Интегрированное занятие по развитию речи для старшей группы ОНР "Стекляндия-сказочная страна"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Кравченко Светлана Ивановна

Мною разработан конспект занятия по развитию речи  для детей   с  ОНР по программе Т.Филичевой, Г.Чиркиной  Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летнего возраста с ОНР. Занятие включает в себя  эксперементальную работу ,здоровьесберегающие  технологии.   Занятие - путешествие увлекает детей в мир стекла и помогает решить коррекционные задачи логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Интегрированное  занятие с детьми старшей группы ОНР.

                 Автор:учитель-логопед высшей  категории Кравченко С.И. МДОУ «Детский сад комбинированного вида №15» Ставропольского края,Кочубеевского района.

                     

                    Стекляндия - сказочная страна.

Цель: Расширять и  систематизировать знания  о производстве стекла и изделий из него.  Формировать  умение  видеть  противоречия  и решать  проблемные ситуации.  Учить моделировать особенности строения  стекла с помощью метода «маленькие человечки». Активизировать словарь (стекольный завод, стеклодув,  художник стеклянной посуды, стеклянная. Тонкое, прозрачное, цветное ,хрупкое).

Задачи.     Коррекционно- образовательные:

- Обобщать знания детей по лексическим темам «Профессии», «Посуда»;

 - Автоматизировать правильное произношение  звуков;              

 - Обогащать экспрессивный  словарь словами- антонимами,однокоренными словами;              

 - Совершенствовать грамматический строй речи( согласовывать  прилагательные с существительными,Употреблять простые предлоги);

  - Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов.

  Коррекционно- развивающие:

 - Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

 -  Координировать речь с движением;

 -Развивать  речевое дыхание,  зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух.

 

  Воспитательные:

- Формировать  доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Материал и оборудование: Сундучок, картинки с изображением маленьких человечков .Диапроектор, Изделия из стекла. Емкости с растворами  жидкого мыла, трубочки для коктейля. Мыльные пузыри. Художественная  и познавательная литература по теме.

Предварительная работа: Рассматривание  иллюстраций  в книге А. Панфиловой «Поэзия стекла». Заучивание стихотворений собственного сочинения о стеклянных изделиях. Дидактическая игра «Склеим вазу». Экспериментальная работа  (с соблюдением техники безопасности): «Чем можно резать стекло?», «Свойства стекла».

        Ход занятия.

Орг.момент. Педагог: Дети, вам нравится  когда приходят гости?

        Дети: Да!

Педагог:Сегодня у нас много гостей. Давайте мы  им представимся.

Дети, стоя в кругу, называют свое имя ласково.

 Педагог: Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в сказочную страну - Стекляндию.  А  что такое

Стекляндия?Как вы думаете?

Дети: Это  что-то из стекла.

Педагог: Правильно. В этой стране все  из стекла .(слайд1)

        Но прежде чем мы туда отправимся нужно произнести волшебные слова: ………

Появляется (логопед)  Королева сказочной страны - Стекляндии.(далее -Королева). Здравствуйте,дети!  Я -Королева сказочной страны –Стекляндии. Я  очень рада вам. Хотите узнать о моем королевстве?

Дети: Да.

Королева: Ребята , вы должны будете собрать слово из разбросанных букв ( слайд 2 диапроектор).

Дети  по очереди за инструкцией логопеда находят нужные буквы. Потом выкладывают эти буквы из кубиков Зайцева.

Получилось слово: СТЕКЛО.

Королева: Какие вы молодцы. Правильно выложили слово. В моем королевстве все из стекла.

Проводится  игра «Да-нет».    Выставляется сундучок. Дети поочередно задают вопросы,на которые можно дать  утвердительный или отрицательный ответ.

Дети: Это живое?(нет). Этот предмет находится в доме? (да). На кухне? (да). В ней готовят пищу? (нет). Из нее пьют? (да). У нее есть ручка? (нет). Это стакан? (да).

Из сундучка  педагог достает стакан. Аналогично проводится работа  с другими стеклянными предметами, которые находятся в сундучке.

Королева: Из чего сделаны все эти предметы?

Дети: Из стекла.

Королева:Это самый мой любимый  материал. Моя страна  славится тем, что в ней все стеклянное.

Какие предметы из стекла вы знаете? Где их можно увидеть? Какие это предметы?.

Дети: Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ( зеркало). Золушка (хрустальная туфелька)и др.(слайд 3 диапроек-  тор ).

        Все эти предметы из стекла:прозрачные, тонкие, хрупкие, разноцветные, легко  бьющиеся.

Педагог: Давайте сравним стекло и пластик.

 Берется стакан из стекла и пластиковый стаканчик .Дети стучат по стаканам, сминают, наливают воду. Делают вывод, что стекло прозрачное, хрупкое, твердое,звонкое.        

   

 Пальчиковая гимнастика                                                                                                                                              

Есть посуда у меня, (зажимаем  пальцы в кулачок и разжимаем)

Очень хрупкая она: ( зажимаем пальцы в кулачок  и разжимаем)

Стеклянная банка, ( загибаем мизинец)

Стеклянный поднос, ( загибаем безымянный палец)

Стеклянный стакан, (загибаем  средний палец)

Стеклянный бокал, ( загибаем указательный палец)

Хрустальная ваза ( загибаем  большой палец)

Их разбить нельзя ни разу. ( хлопки  руками).

Проводится игра «Скажи наоборот» Педагог  называет слово, а дети подбирают к нему антоним(легкий -тяжелый, звонкий -глухой, хрупкий -прочный) и  т. д.

Педагог: Королева! Дети хотят вам показать небольшие этюды.

 Выступление детей с атрибутами  изделий из стекла.

 Диана:  Можно двадцать тысяч  раз    

               Уронить железный таз.

               А стеклянную вазу,

               Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз,

Надо двадцать тысяч ваз.

Света:      Я стеклянная лампочка

В люстре сижу,

Сверху на вас с улыбкой гляжу.

Как только стемнеет

Я сразу горю.

Свет и уют вашему дому дарю.                                                                                                                                                          

Тимофей:  Я стеклянный поднос,

   Много фруктов вам принес.

   Апельсин, мандарин и большой ананас,

                   Витаминов нужный вам запас.

Ангелина:  Я окошкино стекло,

    Берегу весь год тепло.

    Не пускаю в дом я ветер,

    Дождик, стужу и мороз.

Миша:      Я стакан большой, стеклянный

   Заперт  в темный  я комод.

   И стою в углу печальный,

   Жду, когда нальют компот.

Кристина:  Зеркало решило,

    Что оно -король,

    Говорит: По силам

                    Мне любая роль.

    Я меняю лица

    За день сотни раз.

    Как мне не гордиться,

    Спрашиваю вас?!

Королева: Дети, а вы замечали, как в магазине  проверяют стеклянные предметы?   Дети: Их рассматривают, постукивают  по ним карандашом.

Королева: Правильно. Если по предмету  из стекла слегка ударить,то можно услышать мелодичный звон.

А если в изделии небольшая трещинка, то можно услышать вместо «дзинь» глухой дребезжащий звук.

 Проводится  игра «Узнай предмет по голосу».    

Дети слушают, как звенят предметы. Педагог  убирает предметы за ширму и вновь постукивает по ним. Дети пытаются угадать какой предмет звенит.

Королева предлагает детям попробовать  извлечь звук из стекла.  Диапроектор  показывает  «игру на бокалах» видео.        

Проводится  игра «Замени звук».

Дети произносят слово «Дзинь» с разными  гласными  звуками, с разной высотой голоса.

Педагог: Вы знаете, что  твердые, жидкие и газообразные вещества состоят из крошечных частичек, которые можно изобразить при помощи маленьких человечков. Выберите из этих картинок (на столе) ту, которой  можно обозначить  изделия из стекла.

Дети  выполняют задание , объясняя: «Стеклянные предметы твердые. Поэтому  нужно выбрать картинку, на которой  человечки крепко держатся за руки».

Королева: А что произойдет с человечками , если от удара стеклянная  посуда разобьется? Дети: Человечки расцепят руки. Королева:Как вы думаете быть стеклянным это хорошо или плохо?

Проводится игра «Хорошо-плохо».

Дети называют  положительные и отрицательные  характеристики предметов из стекла.

ВАЗА. Хорошо: она прозрачная, гладкая, приятная на ощупь, ее  удобно мыть , она красивая.

             Плохо:  она тяжелая, легко бьется, осколками можно пораниться.

Физминутка:        

   Вот большой стеклянный  чайник,

   Очень важный он начальник.

   Вот стеклянные  чашки,

   Очень хрупкие бедняжки.

   Вот стеклянные блюдца,

   Только стукни,разобьются.

   Вот стеклянный поднос-

    Он посуду нам принес.

Королева: Давайте вы вспомните, как делают  стекло.  Как  называют  человека,  который делает стеклянные изделия? Почему его так называют? Диапроектор показывает  работу стеклодува. Дети выкладывают слово  из кубиков Зайцева –Стеклодув.  Королева: Сколько звуков в этом слове?  Сколько слогов? Какой первый звук, последний?                                                Педагог: Много веков прошло с тех пор. Люди научились изготавливать из стекла самые  разнообразные предметы: украшения, посуду, линзы для биноклей, очков, стекла для автомобилей и оконных рам и даже ткани.

Королева:Да и  производство стекла изменилось. На помощь работникам стекольных заводов  пришли машины и станки, но мастера стеклодувы по сей день выдувают из стеклянных  пузырей  удивительные по красоте, разнообразию форм и расцветок произведения искусства.

Диапроектор : мастер-класс  стеклодува  видео.

Королева: А вы бы хотели почувствовать себя мастерами - стеклодувами?  Дети: Да!

Дети делятся на  две подгруппы. Педагог дает детям   первой подгруппы  мыльные пузыри. А дети второй подгруппы читают стихотворение. Затем подгруппы меняются ролями.

Осторожно: пузыри!

Ой, какие! Ой, смотри!

Раздуваются! Блестят!

Отрываются! Летят!

                Мой – со сливу!

Мой – с орех !

Мой не лопнул дольше всех!    (Э. Фарджей)

Королева: Как  красиво! Жаль, что мыльные пузыри в отличие от  стеклянных  такие непрочные. Но скоро вы подрастете, и,  может быть,  кто-то из вас станет  мастером- стеклодувом.

Педагог: Ребята, попрощайтесь с королевой и ее королевством, а нам пора отправляться в наш  детский сад. Давайте  закроем глаза  и скажем  волшебные  слова ( Диапроектор показывает фильм «Сказочная страна Стекляндия»)

Дети  открывают  глаза  и оказываются  в саду. Делятся  впечатлениями   о  происходившем в  королевстве.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стекляндия

Слайд 2

Е С К Т Л О

Слайд 3

Сказки где стеклянные изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Смешариков»

Конспект занятия по развитию речи, рекомендуется проводить в зимнее время...

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе по теме «В стране сказок»

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе по теме «В стране сказок» преследует  цель: обогащать словарный запас;  учить образовывать слова прилагательные от слов су...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну сказок"

Вашему вниманию предлагается конспект по ознакомлению с русскими народными сказками....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель:- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх.Задачи:      - формировать умение классифицировать предметы;    - упражнять в делении с...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»     Воспитатель:Оксова Н.Н.Задачи:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;- формиров...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»...