Развитие фонематического восприятия.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Данный материал содержит рекомендации родителям по развитию фонематического восприятия у детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya_i_navykov_zvukovogo_analiza.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Подготовила логопед Гагарина Л.В.
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
На начальном этапе логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей, можно выделить следующие моменты:
- Восприятие неречевых звуков.
- Различение похожих звукокомплексов.
- Дифференциация слогов и слов, близких по звуковому составу.
- Различение фонем.
- Развитие навыков звукового анализа.
При формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений таких как, «Угадай, что звучало?», «Где звучит?», «Мир звуков», «Кто позвал?» и т. д., формируются также и навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.
Важна работа по различению правильного и дефектно произнесенного звука. Это способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения.
Игры.
«Грустно-весело»
Детям предлагается прослушать ряд слов или фразу, если услышат неправuльное произношение – дети делают недовольное или грустное лицо, а при правильном произношении они улыбаются.
«Подними флажок» на правильный ответ красный флажок, на искаженное произношение желтый.
«Помоги Незнайке», «Внимательные ушки» и др.
В работе по различению близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации звуков: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.
Игры.
«Подбери пару» - разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже.
«Скажи в рифму» - придумать слова, которые звучат похоже.
«Назови непохожие звуки?» - кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф.
«Лишнее слово» - канава, канава, какао, канава.
«Подскажи словечко» - читается четверостишье, а последнее слово должен подсказать ребёнок так, чтобы оно подошло не только по звучанию, но и по смыслу.
При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, используется прием повторений слогов с различающимися гласными и согласными звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением.
Примеры: та-па-ка, па-ба, фа-ва-фа, па-тпа, пту-пта-пто, и т. д.
«Какие звуки меняются?»- ну-ну-но--.
Работа по дифференциации звуков осуществляется с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки в слогах, словах.
Игры.
«Поймай звук» - ребёнок выделяет заданный звук а)из ряда звуков б)из ряда слогов в)из слов г)из фразы, хлопая в ладоши.
«Нажми на кнопку» - ребёнок, услышав мягкий звук нажимает на зелёную кнопку, а услышав твёрдый звук – на синюю.
«Подскочи или нажми» - ребёнок подскакивает на звук «Й», а на «ЛЬ» нажимает на кнопку.
«Две рейки» - отбор картинок по твёрдости-мягкости или по глухости-звонкости.
«Бегите ко мне» - дети подбегают к педагогу, услышав заданный звук;
- подбегают лишь те дети, у которых на картинках есть слова с заданным звуком.
«4 лишний» - выделение лишнего слова по акустическому признаку.
В системе логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза предусматривается определенная последовательность речевого материала при работе над звуковым составом слова:
а) ряд гласных звуков (ау, уа, уаи, ауио и т. д.);
б) слоги без стечения согласных (закрытые - он, ас, ух; открытые - ко, па, ну);
в) слоги со стечением согласных (акс, кту, сло и т. д. );
г) слоги без стечения согласных;
1. односложные (том, кум, уж, вес);
2. двусложные (мука, папа, пума, Паша);
д) слова со стечением согласных:
1. двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, тучка, майка, весна);
2. односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, стоп, план);
3. односложные слова со стечением согласных в конце слова (фильм, пост, пуск, рост);
4. двусложные слова со стечением согласных в начале слова (дрова, крупа, Гриша);
5. двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (пломба, брошка, стирка);
е) трехсложные слова (качели, ромашка, пастила, простынка).
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на использование графических схем слова, фишек, на речевое проговаривание (при назывании слов). На заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений. В процессе работы детям предлагается выполнить следующие задания:
1. Выделить гласный, согласный звук из ряда других звуков (любым из приемов).
2. Выделить слог с определенным звуком.
3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком.
4. Назвать первый или последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок
5. Определить последовательность и количество звуков в слове.
6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
Игры:
«Эхо» - ребёнок повторяет за логопедом первый или последний звук.
«Что сначала-что потом?» - ребёнок называет звуки в слове по порядку.
«Считалочка» - «Мы с тобою так играем: слова на «К» мы выбираем.
«Лови-не лови» - педагог кидает ребёнку мяч, произнося слово.
Если в слове есть заданный звук, то ребёнок ловит мяч, если нет – отбивает.
«Называй и кидай» - дети придумывают слова на заданный звук и кидают мяч педагогу, одновременно произнося своё слово.
Чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, так как задания следует предлагать в игровой форме, с использованием различных приемов, индивидуального и демонстрационного материала. В результате такой коррекционной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»
laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического слуха.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 На ст...