Пальчиковые игры
картотека по логопедии по теме

Шурухина Лариса Геннадьевна

Пальчиковые игры по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_kartoteka.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

                                 Шурухина Л.Г., учитель – логопед МБДОУ «Детский сад № 28»

                                                       г. Троицк, Челябинской области

Пальчиковые игры являются универсальным тренингом мелкой моторики и речи у детей 3-5 лет. Подобные игры развивают внимание, воображение, память дошкольников. Стихотворная форма подачи материала помогает координировать речь и движения, вызывает у ребенка эмоциональный отклик, побуждает его озвучивать свои действия. 

Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

Я  составила картотеку пальчиковых игр по лексическим темам и предлагаю ее вам, дорогие коллеги.

               

ОСЕНЬ

Листья

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.
(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
(шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
.

 (шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. 
(указательные пальцы шаркают друг об друга).

Меж еловых мягких лап (Поглаживают ладонями обеих рук колени.)

Дождик кап-кап-кап. (Постукивают по коленям пальцами обеих рук.)

Где сучок давно засох —(Постукивают ребрам ладони по коленям.)

Серый мох, мох, мох. («Мнут мох», сжимая энергично обе ладони.

Где листок к листку прилип, ) (Хлопают ладонями.)

 Вырос гриб. (Сводят руки над головой

Разбросала осень листья, (Делают волнообразные движения ладонями.)

Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

Мы в осенний парк пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук.)

В букеты листья соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

Лист кленовый, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих  

Лист с осинки,       руках    одновременно на каждый лист.)

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз. (Звонко хлопают в ладони.)

И. Михеева

ОВОЩИ. ОГОРОД

Вышла Люба в огород     (Ставят руки на пояс.)

— Сколько у неё хлопот! (Поднимают руки к щекам, покачивают головой.)

Нелегко полить на грядке  (Разводят руки в стороны.)

Овощи все по порядку: (Указательным пальцем правой руки пересчитывают  

                                             все овощи.)

Помидоры, лук, капуста        (Поочерёдно загибают пальцы на правой, затем

                                              на левой  руке на каждое название овоща.)

И горошек очень вкусный.        

Репа, огурцы, чеснок,        -

Свёкла, редька и укроп.        

И. Михеева

Капуста
Мы капусту рубим, рубим 
(ладошками рубим) 
Мы капусту трём, трём 
(кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим 
(солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём 
(пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

ФРУКТЫ. САД

Яблоко

Яблоко спелое, (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, разгибают по одному пальцу на каждое слово-определение на обеих руках одновременно.)

красное, сладкое,

Яблоко хрусткое,

с кожицей гладкою.

Яблоко я (Складывают ладони вместе и разводят пальцы в разные стороны раскрывают ладони)

пополам разломлю,

Яблоко с другом

своим разделю.                (Выставляют ладони вперёд)

Я. Аким

Апельсин

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа 
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

ГРИБЫ. ЯГОДЫ. ЛЕС

Вот корзина — так корзина!( Изображают удивление, разводят руки в стороны.)

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника! (Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках.)

К нам ты в гости приходи-ка! (Делают приглашающий жест движение руками на себя.)

Ягод, что найдём мы в ней, Нет полезней и вкусней! (Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)

С. Васильева

ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Сто одежек

Лиф на байке,

Три фуфайки,

На подкладке платьице,

Шарф на шее,

Шаль большая, (Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках одновременно на каждое название одежды.)

Что за шарик катится? (Пожимают плечами.)

Сто одёжек,

сто застёжек, (Ритмично сжимают-разжимают пальцы обеих рук.)

Слово вымолвить не может. (Пожимают плечами.)

Мама так закутала,

Что не знаю,

Тут ли я! (Руки от груди, через середину сбрасывают вниз.)

А. Барто

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Нашей ласточке

Наша ласточка-касатка,

Ты в свою родную хатку

Смело прилетай! (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Здесь весной ты оперилась,

Здесь летать ты научилась, (Помахивают скрещенными ладонями.)

 Для тебя здесь рай...

Стены гнёздышка побелишь, (Поглаживают ладонь левой руки ладонью и

Пухом донышко застелешь     тыльной стороной ладони правой руки

                                                     попеременно.)

Для птенцов своих.

Что глядишь ты, недотрога, (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о

 На мальчишек наших строго? Ты не бойся их!  Ладонь)

М. Конопницкая


Скворечник

Мы построили скворечню  (Постукивают кулаками друг о друга.)

Для весёлого скворца, (Сводят руки над головой «скворечник».)

Мы повесили скворечник Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки

 — Чёрненькие перышки. (Ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно «колечки»- по 2 раза)

Е. Тараховская

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

 

Ежик

По сухой лесной дорожке —(Поочерёдно ударяют кулак о кулак и  ладонь   о  ладонь.)

Топ-топ-топ — топочут ножки. (Постукивают кулаками по столу )

Ходит, бродит вдоль дорожек (Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь

                                                    о ладонь.)

Весь в иголках серый ёжик. 

Ищет ягодки, грибочки            (Поочерёдно соединяют кончики пальцев     

Для сыночка и для дочки.   обеих рук с большим пальцем.)

Белка

На сучки, как на гвоздочки,       (На каждую стихотворную строчку    

Белка вешает грибочки,            поочерёдно загибают пальцы, начиная с

Сушит ягоды рябины,              большого, сначала на правой, а затем

Ежевики и малины.                   на левой руке.)

Носит жёлуди, орешки.

Разбирает всё без спешки.

Вот закончила запас

И в дупло скосила глаз.

Чтобы было в нём тепло,

Пухом выстлала его.

Зиму жить ей поживать(Поочерёдные ритмичные удары кулак о

  Никаких забот не знать.   кулак и ладонь о ладонь)

Н.Антонова

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Почему не спят котята?

Что случилось у котят?        (Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)
Почему они не спят?         
Почему буфет открыли,        (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с
Чашку новую разбили.          большого, сначала на  правой, а затем на левой
Уронили барабан,                      руке)
Поцарапали диван?

Почему их лапки

Влезли в чьи-то тапки?

С молоком разбили плошку,

Разбудили маму-кошку?

Почему порвали книжку?

Потому что ловят мышку. Пальцами изображают коготки «ловят мышку».)

В. Степанов

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, 
(царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать(двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка

Вышла курочка гулять,

свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки 
(идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! 
(грозим пальчиком)
Лапками гребите 
(загребаем ручками),
Зёрнышки ищите 
(клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце(показываем как черпаем воду и пьём).

Ёжик (у детей в руках резиновый «колючий» мячик «ёжик»)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?( катать мяч ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку(
катать мячик по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (
катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по рукам)
Если дам иголки - съедят меня волки!!!(
ёжик убегает в домик, на место в коробку)

ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ

ЗИМНЯЯ ШУБА

Снег пойдёт и перестанет, (Делают волнообразные движения руками.)

Незаметно он растает.

Шубу белую зима              (Отводят одну руку вправо, другую влево.)

Примеряет всем сама.     (Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках

Шубу — зайцу беляку      одновременно.)

Шубу — лесу и лужку,

Шуба — Лене и Николке,

Шуба — дубу в чистом поле,

Шуба — тополю и вязу.

Я уже в сугробе вязну,       (Похлопывают обеими руками по плечам.)

Но у всех такая шуба,

Что носить всю зиму любо! (Высоко поднимают колени.)

М. Садовский 

Прогулка

Раз,два,три,четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели 
("едим суп"), 
спать легли 
(ладошки под щечку).

Снежинки

Летели сто снежинок,

Порхающий народ,

По парочке смешинок

Попало каждой в рот. (Делают волнообразные движения пальцами обеих рук.)

И засмеялся город,

Машины и дома,

Деревья, на которых

Качается зима,

Фонтан, качели в парке,

Калитка и забор,

И дырка в нём, и арка, (Поочерёдно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое название.)

И чёрный пёс Трезор.               

Одна из пересмешниц

В ладонь мою легла, (Вытягивают раскрытые ладони перед собой.)

Став капелькою нежной,

Она не умерла. ( «Заворачивают» пальцы в ладони, как будто пряча капельку.)

Л. Богословская

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. НОВЫЙ ГОД

Считалка

Один, два, три, четыре, (Ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на правой руке )

Пахнет ёлкою в квартире. (Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Три, четыре, пять и шесть (Соединяют пальцы правой руки.)

— Не заставят кашу есть. (Ритмично сжимают и разжимают кулаки.)

 Пять, шесть, семь, восемь (Соединяют пальцы левой руки.)

— На пирог сегодня просим, (Делают манящие движения рук )

Потому что — девять, десять(Соединяют пальцы левой руки)

 — Мама с папой тесто месят! («Месят тесто».)

 

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Считалка для ворон

Я решил ворон считать:(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Раз, Два, Три,Четыре, Пять. (Поочерёдно загибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.

Шесть ворона — на столбе,

Семь ворона — на трубе,

 Восемь — села на плакат,

Девять — кормит воронят... (Поочерёдно разгибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)

Ну а десять — это галка.          

 Вот и кончилась считалка! (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

А. Усачёв

 

МЕБЕЛЬ

Скоро мы переезжаем,        (Сжимают разжимают

Всё с собою забираем.        Пальцы на обеих руках одновременно.)
Стулья, стол, сервант, комод        (Ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь

Переедут тоже.                       о ладонь.)

Вот!                                                (Делают громкий хлопок  ладоши.)
В новом доме будут с нами        (Складывают ладони уголком — «домик».)

Два стола, комод с вещами, (Поочерёдно разгибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)

 Кресла два, диван, кроватка,   

Где братишка мой спит сладко.( Обе руки под щеку)

С. Чешева

Михаил Потапыч спать    (Сложенные вместе ладони подкладывают под щёку.)            

Лёг в большущую кровать, (Разводят руки в стороны, показывая размер.)

Отдых дал уставшим лапам, (Гладят ладонью сначала правую, а затем левую руку от плеча к  пальцам.)

Дом его наполнен храпом. (Складывают ладони домиком)

В маленькой кроватке

Сны Мишутки сладки. (Приседают, сложенные вместе кисти подкладывают под щёку.)

Во сне сосёт он лапу,

Когда не видит папа. (Грозят указательным пальцем сначала правой, а затем левой руки.)

Спит медведица тревожно, (Сложенные вместе кисти подкладывают сначала под правую,  затем под левую щёку, хмурятся.)

 Очень позабыть ей сложно,          

Что забрался кто-то в дом, (Складывают ладони домиком.)

Всё перевернул вверх дном. (Делают «моталочку» перед грудью.)

Кашу съел и стул сломал, (Делают шаркающие движения ладонями, руки вытянуты перед грудью.)

Все перины разбросал... 

И скрипит её кровать,

Всей семье мешая спать. (Делают «пружинку»,руки на поясе.)

С. Васильева

ПОСУДА

Барабек (как нужно дразнить обжору)

Робин-Бобин-Барабек

Скушал сорок человек. (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

 И метлу, и кочергу.
Скушал церковь, скушал дом,
 (Поочерёдно загибают пальцы сначала на правой, а затем на левой руке.)
И кузницу с кузнецом,              

А потом и говорит: «У меня живот болит!»(Выполняют круговые движения правой рукой по   животу.)

Английский фольклор (пер. К. Чуковского)

У мамы на кухне есть множество дел: (Сжимают-разжимают пальцы на обеих руках

В кастрюле большущей бульон закипел,

Котлеты поджарились в сковороде, (Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках одновременно.)

В креманки уже разливает желе,

 В салатнице папин любимый салат,

А к чаю купила она мармелад. (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Семью накормила и снова — дела: (Делают круговые движения ладоней друг о друга.)

Посуду помыть и прибрать со стола.

Но разве так можно? (Пожимают плечами, руки с растопыренными пальцами опущены вниз.)

Подумайте сами!

Давайте поможем заботливой маме! (Делают жест руками от груди вперёд.)

Посуду помыть не составит труда, (Потирают круговыми движениями ладони друг о друга)

А мама приляжет —устала она. (Сложенные вместе ладони подкладывают под щёку.)

С. Чешева

ТРАНСПОРТ. ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ

Самокат

Я несусь на самокате        (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Мимо сосен и берёз.                  

Оставляет на асфальте        

Самокат следы колёс.  (Делают шаркающие движения ладоней друг о друга.)

Самокат я сам катаю,        (Поочерёдно загибают пал цы на двух руках одновременно.)

Встану сам, сам разгоню,        

Ну а если сам сломаю,        
Сам его я починю!

И. Лопухина

ПРОФЕССИИ

Сапожник

Мастер, мастер, (Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой – молоток)

Помоги - прохудились сапоги. 
Забивай покрепче
Гвозди -
Мы пойдем сегодня 
В гости!

Пекарь

— Пекарь, Пекарь, для чего ты (Попеременно ударяют кулак и ладонь о ладонь)

Из баранок сделал счеты

— Подсчитать хочу точней,   (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с мизинца)

Хватит ли в Москве дрожжей,  (на обеих руках, одновременно на каждое название продукта.)

И прикинуть, сколько надо

Рафинада взять со склада, (Выставляют вперёд большие пальцы обеих рук, поднятые вверх.)

Сколько масла и муки(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Привезут грузовики.

Торт я нынче испеку, (Ударяют кулаками друг о друга.)

Всем рабочим —по куску, (Ритмично сжимают-разжимают кулаки.)

Всем, кто строил новый дом —(Сводят руки над головой «крыша».)

Дом, в котором мы живём.

Сколько профессий на свете есть?

Профессии разные есть,

Все сразу не перечесть:

Доктор лечит людей, (Поочерёдно загибают пальцы на правой руке на каждое название профессии.)

Учитель учит детей,

Повар готовит обед,

Пожарных смелее нет,

Строитель построит нам дом: (Сводят руки над головой «крыша».)

Все дружно жить будем в нём. (Поочерёдно загибают пальцы на левой руке.)

Стены покрасит маляр,

Сантехник починит кран,

Электрик включит нам свет, (Покачивают указательным пальцем.)

Плотник постелет паркет,

А если ты хочешь всё знать, (Дотрагиваются указательным пальцем до лба.)

Учёным тебе надо стать.

И. Михеева

ИНСТРУМЕНТЫ 

Слесарь

Мне нужны такие вещи: (Ритмично сжимают  и разжимают ладони.)

Молоток, (Ритмично соединяют большой палец поочерёдно с указательным, средним,

Тиски       безымянным на правой, а потом на левой руке.)

И клещи,

Ключ,

Напильник

И ножовка,

А всего нужней —(Ритмично сжимают и разжимают ладони.)

Сноровка!

Б. Заходер

ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА И ЖАРКИХ СТРАН

Крокодилу счёт дают. (Выставляют вперёд ладони.)

В этом счёте — десять блюд: (Загибают все пальцы в кулаки.)

Блюдо первое — суп с фрикадельками. (Поочерёдно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое блюд название блюда.)  

На второе — картошка с сардельками.

Третье блюдо — рыбный пирог.

На четвёртое — сладкий творог.

(Очень вкусное было четвёртое!)

Пятым подана редька протёртая.

На шестое он съел винегрет,

На седьмое — с грибами омлет.

На восьмое — салат из печёнки,

На девятое — банку сгущёнки.

На десятое — выпил компот. (Облизывают губы.)

На компоте закончился счёт. (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

— Уф-ф-ф!                                 (Проводят тыльной стороной ладони по лбу.)

Крокодил проверил счёт,

Посмотрел на свой живот... (Сводят руки перед собой «живот».)

А потом вдруг как заплачет —(Удивлённо пожимают плечами.)

Это он наелся, значит! (Делают маховое движение правой рукой сверху вниз.)

А. Усачёв

Жители Антарктиды

Дружный народ в Антарктиде — Пингвины.

Во  всем  коллективны они и едины: (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Строем Пингвины идут на обед,  (Поочерёдно загибают пальцы на каждое действие на правой, затем на левой руке)

Хором орут по-пингвиньи: «Привет!»  

 Все, как один, дружно прыгают в воду,

 Только услышат команду: «На старт!»  (Ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно на каждое действие.)

Если подкрался морской леопард.    

Вместе они веселятся и злятся.            

Вместе садятся высиживать яйца.

Вместе ругают своих пингвинят,

 Хвалят друг друга или бранят...

Все, как один, ничего не читают.

Все, как один, никогда не летают.

 Все, как один, проживают средь льдин.

Все, как один, носят имя — Пингвин.

А. Усачев

РЫБЫ

Рыбка
Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Эта рыбка строит дом,  (Складывают ладони домиком.)

Строит дом

На дне речном.     (Приседают, ладони приближают к полу.)

Нет у рыбки инструментов ( Мотают головой (отрицательный жест), отводят руки в

Носит носом, роет ртом.    стороны.)

Раз! — глоток.   (Загибают поочерёдно пальиы сначала на правой, затем на левой руке)

Два! — бросок.

Роет Колюшка песок.

Рвёт подводные травинки,

Строит стены, потолок.

Чуть появится зевака —

Рвётся в драку, забияка:

Эй, зевака, без оглядки        (Подносят ладони «рупором» ко рту.)

Удирай во все лопатки,        

Удирай во все лопатки

Со строительной площадки!

В. Берестов

РАННЯЯ ВЕСНА. ПРИМЕТЫ

Весна

Иди, весна, иди, красна,        (Пальчиками «идут» по столу.)

Принеси ржаной колосок,        (Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинца.)
Овсяный снопок,        Яблоки душистые,        Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.

ПРАЗДНИК 8 МАРТА

Квартирная считалка

Мама в дом войдёт и ахнет:        (Шагают пальцами обеих рукпо столу.)

—        Чем у нас в квартире пахнет?        (Пожимают плечами.)

—        Много чем, — ответим маме        (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)                                                                   

Раз — горелыми блинами,         (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый счёт.)

Два — разбитыми духами,    

Три — штанами в рыбьем жире...            

Мама скажет: — А четыре

 — Пахнет стиркой и уборкой.

А ещё — хорошей поркой!

И. Шевчук

ХЛЕБ — ВСЕМУ ГОЛОВА

Вкусная каша

Каша из гречки,

Где варилась? (Поглаживают ладони друг о дружку круговыми движениями.)

В печке.         

Сварилась, упрела,        

Чтоб Оленька ела,

Кашу хвалила,        (Разворачивают руки ладонями вниз.)

На всех разделила...        (Разворачивают руки ладонями вверх.)

Досталось по ложке (Поочерёдно загибают по одному пальцу на обеих руках  одновременно на каждое название животного.)

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке,

И Оля доела

Последние крошки! (Отряхивают ладони друг о дружку.)

3. Александрова

КОСМОС

Это что за потолок?        (Разводят руки над головой)

То он низок,        (Поочерёдно разгибают пальцы из кулака на обеих руках

То высок,        

То он сер,        одновременно.)

То беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой        (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Такой красивый —        

Кружевной и синий-синий!

Л. Сандлер

НАША РОДИНА — РОССИЯ

Ты, рябинушка раскудрявая,(На каждую строчку большой палец «здоровается» дважды

Ты когда взошла,        с каждым пальцем, начиная с указательного, сначала на правой руке, потом на левой.)

Когда выросла?        

Я весной взошла,         

Летом выросла,

По зорям цвела,

 Солнцем вызрела.

Русская народная песенка

НАСЕКОМЫЕ

Сладкие домишки

В избушке из ватрушки (Поочерёдно соединяют пальцы с большим одновременно на двух руках на каждые две строчки.)

Живут подружки-мушки.        

А в пряничном домишке —        

Сластёны-муравьишки.        

Оса ночует в хатке

Из сладкой мармеладки,

А паучок в холупке

Из треснутой скорлупки.  Т. Крюкова

На полянке я сижу, (Сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)

Во все стороны гляжу. 

Сколько насекомых здесь!

 Всех, пожалуй, и не счесть. (Руки через верх разводят в стороны.)

Вот пчела, а вот оса, (Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)

Это бабочка — краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся,

А она красуется!  (Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)

С. Чешева

СКОРО В ШКОЛУ. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Счёт

Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Слон решил считать до ста

(Сжимают-разжимают пальцы на обеих руках одновременно.)

Да, задача непроста!            

 (Пожимают плечами, руки опущены вниз, пальцы растопырены.)

Съел сначала, для разминки,

Десять яблок из корзинки, (Поочерёдно загибают пальцы сначала на правой, а

затем на левой руке.)

Двадцать бубликов с корицей  

И баранок с маком тридцать,

Сорок вафель шоколадных,

Пятьдесят лепёшек мятных,

Шестьдесят сухих галет,

Ровно семьдесят конфет,

После восемьдесят плюшек

Девяносто штук ватрушек,

Сто бананов. Кончен счёт. (Хлопок в ладони.)

Эх, не лопнул бы живот! (Поглаживают себя по животу.)

Под конец слону особо (Вздыхая, проводят тыльной стороной ладони правой руки по лбу.)

Тяжело далась учёба.     

Т. Крюкова


ЦВЕТЫ

Как у нас  на нашей грядке! (Большой пальчик «здоровается» с каждым пальцем, начиная с указательного в ритм тексту, сначала на правой руке, потом на левой.)

Сколько цветиков цветёт

Маргаритки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, на правой и левой руках одновременно.)

Ноготки,          

Астры — пёстрые цветки,

Георгины и левкой,

Выбираешь ты какой? (Делают жест руками вперёд, ладони развёрнуты вверх.)

Е. Благинина

ЛЕТО

Пчёлы
Вот улей, 
(показываем кулачок)
Здесь живут пчелы.
Вот они показались из домика,
(поочередно отгибаем пальчики)
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з-з....." 
(щекочут друг друга)

Хороший денек

До чего хорош денёк: (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Веет лёгкий ветерок, (Делают плавные движения ладонями на себя.)

Солнца летнего лучи (Поднимают руки вверх, пальцы растопырены.)

Так приятно горячи!        

И не надо ни сапог, ни рубахи, (Поочерёдно загибают пальцы на двух руках одновременно.)

Ни чулок, ни тужурки, ни калош...

До чего денёк хорош!  (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

СЕМЬЯ, ДОМ

Моя семья
Этот пальчик – дедушка 
(разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка 
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! 
(вращаем разжатой ладошкой)

Дом

Стук -стук- постук, раздается где -  то стук. (ударяют кулак о кулак)
Молоточки стучат, строят домик для зайчат – ( делают «крышу»)
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, 
(ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, 
(ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! 
(сцепили ручки)

 

Домик

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе
( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук!
( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...