Советы логопеда родителям
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Советы логопеда родителям
Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания взрослым, сразу правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.
Ошибочно надеяться на самопроиз-вольное исчезновение недостатков произношения, они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоциональной сферы.
Предлагаем ряд упражнений на развитие фонематического слуха и речевой моторики.
- Развитие фонематического слуха. Повторяйте слова парами: сутки-шутки, миска-мышка, крыса-крыша, топот-шепот, стык-штык, жар-шар, дар-шар, мыло-шило и т.д.
- Развитие речевой моторики.
- Высовывайте язык наружу «лопатой» (бя-бя)
- Высовывайте язык «жалом»
- Присасывайте спинку языка к небу сначала при закрытых челюстях, а затем при раскрытых («лошадка»)
- Упр.» «Вкусное варенье» облизать поочередно верхнюю и нижнюю губы.
- «Качели» -широкий язык прижать к верхней губе, будто стараясь дотянуться им до носа, затем наоборот, тянуться к подбородку, прижимая язык к нижней губе
Итак, к пяти годам ваш ребенок:
- Обладает словарным запасом около
3000 слов.
- Знает свой адрес.
- Пользуется предложениями из 5-6
слов.
- Пользуется всеми типами
предложений, в том числе и
сложными.
- Умеет пересказывать.
- Правильно произносит практически
все звуки.
- Определяет право - лево у себя, но
не у других.
- Знает простые антонимы (большой –
маленький; твердый - мягкий).
- Пользуется прошедшим, настоящим
и будущим временем.
- Считает до десяти.
- Знает назначение предметов и может
сказать, из чего они сделаны
Удачи вам!
Развитие речи ребенка пятого года жизни
Памятка для родителей
Развитие речи у ребенка пятого года жизни.
Пятый год - середина дошкольного периода. Как незаметно мы до нее добрались. А ведь именно в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера маленького человека. Вот, не приучен убирать за собой игрушки - и не будет этого делать в будущем уже и со всеми прочими предметами. Если "хочу" воюет с "надо" и побеждает - готовьтесь оказаться лицом к лицу с рабом хотений и желаний.
Иногда родители удивляются: ну, в кого она у нас такая, мы-то ведь такие послушные были, аккуратные, занимались с удовольствием, от кого же наша дочка унаследовала лень и капризность? А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Как вы думаете? Не отрицая влияния наследственности и пр. все-таки уповаем на ваш родительский долг - воспитывать свое дитя... Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, где живет ребенок, имеет огромное значение. Чем старше ребенок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живет. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития. А мы будем помогать вам по мере сил и возможностей.
Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения.
Начнем с чтения. Малыш обладает сейчас хорошей памятью, как правило, легко запоминает даже довольно длинные стихи.
Все ли понимает ребенок из читаемого? Все ли слова знакомы?
Читать намного проще, чем рассказывать, верно? Вот вы сели вечером с хорошей книжкой, почитали. Ребенок послушал. Но ни о чем не спросил. Все понял? Может быть и так. Но все же лучше было бы обсудить с ребенком прочитанное, а то и рассказать что-нибудь в тему. Кроме того, потихонечку учите ребенка пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.
Очень полезно рассказывать ребенку сказки "с продолжением". Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий.
Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова. Их становится всё больше и больше, за этот год их станет уже около 3000!
Ребенку уже приходилось держать в руке карандаш и использовать его по назначению, но задания, которые вы ему предложите теперь, выводят малыша на новый этап. Ведь до школы уже рукой подать! Вас ждут письменные задания, ни с чем не сравнимая прелесть шатающихся палочек и разнобойных крючочков. Подготовимся к встрече с ними. Попробуйте предложить ребенку вот такие задания:
- Продолжи узор. - Прокатись.
- Учимся штриховать. - Дорисуй.
- Раскрась. - Обведи
Пусть малыш штрихует и обводит, продолжает линии ровные и волнистые, дорисовывает и рисует. Такие занятия не должны быть слишком длительными, заштриховал несколько фигурок, и достаточно на сегодня, обвел несколько рисунков, и хватит.
Попробуем теперь попросить ребенка дополнить предложение, да не просто предложение, а сложное. Точнее, ребенок сам сделает предложение сложным. Например, вы говорите: "Маша сегодня надела шубу, шарф и шапку, потому что... почему? (потому что пришла зима, потому что стало холодно)". Обратите внимание, закончит ребенок предложение коротким или длинным словосочетанием. А вдруг получится целый рассказ? Тогда не прерывайте ребенка, выслушайте его, дайте закончить мысль.
Можно использовать и вариант вопроса, сопровождаемый показом определенного предмета.
- Покажи, чем ты кушаешь. Как это называется?
- Покажи, чем ты расчесываешь волосы. Как это называется?
- Покажи, чем ты будешь резать бумагу. Как это называется?
- Покажи, чем нужно накрывать стол. Как это называется?
- Покажи, чем подметают пол. Как это называется?
Задания такого рода помогают ребенку точнее высказываться, правильнее подбирать слова.
Если раньше прилагательных, то есть обозначений признаков в речи малыша было явно недостаточно, то теперь нужно уделить им самое пристальное внимание. Простейший способ сделать это - использовать задание типа: "Назови, какой".
Ложка какая? (Большая)
Стол какой? (Деревянный)
Лопата какая? (Тяжелая)
Вариантом этого задания служит "Скажи по-другому", когда малышу предлагается вспомнить слова, похожие на названное: "Ласковый, а еще какой? (Мягкий, нежный.)". Самолет... летает. Лягушка...прыгает. Червяк... ползает. Рыба... плавает.
Это чье ухо? Заячье. Это чей хвост? Медвежий.
Это чья нора? Лисья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы логопеда родителям
Порой спешащие родители, загруженные своими проблемами, не воспринимают советы педагогов на слух. Замечательно выручают стандартные листы А-4, которые удобно вставить в информационные стенды или же в ...
Методические рекомендации для родителей "Двадцать простых советов логопеда родителям"
Двадцать кратких, понятных и очень важных советов для родителей по раннему развитию речи детей....
Консультация для родителей на тему: «Советы логопеда родителям, заинтересованным в правильной речи своих детей»
Консультация для родителей на тему: «Советы логопеда родителям, заинтересованным в правильной речи своих детей»...
Двадцать простых советов логопеда родителям. Стендовая консультация для родителей.
Стендовая консультация содержит советы родителям неговорящих детей, а так же детей с лепетной речью. Подготовлена для уголка логопеда во второй младшей группе....
Консультация для родителей. Советы логопеда родителям дошкольников.
Консультация для родителей. Советы логопеда родителям дошкольников.Логопед рекомендует - 15 советов родителям....
Презентация для родителей: Советы логопеда родителям дошкольникам
26 января в детском саду № 223 г.Ульяновска состоялась консультация логопедов для родителей средних и старших групп " Советы логопеда ". В рамках консультации были раскрыты ...
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА родителям детей старшего дошкольного возраста Уважаемые родители!
Предложенные игры, загадки, стихи способствуют развитию речи ребёнка дошкольного возраста. Играйте с детьми дома и на прогулке, в будни и в выходные, утром, и вечером – всегда, когда найдё...