Вместе научим рассказывать.
консультация по логопедии по теме

Гурина Светлана Викторовна

 

   Многие родители дети которых посещают детский сад или по каким – либо причинам находятся дома , приходя на консультацию к логопеду часто задают вопрос: «Как научить ребенка рассказывать?», «Пересказы нам очень тяжело даются, что делать?», «Мой ребенок не может пересказать даже самую простую сказку!»

    Уважаемые родители нужно помнить, что усвоение детьми связных форм высказывания процесс достаточно сложный, требующий поэтапного развития.

   Под чутким  контролем родителей в повседневной жизни ребенка и руководством педагога на занятиях по развитию связной речи формируется навык  рассказывания.

   Давайте подробнее остановимся на приемах обучения детей рассказыванию.

   На начальных этапах обучения следует научить ребенка правильно строить предложения. От простого,  состоящего из 2-3 слов (кто? что делает? что? кому?),  к сложному от 4 и более слов с  различными  части  речи (сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами).  Можно использовать прием: по демонстрации действий, по вопросам, по картине ,по отдельным словам. Наглядный материал следует подбирать учетом  возрастных  и  речевых возможностей  ребенка.

   При выборе материала для рассказывания нужно всегда учитывать нравственную направленность сюжета - это воспитывает у ребенка  доброе отношение к героям произведений, учит оценивать поступки персонажей, отграничивать положительных героев от  отрицательных.

  Дальнейшим этапом обучения является оречевление ребенком выполняемой серии действий, например: взять красный карандаш или принести плюшевого мишку. Тем самым ребенок учится составлять предложения по демонстрации  своих действий до объединения их в короткие рассказы , которые можно потом заучить.

   Составление рассказа по картинке - иллюстрации. Взрослый читает рассказ, а ребенок поднимает соответствующую эпизоду картинку. Можно убрать одно из звеньев рассказа и попросить ребенка вспомнить его.

  Эффективным  приемом является применение демонстрации действий, мимики, жестов, наводящих вопросов.

  Можно предложить ребенку самостоятельно выбрать понравившейся ему предмет и рассказать о нем. Ребенок должен внимательно рассмотреть предмет, выделить его детали, цвет, форму, величину в сравнении с другим предметом. Если у ребенка возникают затруднения в составлении рассказа, можно дайте ребенку свой образец рассказа и вместе с ним проговорить его.

   Важно учитывать объем рассказа он должен  состоять из 5-8 предложений где присутствует четко выраженное начало, середина и конец сюжета (фразы должны быть доступными для ребенка).

- провести предварительную беседа, по содержанию рассказа;

- чтение рассказа без нацеливания на пересказ;

- ответ ребенка на вопросы по содержанию рассказа;

- повторное чтение, и нацеливание на пересказ;

- самостоятельный пересказ с опорой на  план.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Многие родители дети которых посещают детский сад или по каким – либо причинам находятся дома , приходя на консультацию к логопеду часто задают вопрос: «Как научить ребенка рассказывать?», «Пересказы нам очень тяжело даются, что делать?», «Мой ребенок не может пересказать даже самую простую сказку!»

    Уважаемые родители нужно помнить, что усвоение детьми связных форм высказывания процесс достаточно сложный, требующий поэтапного развития.

   Под чутким  контролем родителей в повседневной жизни ребенка и руководством педагога на занятиях по развитию связной речи формируется навык  рассказывания.

   Давайте подробнее остановимся на приемах обучения детей рассказыванию.

   На начальных этапах обучения следует научить ребенка правильно строить предложения. От простого,  состоящего из 2-3 слов (кто? что делает? что? кому?),  к сложному от 4 и более слов с  различными  части  речи (сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами).  Можно использовать прием: по демонстрации действий, по вопросам, по картине ,по отдельным словам. Наглядный материал следует подбирать учетом  возрастных  и  речевых возможностей  ребенка.

   При выборе материала для рассказывания нужно всегда учитывать нравственную направленность сюжета - это воспитывает у ребенка  доброе отношение к героям произведений, учит оценивать поступки персонажей, отграничивать положительных героев от  отрицательных.

  Дальнейшим этапом обучения является оречевление ребенком выполняемой серии действий, например: взять красный карандаш или принести плюшевого мишку. Тем самым ребенок учится составлять предложения по демонстрации  своих действий до объединения их в короткие рассказы , которые можно потом заучить.

   Составление рассказа по картинке - иллюстрации. Взрослый читает рассказ, а ребенок поднимает соответствующую эпизоду картинку. Можно убрать одно из звеньев рассказа и попросить ребенка вспомнить его.

  Эффективным  приемом является применение демонстрации действий, мимики, жестов, наводящих вопросов.

  Можно предложить ребенку самостоятельно выбрать понравившейся ему предмет и рассказать о нем. Ребенок должен внимательно рассмотреть предмет, выделить его детали, цвет, форму, величину в сравнении с другим предметом. Если у ребенка возникают затруднения в составлении рассказа, можно дайте ребенку свой образец рассказа и вместе с ним проговорить его.

   Важно учитывать объем рассказа он должен  состоять из 5-8 предложений где присутствует четко выраженное начало, середина и конец сюжета (фразы должны быть доступными для ребенка).

- провести предварительную беседа, по содержанию рассказа;

- чтение рассказа без нацеливания на пересказ;

- ответ ребенка на вопросы по содержанию рассказа;

- повторное чтение, и нацеливание на пересказ;

- самостоятельный пересказ с опорой на  план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка рассказывать

Научить ребенка рассказывать – это значит сформировать его связную речь. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка  в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим стро...

Газета для любознательных родителей « Вместе » Научим детей говорить правильно

Показатели речевого развития детей 5 - 6 лет Советы родителям!!!       Речевые игры и упражнения...

Газета для любознательных родителей « Вместе » Научим детей говорить правильно

Показатели речевого развития детей 5 - 6 летПонимание речи    Лексическая сторона речи Грамматический строй  Связная речь Фонетическая сторона речи. Советы родителям...

Буклет " Как научить ребенка рассказывать по картинке"

Ничто так не развивает речь ребенка, как составление рассказов по картинке. С помощью таких занятий у ребенка развивается логическое и абстрактное мышление - ведь картинки нужно расставить по порядку,...

Консультация для родителей. ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ НАУЧИМ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ НА ДОРОГЕ!

Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил Дорожного Движения и никаких проблем. На самом деле очень т...

Консультация "Вместе научим ребенка безопасно жить в этом мире!"

Консультация "Вместе научим ребенка безопасно жить в этом мире!"...

«Давайте вместе научим детей звуковому анализу слов»

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...