Методическая разработка на тему: « Оптическая дисграфия и дислексия»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Методическая разработка может быть использована в работе учителя-логопеда ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_razrabotka_leny.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
« Оптическая дисграфия и дислексия»
Учитель-логопед : ГДБОУ №96 Красногвардейского района
Гладинова Елена Владимировна
Оптическая дисграфия проявляется в заменах графически сходных букв:
- состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.
- включающих одинаковые элементы, но отличающихся дополнительными элементами
- в зеркальном написании букв
- в пропусках элементов, особенно при соединении букв, имеющих какой-нибудь одинаковый элемент
- в написании лишних элементов
- в написании неправильно расположенных элементов
Оптическая дислексия характеризуется трудностями усвоения и смешением графически сходных букв и их взаимными заменами. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д; З-В), так и состоящие из одинаковых элементов , но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Ь-Р; Н-П-И).
Данные оптические нарушения связаны с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений. А также зрительного анализа и синтеза.
Кроме того, у детей с оптическими дисграфиями и дислексиями часто выявляется задержка в дифференциации правой и левой частей тела – поздняя латерализация ( функциональная ассиметрия в деятельности парных сенсо-моторных органов) или ее варианты (левшество, смешанная доминанта).
Нередко обнаруживаются и различные нарушения зрительного гнозиса (узнавания). Предметный гнозис, т.е. узнавание предметов и их изображений, в обычных условиях. Усложняющих восприятие и узнавание ( по типу фигур Попельрейтера), дети выполняют с трудом из-за не узнавания изображений и неумения выделить отдельные изображения из фона и т.д. В одних случаях они не узнают оба изображения, в др случаях узнают лишь одно изображение. Второе же либо вовсе не узнают, либо воспринимают неправильно.
Поэтому, в своей работе с детьми с Общим недоразвитием речи я включаю различные игры, задания на узнавание изображений в усложнении, ввожу оптические трудности, оптический анализ, выделение из фона и т.д.
У данной категории детей наблюдается также недочеты в оптическом восприятии и вне речи. Дети плохо различают знакомые лица и сходные предметы, допускают ошибки при срисовывании. Коструировании и реконструкции фигур (упрощают фигуры, уменьшают количество элементов. Неправильно располагают элементы в пространстве по сравнению с образцом.)
Следовательно. Одним из направлений профилактической и коррекционной работы при устранении оптической дисграфии и дислексии является развитие зрительного восприятия. Узнавания цвета. Формы и величины (зрительного гнозиса). Включаю в игру с детьми задания такие как:
- назвать реально изображенные предметы на картинках
- назвать контурные изображения предметов (обвести)
- назвать и дорисовать недорисованные изображения предметов
- назвать перечеркнутые контурные изображения предметов
- выделить предметные изображения, наложенные друг на друга
- определить, что неправильно нарисовал художник
- узнавание различных предметов в условиях шума
- поиск «спрятанных» художником на сюжетной картине изображений, объединенных одной лексической темой
- узнай геометрическую фигуру ,на что похожа?
- подбери цвет к предметам
Распредели животных по их настоящей величине. Начиная с самого маленького
- что забыл нарисовать художник?
- какие предметы хотел нарисовать художник?
-узнай предметы по их теневому силуэту (какой лишний)
- на что похожи кляксы?
- узнай и назови предметы по его частям
Аналогичные задания проводятся и на буквенном материале. В ходе логопедической работы одновременно уточняются представления детей о величине. Форме. Цвете предметов .
Выполняя определенные игровые задания ребенку нужно проявить большую наблюдательность. Без умения сравнивать объекты, находить в них различия. Анализировать детали изображения, бес достаточного уровня развития зрительного восприятия и гнозиса достичь успеха будет очень трудно. НО сколько радости доставляют ребенку такие открытия! В подобных играх помимо развития навыков настойчивости и наблюдательности осуществляется профилактика оптических нарушений чтения и письма. Актуализируется словарь. Формируется обобщающие понятия и т.д.
Я считаю, что формирование функционального базиса навыков чтения и письма , является одной изз важнейших задач, состоящих пред педагогом и родителями.
Достаточный уровень сформированности зрительного , предметного и цветогвого гнозиса, концентрации и устойчивости произвольного зрительного внимания во многом будут способствовать успешному овладению ребенком чтением и письмом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптическая дисграфия и дислексия
В данном материале данна краткая информация родителям о оптической дисграфии и дислексии...
«Коррекционно – развивающая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников»
Оптическая дисграфия и дислексия связана с недоразвитием зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений....
Методическая разработка по теме: "Система работы по развитию графических навыков и предупреждению оптической дисграфии".
Методическая разработка содержит практический материал, направленный на профилактику дисграфии....
Методическая разработка по теме:" Пропедевтика дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза"
Обучение грамоте на русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом сос...
Методическая разработка на тему: "Реализация принципа индивидуально-дифференцированного подхода педагогической деятельности воспитателей и специалистов по подготовке к грамоте (профилактика нарушений оптической дисграфии)".
В данном материале раскрывается понятие индивидуально-дифференцированного подхода, направления работы по профилактике оптической дисграфии и представлены игры для детей старшего дошкольного возра...
Профилактика оптической дисграфии и дислексии в старшем дошкольном возрасте.
Практический материал для профилактики оптической дисграфии и дислексии....
Приемы и методы устранения оптической дисграфии и дислексии
Приемы и методы устранения оптической дисграфии и дислексии...