по картинному плану | Конспект | ||
12-я «Грибы» | «Грибы» | Формировать связную речь. Учить строить фразу из 2—5 слов | Конспект | ||
13 –я «Поздняя осень» | «Составление простых предложений по вопросам» | закрепить навык составления предложения по модели: Кто? Что делает? Что? | Конспект | ||
Декабрь | 14-я «Зима» | «Построение простого предложения из 3-4 слов по теме Зима» | учить строить предложения по модели «Кто? Что делает? Что?»; развивать внимание и память. | Конспект | |
15- я «Зимние забавы» | «Зимние забавы» | Продолжать работать над формированием фразы, учить составлять предложения по картинно-графической схеме. | Конспект | ||
16- я «Снег» | «Снег» | Учить строить фразу из 2—5 слов | Конспект | ||
17- я «Новый год» | «Новый год» | Формировать обобщающее понятие «елочные игрушки». Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов. Обучать простому описательному рассказу. | Конспект | ||
18- я | Новогодние каникулы | ||||
Январь | 19- я «Зимующие птицы» | Составление простого предложения из 3-4 слов по картине Зимующие птицы» | учить составлять предложения из 3-4 слов но картинке (предмет действия - объект) с одним изменяющимся предметом; закрепить навыки понимания и практического употребления в речи существительных творительного падежа мужского и женского рода. | Конспект | |
20-я «Наше тело Гигиена» | «Наше тело Гигиена» | Составлять простые предложения по совершаемому действию и сюжетным картинкам. Учить строить фразу из 2—4 слов | Конспект | ||
Февраль | «Комнатные растения» | «Составление простых предложений по картинке» |
учить составлять простые предложения по картинке, изображающей предмет и действие, а также по образцу; отвечать на репродуктивные вопросы к картинке 1 - фигурным сюжетным картинкам, подобранным по принципу противопоставления действий. | Конспект | |
21- я «Дикие животные» | «Дикие животные» | Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов. | Конспект | ||
22-я «Детеныши диких животных» | «Детеныши диких животных» | Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов. Учить составлять рассказ по картинному плану | Конспект | ||
23-я «Животные жарких стран» | «Животные жарких стран» | Учить составлять рассказ по картинному плану Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов | Конспект | ||
24я «Продукты питания» | «Продукты питания» | Формировать связную речь. Учить составлять рассказ по картинному плану | Конспект | ||
Март | 25 –я «Мамин день» | «Мамин день» | Учить составлять рассказ по картинному плану Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов | Конспект | |
26- я «Весна» | «Ранняя весна. Перессказ небольшого рассказа» | продолжать учить детей пересказывать рассказ близко к тексту; закрепить умение отвечать на вопросы по тексту; упражнять в умении закончить предложение; развивать внимание и память | Конспект | ||
27- я «Домашние птицы» | «Дословный перессказ небольшого рассказа (с помощью педагога)» | учить дословно пересказывать небольшой рассказ (с помощью педагога); упражнять в ответах на вопросы; закреплять употребление названий существ в правильной предложно-падежной форме. | Конспект | ||
Апрель | 28- я «Птенцы домашней птицы» | «Птенцы домашней птицы» | Продолжать формировать фразовую речь. Учить составлять рассказ по картинному плану | Конспект | |
29- я «Дом и его части» | «Вопросы и ответы на них» | продолжать учить задавать вопросы и отвечать на них, работать над интонационной законченностью предложения; развивать внимание и память | Конспект | ||
30- я «Мебель» | «Составление небольшого рассказа по образцу (картинный план) | учить составлять небольшой рассказ по образцу,; опираясь на картинный план; закрепить умение отвечать на вопросы; развивать мелкую моторику рук. | Конспект | ||
31-я «Посуда» | «Заучивание простых стихотворений. Посуда» | учить детей заучивать стихотворение наизусть; уметь отвечать на вопросы по содержанию стихотворения; развивать чувство ритма, внимательность, память, мелкую моторику рук. | Конспект | ||
Май | «Семья» 32- я | «Семья. Составление предложений по вопросам и демонстрация действий » | учить составлять предложения по вопросам и демонстрации действий; ставить вопросы: «Что делает?», «Кто делает?», «Что?». | Конспект | |
«Обитатели водоемов» | «Обитатели водоемов» | Продолжать формировать фразовую речь. Учить составлять рассказ по картинному плану | Конспект | ||
33-я «Транспорт» | «Транспорт» | . Продолжать формировать фразовую речь. Учить составлять рассказ по картинному плану | Конспект | ||
34-я «Насекомые» | «Диалог со сверстниками» | развитие диалогической речи, умения отвечать .' I полными предложениями на вопросы, мелкой моторики рук, I внимания и памяти; закрепление словарного запаса по теме. | Конспект | ||
35 – я «Лето» | Составление небольшого рассказа по сюжетной картине. Лето. | учить детей составлять небольшой рассказ по сюжетной картине; закрепить умение отвечать полным предложением на вопросы; развивать логическое мышление, внимание и память. | Конспект | ||
36 -я | Логопедическое обследование |
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя средней специализированной группы "Радуга"
Рабочая программа воспитателя средней специализированной группы "Радуга" (ФГТ)...
Рабочая программа в подготовительной логопедической группе.
Рабочая программа в подготовительной логопедической группе....
Рабочая программа для старше логопедической группы в соответствии с ФГОС
Рабочая программа спроэктирована с учетом основной образовательной программы МДОУ, ФГОС, образовательных потребностей детей 5-6 лет и запросов родителей....
Рабочая программа для старшей логопедической группы
Рабочая программа для старшей логопедической группы....
Рабочая программа воспитателя старшей логопедической группы.
Рабочая программа воспитателя старшей логопедической группы....
Рабочая программа педагога-психолога логопедических групп
Данный материал представляет собочую рабочую программу педагога-психолога дошкольной образовательной организации для детей логопедических групп (средняя - полготовительная) на 2022-2023 у.г....
Рабочая программа воспитателей старшей логопедической группы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 17» на 2019-2020 учебный год.
Настоящая рабочая программа разработана для старшей логопедической группы и обеспечивает разностороннее развитие детей 5-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образова...