Развитие фонематического восприятия.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Буланова Е.В., Иванова Т.Ф.

Данный материал содержит рекомендации родителям по развитию фонематического восприятия у детей с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа.











Подготовила логопед Гагарина Л.В.












Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

   На начальном этапе логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей, можно выделить следующие моменты:

  • Восприятие неречевых звуков.
  • Различение похожих звукокомплексов.
  • Дифференциация слогов и слов, близких по звуковому составу.
  • Различение фонем.
  • Развитие навыков звукового анализа.

    При формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений таких как, «Угадай, что звучало?», «Где звучит?», «Мир звуков», «Кто позвал?» и т. д., формируются также и навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

Важна работа по различению правильного и дефектно произнесенного звука. Это способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. 

Игры.

 «Грустно-весело»

Детям предлагается прослушать ряд слов или фразу, если услышат неправuльное произношение – дети делают недовольное или грустное лицо, а при правильном произношении они улыбаются.

 «Подними флажок» на правильный ответ красный флажок, на искаженное произношение желтый.

 «Помоги Незнайке», «Внимательные ушки» и др.

     В работе по различению близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации звуков: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Игры.

 «Подбери пару» - разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже.

«Скажи в рифму» - придумать слова, которые звучат похоже.

«Назови непохожие звуки?» - кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф.

«Лишнее слово» - канава, канава, какао, канава.

«Подскажи словечко» -  читается четверостишье, а последнее слово должен подсказать ребёнок так, чтобы оно подошло не только по звучанию, но и по смыслу.

      При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, используется прием повторений слогов с различающимися гласными и согласными звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением.

Примеры: та-па-ка, па-ба, фа-ва-фа, па-тпа, пту-пта-пто, и т. д.

«Какие звуки меняются?»- ну-ну-но--.

    Работа по дифференциации звуков осуществляется с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки в слогах, словах.

Игры.

 «Поймай звук» - ребёнок выделяет заданный звук а)из ряда звуков  б)из ряда слогов  в)из слов г)из фразы, хлопая в ладоши.

«Нажми на кнопку» -  ребёнок, услышав мягкий звук нажимает на зелёную кнопку, а услышав твёрдый звук – на синюю.

«Подскочи или нажми» - ребёнок подскакивает на звук «Й», а на «ЛЬ» нажимает на кнопку.

 «Две рейки» - отбор картинок по твёрдости-мягкости или по глухости-звонкости.

«Бегите ко мне» - дети подбегают к педагогу, услышав заданный звук;

                             - подбегают лишь те дети, у которых на картинках есть слова с заданным звуком.

«4 лишний» - выделение лишнего слова по акустическому признаку.

    В системе логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза предусматривается определенная последовательность речевого материала при работе над звуковым составом слова:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, уаи, ауио и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые - он, ас, ух; открытые - ко, па, ну);

в) слоги со стечением согласных (акс, кту, сло и т. д. );

г) слоги без стечения согласных;

1.     односложные (том, кум, уж, вес);

2.     двусложные (мука, папа, пума, Паша);

д) слова со стечением согласных:

1.     двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, тучка, майка, весна);

2.     односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, стоп, план);

3.     односложные слова со стечением согласных в конце слова (фильм, пост, пуск, рост);

4.     двусложные слова со стечением согласных в начале слова (дрова, крупа, Гриша);

5.     двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (пломба, брошка, стирка);

е) трехсложные слова (качели, ромашка, пастила, простынка).

     Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на использование графических схем слова, фишек, на речевое проговаривание (при назывании слов). На заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений. В процессе работы детям предлагается выполнить следующие задания:

1.     Выделить гласный, согласный звук из ряда других звуков (любым из приемов).

2.     Выделить слог с определенным звуком.

3.     Выделить из ряда слов слова с определенным звуком.

4.     Назвать первый или последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок

5.     Определить последовательность и количество звуков в слове.

6.     Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Игры:

 «Эхо» - ребёнок повторяет за логопедом первый или последний звук.

«Что сначала-что потом?» - ребёнок называет звуки в слове по порядку.

«Считалочка» - «Мы с тобою так играем: слова на «К» мы выбираем.

              «Лови-не лови» - педагог кидает ребёнку мяч, произнося слово.

Если в слове есть заданный звук, то ребёнок ловит мяч, если нет – отбивает.

«Называй и кидай» - дети придумывают слова на заданный звук и кидают мяч педагогу, одновременно произнося своё слово.

Чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, так как задания следует предлагать в игровой форме, с использованием различных приемов, индивидуального и демонстрационного материала. В результате такой коррекционной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»

laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....