Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
консультация по теме
Здесь описаны основные упражнения для губ, щек, языка в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_provedeniyu.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проведению
артикуляционной гимнастики
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому, ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Или у ребёнка ручное зеркало (≈ 9 – 12 см.), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребёнок - ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.
Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной. Вначале упражнения выполняются 5-6 раз, в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.
Из выполняемых трёх упражнений новым может быть только одно, два других даются для закрепления и повторения. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием даётся название (н-р, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы- «Качели»).
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляции. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка. Нельзя говорить ему, что он упражнение делает неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребёнку его достижения («Видишь, язык научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).
Упражнения для развития мышц речевого аппарата.
- Упражнения для мимических мышц лица
- Поднимание и опускание бровей.
- Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.
- Попеременное закрывание правого и левого глаза.
- Попеременное поднимание углов рта.
- Придать лицу выражения удивления, радости, горя, гнева.
- . Упражнения для челюстей
- Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
- Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
- То же в быстром темпе.
- Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание)
- Максимально частое открывание рта с произнесением звуков па-па-па
- Упражнения для губ и щёк
- «Улыбка» – растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны верхние и нижние резцы
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются
А глаза у них как блюдца.
- «Трубочка» – вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Губы сложим в трубочку –
На дудочку похоже.
Подудеть на дудочке
Без дудочки мы можем:
Ду, ду, ду – ду – ду!
- «Хоботок» - сомкнутые губы вытягиваются вперёд хоботком (как при поцелуе)
Подражаю я слону – губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю
- «Улыбка» - «Хоботок» - «Трубочка». Чередование положений губ: в улыбке – хоботком - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губки прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
А сейчас я дудочка,
Дудочка – побудочка.
Мне понравилось играть,
Повторю-ка я опять! .
- Вращательное движение губ хоботком: вверх, влево, вниз, вправо; сначала движения выполняются раздельно, потом слитно.
- Вибрация губ (фырканье лошади).
- Надувание обеих щёк одновременно.
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
- Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)
- Втягивание щёк в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперёд.
- Упражнения для языка
(выполняются при неподвижной нижней челюсти)
- «Лопаточка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося: пя-пя-пя
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять…
- «Иголочка» - рот открыт, губы в улыбке; высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять…
- Чередование «Лопаточка»- «Иголочка». Выполняется ритмично, под счёт.
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «иголочкой» потом
Потянем тонким остриём.
- «Качели» - рот широко открыт, губы в улыбке; движения языка:
- к верхней – нижней губе;
- к верхним – нижним зубам;
- к верхним – нижним альвеолам;
На качелях я качаюсь вверх – вниз, вверх – вниз,
Поднимаюсь, опускаюсь, вверх- вниз, вверх – вниз.
- «Часики» - рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Тик – так, тик – так, ходят часики вот так!
- «Лошадки» - щёлканье языком.
- «Грибок» - язык широкий, плоский присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.
- «Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. В таком положении удержать язык под счёт от 1 до 5-10.
Язык широкий положи, а края приподними.
Получилась чашка, кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесём,
Её бока к зубам прижмём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
Подборка игр и упражнений для проведения артикуляционных упражнений по подготовке речевого аппарата к постановке звуков....
Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики детей 6-7 лет.
Живя в современном мире, зачастую сталкиваешься с той проблемой, что дети готовящиеся идти в первый класс, не правильно произносят все звуки родного языка....
Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики детей 6-7 лет.
Живя в современном мире, зачастую сталкиваешься с той проблемой, что дети готовящиеся идти в первый класс, не правильно произносят все звуки родного языка....
Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики детей 6-7 лет.
Живя в современном мире, зачастую сталкиваешься с той проблемой, что дети готовящиеся идти в первый класс, не правильно произносят все звуки родного языка...
Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики детей 6-7 лет.
Живя в современном мире, зачастую сталкиваешься с той проблемой, что дети готовящиеся идти в первый класс, не правильно произносят все звуки родного языка. В последнее время все чаще у детей отмечаетс...
Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
В статье приведены простые упражнения для проведения артикуляционной гимнастики с ребёнком в домашних условиях...
Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики.
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику....