Моё портфолио
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Портфолио
Учитель – логопед МДОУ
комбинированного вида детский сад № 22
Бондарева Светлана Владимировна.
1я квалификационная категория.
ОБРАЗОВАНИЕ – Армавирский государственный
педагогический институт 1998 г.
Квалификация - « Методист по дошкольному воспитанию,
учитель-логопед»
по специальности - «Дошкольная педагогика и психология»,
«логопедия».
Педагогический стаж работы -20 лет.
Логопедический стаж работы-8 лет.
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова…но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два – три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения.
Таков этот великий народный педагог – родное слово.»
К. Д. Ушинский
Речь открывает ребенку все достижения человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано развитие основных психических процессов, формирование личности в целом. Исключительное значение речи в развитии ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее совершенствованию на разных этапах становления личности. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда или его контакты со старшими резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». Поэтому большое значение для ребенка и родителей имеет во время оказанная помощь специалистов, в частности – логопедов. Я работаю учителем – логопедом 8 лет. Закончила АГПИ в 1998 г
По-моему мнению, в руках логопеда самая дорогая ценность – ребенок, его развитие и перспективы. Для ребенка, имеющего речевые нарушения, большое значение имеет специалист, к которому он попадет. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, я являюсь – своеобразным проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Моя работа по преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком. Для того чтобы раскрыть ребенка и сама стараюсь быть открытой детям, стараюсь организовывать общение ребенка, обеспечивать взаимопонимание, сотрудничество, уметь поставить себя на место ребенка, понять его внутренне состояние, особенности личности.
Из своего опыта работы я знаю, что принятие ребенка как полноправного партнера в сотрудничестве – залог успешной коррекционно-образовательной деятельности, то есть «совместное творчество» является наиболее продуктивным и результативным. Обстановка творческой работы педагога, любознательности при получении детьми необходимых знаний отвечает жизненным запросам детей, стимулирует развитие их интересов, самостоятельности, творческих способностей.
Главное в коррекционно-образовательном процессе, чтобы моя деятельность была социально ориентированной. Руководящая роль при этом отводится доброте, справедливости, любви, уважению к воспитанникам, особенно имеющим какие – то проблемы, в том числе и речевые. Чрезвычайно важны умелое и творческое применение методов и приемов взаимодействия с ребенком. Гибкость, мудрость, терпение, а главное – любовь к детям.
В настоящее время чрезвычайно актуальны проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложных, динамичных периодов своей истории. Увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14 % детей практически здоровы, в то же время половина имеют отклонения в состоянии здоровья, а 35 % страдают хроническими заболеваниями. В 1990-е годы появился термин –«децелерация», сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей.
В книге « Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский писал о том, что многие дети предрасположены к различным неврозам. Он отмечал. Что система педагогических воздействий, эффективная в воспитании взрослых к этим детям совершенно не применима, что болезненное состояние психики и поведения ребенка снимается в результате только совместных действий врачей и педагогов. Особенно это важно для детей – логопатов.
Таким образом, главным лекарством становятся совместные усилия медиков, учителей, логопедов, а также отцов и матерей, чьи действия должны носить конкретный характер системы индивидуально – педагогических мероприятий по коррекции речи.
Если представить общество как организм, то ребенок – это его сердце. Детство – это экологическая ниша нашего общества, нашей духовности. Важно эту нишу сохранить, иначе экология погибнет, а общество потеряет свою духовность.
Основные задачи
коррекционно-развивающего обучения
в 1й логопедической группе.
Цель:
Формирование воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Задачи:
Диагностические:
Динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, распознавание и выявление не благополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии правильная классификация.
Профилактические:
1. Укрепление и развитие здоровья детей.
2. Обеспечение гибкости и пластичности общей системы педагогического воздействия в соответствии с изменяющимися возможностями детей.
3. Развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности.
4. Формирование эмоционально-положительного отношения детей к занятиям.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Развитие регулирующей функции речи,
7.Овладение коммуникативно- речевыми средствами общения.
Коррекционные:
Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов и средств применительно к каждому конкретному ребенку.
Консультативные:
Привлечение педагогов и родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей, создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
Организация работы учителя-логопеда
На основании имеющейся нормативно-правовой документации в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса.
Она обеспечивается:
· своевременным обследованием детей;
· рациональным составлением расписанием занятий;
· планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;
· наличием программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтальных занятий;
· оснащением процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
· совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями
Педагогический процесс
Проблемы, над которыми ведется работа в группе.
- постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков;
- формирование фонематических процессов;
- развитие языкового анализа и синтеза, анализа структуры предложения, слогового анализа и синтеза;
- уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;
- практическое усвоение форм словообразования и словоизменения;
- формирование умения строить и пользоваться в речи предложением;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- формирование диалогической и монологической форм речи.
- улучшение состояния учебной деятельности и коммуникативной сферы.
Педагогические технологии.
В своей работе я использую следующие педагогические технологии.
* «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
* «Воспитание и обучение детей с ОНР» Т.Б. Филичивой, Г.В.Чиркиной - элементы программы.
*« Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В Нищева.
В методический комплект входят пособие «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» (перспективное и календарное планирование работы, еженедельные задания логопеда воспитателям, дидактический материал к логопедическим занятиям), «Конспекты подгрупповых логопедических занятий для детей с ОНР», речевая карта ребенка с ОНР (4-7 лет), -комплекты рабочих тетрадей для средней, старшей и подготовительной к школе -логопедических групп, конспекты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки», «Мой букварь», комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», пособия «Будем говорить правильно», «Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь», «Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь», «Любимые сказки».
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала. Ежедневное многократное повторение пополняет словарь дошкольников, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.
Концентрированное изучение - эффективное средство установления тесных связей между специалистами, так как они работают в рамках общей лексической темы.
Основная цель программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина — сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слуховые произносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики высказывания в зависимости от речевых намерений.
Эта программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сфомированности языковой способности ребенка и готовности его к овладению грамотой.
Программы построены на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
Их использование при обучении детей с проблемами в развитии позволяет решить задачи: педагогическая диагностика развития и индивидуализация коррекционного обучения. Использование данных программ позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:
• звукопроизношение,
• просодические компоненты устной речи,
• фонематический слух и восприятие,
• лексические и грамматические средства языка,
• коммуникативные навыки,
• артикуляционная моторика,
• обратные речевые кинестезии,
• мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),
• слуховое и зрительное восприятие,
• внимание,
• вербальная и зрительная память,
• воля и мотивация,
• словесно-логическое мышление.
Построение развивающей среды в ДОУ
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
Взрослый в общении с детьми придерживается положения:
«Не рядом, не над, а вместе!»
Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
Это предполагает решение следующих задач:
Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
Радости существования (психологическое здоровье)
Формирование начал личности (базис личностной культуры)
Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые дают простор изобретательству, открытиям .ФОТО.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды.
принцип дистанции, позиции при взаимодействии
принцип активности, самостоятельности, творчества
принцип стабильности, динамичности
принцип комплексирования и гибкого зонирования
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
принцип открытости – закрытости
принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта.
Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. При этом контакт между ними вряд ли возможен.
В то же время задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка.
Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». Причём, это зависит ещё и от разных причин.
В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
Принцип активности
Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
Пример: На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.
Одна из стен – «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.
В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д. , всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.
Принцип стабильности динамичности развивающей среды
В проекте пространственной развивающей среды заложена возможность её изменения. В интерьере выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.
Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».
Жизненное пространство в детском саду дает возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.
Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Трансформация помещений обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов и т. д. ).
Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.
Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.
Принцип открытости – закрытости
Может быть представлен в нескольких аспектах.
Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.
Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера.
С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.
Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.
Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.
Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п. ) Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.
Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.
Варианты построения развивающей среды
Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
использование помещений спальни и раздевалки.
Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
Игра как процесс, развивающий творческие способности ребёнка начинается с моделирования ситуации по выбранному «сценарию». Собственно творчество ребёнка начинается с момента наделения определёнными качествами (нужными по сценарию) предметов, до этого этими качествами не обладающих. В этом цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Поэтому представляется ошибочным применение в образовании групп определённых заранее смоделированных конкретных ситуаций для сюжетно-ролевых игр детей (фрагментов «парикмахерская, магазин, дом»). Вместе с тем, наличие в составе оборудования групповой ячейки определённого набора функционально-игровых предметов может частично реализовать потребность творческого моделирования ребёнком среды.
Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»
Достраивание определённых деталей интерьера детьми
Включение в интерьер крупных игрушек-символов
Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.
Предметно - пространственная развивающая среда
в кабинете логопеда.
Центр речевого и креативного развития:
Зеркало с лампой дополнительного освещения, стулья для занятий у зеркала, комплект зондов для постановки звуков, соски, шпатели, вата, ватные палочки. Марлевые салфетки, спирт, набор игрушек и комплект предметных картинок сопровождения проведения артикуляционной и мимической гимнастики , дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, «мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.); картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков ( слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты); логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения И.А. Смирнов; логопедический альбом для обследования звукопроизношения И. А. Смирновой; логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи; предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, парные картинки; «алгоритм» описания игрушки; «алгоритм» описания фрукта, овоща; лото, домино по изучаемым темам; «Играй-ка 1», «Играй-ка 2», «Играй-ка 3» для уточнения математического словаря, «Играй-ка 5», «Играй-ка – грамотейка»; серии демонстрационных картин «Круглый год», «Мир природы. Животные», «Живая природа. В мире растений», «Живая природа. В мире животных»; игрушки для уточнения произношения в звукоподражаниях; предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях; предметные картинки для уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза; небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразным счетным материалам; предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков; настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков в словах и предложениях; картотека словесных игр, картотека коммуникативных игр; настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи; раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и дефективных и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги и квадраты разных цветов); настольно-печатные дидактические игры для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза «Синий - красный», «Утенок гуляет», «Разноцветные корзинки», «Кто в домике живет?», «Кто в поезде едет?» и т.п.; разрезной магнитный алфавит; алфавит на кубиках; слоговые таблицы; магнитные геометрические фигуры, геометрическое домино; наборы игрушек для инсценирования сказок.
Центр сенсорного развития.
Звучащие игрушки ( погремушки свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики, волчок.)звучащие игрушки заместители, настольная ширма, кассеты с записью голосов природы, крупные предметные картинки с изображением животных и птиц, звучащих игрушек и предметов, лото, палочки Кюизенера, занимательные игрушки для развития тактильных ощущений, ( плоскостные фигурки животных, с различными поверхностями- меховой, шолковой, наждачной, «тактильные кубики, тактильные коврики», «волшебный мешочек с мелкими деревянными игрушками, пластиковыми фигурками животных, мелкими муляжами овощей и фруктов.
Центр моторного и конструктивного развития.
Крупные плоскостные изображения предметов для обводки, по всем изучаемым темам,
Разрезные картинки и простые пазлы, по всем темам, кубики с изображениями по темам, игра составь из частей, для коврографа и магнитной доски, пальчиковые басеины с различными наполнителями(желудями, фасолью, горохом, мелкими морскими камушками), пирамидки деревянные и пластиковые, массажные мячики разных цветов, флажки разных цветов, игрушки- шнуровки , игрушки- застежки, мозаика большого и среднего размеров, конструкторы, крупные бусины из дерева и пластмассы, разноцветные шнуры для их нанизывания, прищепки разных цветов. Занимательные игрушки из прищепок « Солнышко, птичка, зайка».
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы
Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные и музыкальные занятия. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.
В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе .
Воспитатель должен знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради.
Таким образом, воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых - в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.
Важный аспект работы в логопедической группе - развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. На это обращали свое внимание выдающиеся педагоги, методологи развития речи у детей дошкольного возраста Е.И.Тихеева и Е.А. Флерина.
Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей.
Рекомендуются следующие виды упражнений
· закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
· повторение стихотворений, рассказов;
· упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
· активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во вне учебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.
Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре - также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.
На основании изложенного материала следует заключить:
1. На современном этапе в России идет активный процесс развития системы коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии (в том числе речевом), представляющего собой качественно новый уровень образовательного процесса, позволяющий рано выявлять и своевременно оказывать детям логопедическую и иную помощь.
2. Понимание сложной структуры речевого дефекта, опора на имеющиеся классификации речевых нарушений позволяет представить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с речевым недоразвитием разного уровня, на основе которой организуется стратегия и тактика логопедической работы в специализированной группе детского сада, осуществляется выбор необходимых логопедических и общепедагогических приемов коррекционной помощи.
3. Успех и эффективность коррекции речевого недоразвития у дошкольников определяется системой логопедической работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в целостном коррекционно-развивающем процессе.
4. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий. удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста.
.
ОПЫТ РАБОТЫ
Еще К.Д.Ушинский отмечал, тот факт, что сам человек не изобретает новых звуков, суффиксов и приставок. Он самостоятельно пользуется ими для выражения собственных мыслей и чувств. Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка.
Работая в данном учреждении, я старалась:
• совершенствовать звуковую сторону речи - произношение и восприятие звуков;
• занималась формированием лексико-грамматических средств языка - уточнение и расширение словарного запаса, практическое овладение различными способами словообразования и словоизменения;
• формирую у детей навыки связной речи - составление и распространение предложение различного вида рассказов, пересказы.
В процессе работы учу детей, имеющих нарушения речи, речевому общению, правильному физиологическому и речевому дыханию, умению замечать, а также исправлять речевые ошибки. Работая, я обратила внимание на то, что большая роль в коррекционном процессе отводится примеру взрослого. В последние годы всё больше возрастает процентов детей с различными видами речевых нарушений, усиливаются требования к детям при поступлении в школу. А ведь детям, имеющим речевые нарушения, процесс овладения речевыми нормами даётся сложнее, чем детям без речевой патологии. Это побудило меня обратиться к опыту ведущих дефектологов (Большакова С.Е., Филичева Т.Б., Чиркина,Е.А. Пожиленко, Н.В.Курдвиновская, Н.В.Нищеваи др. ), изучить и выработать оптимальную концепцию, создав условия для полноценного речевого развития дошкольников.
Я считаю, что начинать работу над речевым развитием необходимо с самого доступного и легкого. Прежде чем осуществлять работу по формированию лексико-грамматических навыков, надо развить у ребёнка навыки общения, вызвать желание общаться с вами.
В настоящее время содержанием логопедической работы с детьми-логопатами в детском саду, учитывая современные школьные требования, являются:
• дальнейшее совершенствование звуковой стороны речи;
• формирование лексико-грамматических средств языка;
• формирование навыков связной речи.
Успешное развитие и овладение детьми речью в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Поэтому у детей-дошкольников необходимо формировать элементарное осознание речи, как особого объективного явления.
Исследования советских и зарубежных лингвистов, психологов, педагогов , таких как Журовой Л.Е., Максаковой А.Н., Тумаковой Г.А., показали, что пятый-шестой годы жизни ребенка представляют период наиболее высокой «языковой одаренности», в частности особой восприимчивости детей этого возраста к звуковой стороне речи. В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Для них характерно:
• критическое, оценочное отношение к речи окружающих;
• развитие контроля над точностью своего высказывания;
• проявление существенных индивидуальных различий в уровне речи.
Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности. Ежегодно большое количество детей испытывает трудности в усвоении письма и чтения. Дети-логопаты страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они затрудняются в выделении звуковых, морфологических и синтаксических элементов, и не могут сознательно пользоваться ими в своей практике. Главная задача воспитателей и учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения – ввести дошкольников в звуковую систему родного языка, упражнять в правильном использовании освоенных грамматических форм, для точного выражения мыслей, и продолжать знакомить их со сложными случаями использования русской грамматики, обогащением активного и пассивного словарей.
В самом начале своей работы по речевому развитию я изучила документы, программы, научные труды, которые являются нормативно-правовым обеспечением логопедической службы в дошкольном образовательном учреждении:
• Конвенция о правах ребенка,
• Декларация прав ребенка,
• Конституции Российской Федерации,
• Федеральный Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании»,
• Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года №677 с изменениями и дополнениями, учрежденными постановлениями от 14 февраля 1997 года №179, от 23 декабря 2002 года №919 «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»,
• Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 года №1204, с изменениями, утвержденными постановлением от 23 декабря 2002 года №919 «Типовое положение об образовательном учреждении дошкольного и младшего школьного возраста»,
• Письмо Министерства образования России от 16 января 2002 года №03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»,
• Приказ Министерства ССР от 12 июня 1984 года №666 «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовки детей к обучению в школе»,
• Решение коллегии Московского комитета образования, утвержденного на заседании актива дефектологов города Москвы от 24 февраля 2000 года «Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп»,
• Приказ Министерства образования России от 13 января 1997 года №40 «Положение о научно-методическом совете по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования»,
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.1.1249-03 утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 года, введены с 20 июня 2003 года, зарегистрировано в Министерстве Юстиции России 8 апреля 2003 года №4392 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»,
• парциальные программы ( Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.) Подготовка
детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада; Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников; Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович.; Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные занятия в подготовительной логопедической группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием с элементами лексико-грамматического недоразвития; Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи).
• Технологии ( Громова О. Е., Курдвановская Н. В., Арефьева Л. Н. Агранович З.Е. ).
В законе РФ «Об образовании» отмечается, что система образования в Российской федерации представляет собой совокупность системы преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов разного уровня и направленности вариативных программ по обучению и воспитанию детей, в которых выделяется раздел «развитие речи». В настоящее время существует огромное количество образовательных программ. Направление коррекционно-развивающей работы «Формирование грамматических средств языка» хорошо представлено в работах Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Нищевой Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» и других авторов.
На протяжении многих лет учёные НИИ дефектологии на базе групп дошкольных учреждений разрабатывали оригинальные методики, внедрение которых определило бы эффективность логопедических занятий.
В технологии Громовой О. Е., Курдвановской Н. В., Арефьевой Л. Н. особое внимание уделяется процессу словообразования как основному средству пополнения словарного состава языка. Работы Нищевой Н. В., Коноваленко В. В., Колесниковой Е. В. направлены на решение вопроса о формировании лексико-грамматических навыков в процессе словообразования через морфологическую систему языка.
Т. Б. Филичева, Г. В.Чиркина, Н. В. Виноградова, Л. Е. Шурова, О. В. Епифанцева, Е. И. Тимонин, Г. А. Каше рассматривают процесс формирования лексико-грамматических категорий как подготовку детей к обучению грамоте. Такие авторы как Л. В. Забродина и Е. С. Ренизрук разработали методику по коррекции лексико-грамматических средств языка через текстовую технологию.
Работа по развитию средств языка является очень важной на первых этапах коррекционной работы. Используя рекомендации Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Лалаевой Р. И., Серебряковой Н. В., работая в тесном контакте с воспитателями, я обобщила, систематизировала работу по развитию средств языка у дошкольников с речевым нарушением в процессе изучения лексических тем, которая рассчитана на два года обучения (старшая и подготовительная группы).
С этой целью было проведено:
Определение цели:
Развитие лексико-грамматических навыков у дошкольников посредством формирования словообразовательных обобщений.
Постановка задач, способствующих достижению данной цели:
Разработать систему технологий нетрадиционных форм работы с детьми для формирования:
системы элементарных научных знаний о родном языке, доступных пониманию ребенка дошкольного возраста,
познавательного интереса к процессу общения,
речевых умений и навыков,
развития речевой коммуникации.
Описание средств достижения цели.
В своей работе я придерживаюсь существующих в современной логопедии требований:
1. сочетать учебные, игровые формы и методы работы с использованием наглядных средств;
2. решать задачи по развитию речевых средств на всех занятиях: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных;
3. повседневно, максимально насыщать словарной работой все учебные моменты;
4. вести работу по нарастающей сложности;
5. учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Подготовительный этап.
Для выявления уровня развития лексико-грамматических навыков у детей я использую диагностику , разработанную учителем-логопедом Ю.Н. Волковой .
При анализе структуры речевого дефекта ребенка существенным моментом является выявление уровня владения сложными грамматическими единицами и структурами. При специальном обследовании грамматического строя речи решаю следующие речевые задачи:
• выявить уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи;
• выявить уровень понимания грамматических единиц и конструкций;
• определить степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц;
• выявить характер грамматических ошибок;
• наметить пути формирования грамматического строя речи.
Обследование грамматического строя речи провожу на трёх уровнях:
синтаксическом;
словообразовательном;
словоизменения.
Организация коррекционно-развивающей работы.
Этапы логопедической работы по формированию словообразования.
1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей;
2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей;
3. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание I этапа логопедической работы
• Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных суффиксами: -к-; -ик-; -чик.-.
• Глаголы
Дифференциация совершенного и несовершенного вида;
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
• Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.
Содержание II этапа логопедической работы
• Существительные
Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами :-оньк-, еньк-, -ышек-, -ышк-.
Образование существительных с суффиксом –ниц- (сахарница).
Образование существительных с суффиксом –инк- (пылинка),с суффиксом –ин- (виноградина).
• Глаголы
Глаголы с приставками в- -- вы-, на- - вы-.
Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
• Прилагательные
Притяжательные прилагательные с суффиксом –и- без чередования (лисий).
Относительные прилагательные с суффиксами –н-, -ан-,-ян-, -енн-.
Качественные прилагательные с суффиксами –н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Содержание III этапа логопедической работы
• Существительные - образование названий профессий.
• Глаголы
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
• Прилагательные
Притяжательные прилагательные с суффиксом –и- с чередованием (волчий).
Относительные прилагательные с суффиксами –ан-,-ян-, -енн-.
Качественные прилагательные с суффиксом –оват-,-еньк-.
В своей работе я применяю тематический принцип подбора материала, что обеспечивает тесную взаимосвязь в учебном процессе педагогического коллектива группы. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость» позволяет формировать у детей обобщенные понятия, детально проработать каждую тему, пополнить словарь, развивать лексико-грамматические навыки .
На занятиях рационально сочетаются словесные формы воздействия с наглядностью и игрой. В коррекционно-развивающей работе хороший результат приносят речевые эксперименты, которые носят поисковый характер Чтобы поставленная передо мною коррекционная задача осуществлялась в стройной системе, я провожу занятия-семинары и консультации для родителей, воспитателей по углублению знаний в области обогащения детей с речевой патологией средствами языка. В помощь родителям и воспитателям для индивидуальной работы с детьми, применяю специальные варианты заданий по развитию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи, артикуляционную гимнастику, упражнения для развития воздушной струи и т.д. (конспекты прилагаются.)
Работа с семьёй и педагогическим коллективом.
Родители играют немаловажную роль в успешном обучении и воспитании детей. Беседы с родителями помогают выяснить особенности умственного и психического развития каждого ребенка, в каких условиях воспитывался ребенок, какая речевая среда его окружает, возможности участия родителей в работе с детьми по преодолению речевого дефекта. Взаимодействие с родителями носит как индивидуальный, так и коллективный характер.
В начале я работы провожу анкетирование родителей , которое дает дополнительную информацию, использую ее впоследствии в работе с детьми.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более и ответственному отношению взрослых к проведению коррекционно-развивающей работы.
Результативность.
Работу по оценке результативности опыта я начала с диагностики уровня развития лексико-грамматических навыков у дошкольников . Это помогло мне увидеть и проанализировать степень усвоения материала и проследить динамику речевого развития детей.
Критерии диагностики:
1. словообразование;
2. лексико-грамматические конструкции;
3. синтаксические конструкции.
Высокий уровень – свободно пользуется простыми предложениями, употребляет сложноподчиненные предложения, правильно использует суффиксы и приставки при словообразовании, самостоятельно пользуется системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов при оформлении речевого высказывания.
Средний уровень – грамматические ошибки не часты, владеет простыми предложениями, в построении сложных затрудняется.
Низкий уровень – отмечаются грамматические ошибки, нарушается последовательность грамматического оформления высказывания, нуждается в помощи взрослого.
Оценка результативности.
Вывод: результаты диагностики показали, что повысился уровень развития у дошкольников речевых навыков, таких как владение грамматическими средствами в самостоятельной речи, понимание грамматических единиц и конструкций, грамматическое оформление языковых и речевых единиц. Таким образом, необходимо совершенствовать речевые навыки детей при подготовке к школе. Значительное место должно отводиться формированию грамматического строя речи, нужно уделять внимание работе по формированию умений выражать в речи разные синтаксические отношения, обогащать речь детей грамматическими формами, учить словообразованию.
Паспорт кабинета учителя – логопеда
МДОУ комбинированного вида детский сад № 22 С.В.Бондарева.
Стаж работы логопедом- 8 лет.
1я квалификационная категория 13 разряд.
Оснащение кабинета.
1. Настенное зеркало.
2. Детские настольные зеркала по количеству детей.
3. Столы для фронтальных занятий по количеству детей..
4. Стол для логопеда.
5. Два стула для взрослых.
6. Дополнительное освещение у зеркала.
7. Настенные часы, песочные часы.
8. Шкафы и полки для методической работы.
9. Навесная школьная доска.
10. Стенды для наглядности.
11. Чистое полотенце.
12. Коробки и папки для пособий.
13. Логопедические зонды, шпатели, спирт, вата и т.д. для кор. работы.
14. Учебно-методические пособия по лексическом темам.
Документационный блок.
1. Положение об организации и работе логопедической группы
2. Инструкция по технике безопасности учителя- логопеда.
3. Инструкция по охране труда.
4. Должностные обязанности учителя-логопеда.
Блока планирования коррекционно-развивающей работы..
1.Перспективное планирование коррекционно - развивающей работы
2. Тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
3.Индивидуальное планирование коррекционно – развивающей работы
4. Календарное планирование фронтально-логопедических занятий.
5.Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Список детей посещающих группу.
7. График работы учителя-логопеда
8.. Сетка занятий учителя-логопеда
9..Речевая карта на каждого ребенка.
Блок консультативно-методической работы.
1.Плановые консультации (беседы, открытые занятия семинар)
для педагогического коллектива.
2. Консультации для воспитателей логопедических групп.
3.. План работы учителя логопеда с родителями
(консультации, беседы, родительские собрания)
3..Анкеты для родителей.
Документация диагностического блока.
. Обследование
1. Обследование произношения.
2. Обследование фонетического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
3. Обследование слоговой структуры слова.
4. Обследование словаря.
5. Обследование грамматического строя речи.
6. Обследование самостоятельной речи.
7. Обследование письменной речи, языкового анализа.
Материал для обследования.
1. Пособия, книги.
2. Счетный материал.
3. Разрезные картинки из 2-4-6 частей.
4. Картинки и тексты со скрытым смыслом.
Коррекционно-развивающий блок.
для формирования звукопроизношения.
1. Артикуляционные упражнения (карточки).
2. Профили звуков.
3. Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь.
4. Набор пособий для работы над речевым дыханием.
5. Предметные картинки на все изучаемые звуки.
6. Альбомы на автоматизацию поставленных звуков.
7. Тексты на автоматизацию поставленных звуков.
8. Постановка звуков (карточки).
Формирование фонетического восприятия, звукового анализа.
1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков.
2. Предметные картинки на дифференциацию звуков.
3. Тексты на дифференциацию звуков.
4. Символы звуков.
Грамота
1. Подвижная азбука.
2. Азбука в картинках.
3. Схемы для анализа предложений.
4. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
5. Логопедический букварь.
6. Имя существительное.
7. Глагол.
8. Прилагательное.
9. Наречие.
10. Числительное.
Работа над словарем.
1.Предметные картинки.
Овощи
Ягоды
Головные уборы
Мебель
Птицы
Семья
Растения
Грибы
Одежда
Посуда
Игрушки
Насекомые
Профессии
Деревья
Дом и его части
Фрукты
Животные и их детеныши
Транспорт
Инструменты
Времена года
Школьные принадлежности
2. Предметные картинки на подбор антонимов.
3. Предметные картинки на подбор синонимов.
Грамматический строй речи
1. Схемы предлогов.
2. Пособия на составлении предложений с простыми и сложными предлогами.
3. Пособия на согласование.
4. Деформированные тексты.
Развитие связной речи
1. Серия сюжетных картинок.
2. Сюжетные картинки.
3. Наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов.
4. Дидактические игры по лексическим темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация портфолио
Презентация портфолио воспитателя...
Электронное портфолио, как форма представления педагога
Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения — это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.Не секрет, что сов...
Портфолио дошкольника
Это портфолио моей дочери Арсении. Для заставок рубрик использованы материалы портала "Солнышко". ...
Портфолио педагога-психолога ДОУ
Материал для портфолио педагога-психолога ДОУ. В двух частях. В виде таблиц, диаграмм, графиков. Может быть полезен для аналитического отчета....
Портфолио воспитателя дошкольной группы "Солнышко" "Мое портфолио"
используемые технологии, успехи и достижения детей...
Методическая разработка образовательной деятельности. Подход к проектированию портфолио детей как формату мониторинга развития и соответствующий вариант портфолио ребенка.
Методическая разработка образовательной деятельности. Портфолио для детей дошкольного возраста, которое можно использовать для педагогического мониторинга. Составил воспитатель: Ахвледиани Т.А....
Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»
Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...