Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
консультация по теме

Шишкина Наталья Геннадьевна

Здесь описаны основные упражнения для губ, щек, языка в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_provedeniyu.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению

артикуляционной гимнастики

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в  спокойном положении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому, ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Или у ребёнка ручное зеркало (≈ 9 – 12 см.), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребёнок - ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной. Вначале упражнения выполняются 5-6 раз, в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.

Из выполняемых трёх упражнений новым может быть только одно, два других даются для закрепления и повторения. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием даётся название (н-р, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы- «Качели»).

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляции. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка. Нельзя говорить ему, что он упражнение делает неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребёнку его достижения («Видишь, язык научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

  • Упражнения для мимических мышц лица
  1. Поднимание и опускание бровей.
  2. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.
  3. Попеременное закрывание правого и левого глаза.
  4. Попеременное поднимание углов рта.
  5. Придать лицу выражения удивления, радости, горя, гнева.

  • .  Упражнения для челюстей
  1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
  2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
  3. То же в быстром темпе.
  4. Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание)
  5. Максимально частое открывание рта с произнесением звуков па-па-па

  • Упражнения для губ и щёк
  1.  «Улыбка» – растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны верхние и нижние резцы

           Тянуть губы прямо к ушкам

        Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются

     А глаза у них как блюдца.

  1.  «Трубочка» – вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

             Губы сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

 Подудеть на дудочке

     Без дудочки мы можем:

Ду, ду, ду – ду – ду!

  1. «Хоботок» - сомкнутые губы вытягиваются вперёд хоботком (как при поцелуе)

Подражаю я слону – губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю и на место возвращаю

  1. «Улыбка» - «Хоботок» - «Трубочка».  Чередование положений губ: в улыбке – хоботком - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

               Свои губки прямо к ушкам

           Растяну я, как лягушка.

    А теперь слонёнок я,

     Хоботок есть у меня.

А сейчас я дудочка,

  Дудочка – побудочка.

         Мне понравилось играть,

  Повторю-ка я опять!        .

  1. Вращательное движение губ хоботком: вверх, влево, вниз, вправо; сначала движения выполняются раздельно, потом слитно.
  2. Вибрация губ (фырканье лошади).
  3. Надувание обеих щёк одновременно.

  На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

  1. Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)
  2. Втягивание щёк в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперёд.

  • Упражнения для языка

(выполняются при неподвижной нижней челюсти)

  1. «Лопаточка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося: пя-пя-пя

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

       И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять…

  1. «Иголочка» - рот открыт, губы в улыбке; высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.

                    И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять…

  1. Чередование «Лопаточка»- «Иголочка». Выполняется ритмично, под счёт.

           Язык «лопаткой» положи

   И спокойно подержи.

        Язык «иголочкой» потом

           Потянем тонким остриём.

  1. «Качели» - рот широко открыт, губы в улыбке; движения языка:
  • к верхней – нижней губе;
  • к верхним – нижним зубам;
  • к верхним – нижним альвеолам;

На качелях я качаюсь вверх – вниз, вверх – вниз,

  Поднимаюсь, опускаюсь, вверх- вниз, вверх – вниз.

  1. «Часики» - рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Тик – так, тик – так,  ходят часики вот так!

  1.  «Лошадки» - щёлканье языком.
  2. «Грибок» - язык широкий, плоский присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.
  3. «Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. В таком положении удержать язык под счёт от 1 до 5-10.

        Язык широкий положи, а края приподними.

Получилась чашка, кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесём,

Её бока к зубам прижмём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

Подборка игр и упражнений для проведения артикуляционных упражнений по подготовке речевого аппарата к постановке звуков....

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики детей 6-7 лет.

Живя в современном мире, зачастую сталкиваешься с той проблемой, что дети готовящиеся идти в первый класс, не правильно произносят все звуки родного языка....

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики детей 6-7 лет.

Живя в современном мире, зачастую сталкиваешься с той проблемой, что дети готовящиеся идти в первый класс, не правильно произносят все звуки родного языка....

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики детей 6-7 лет.

Живя в современном мире, зачастую сталкиваешься с той проблемой, что дети готовящиеся идти в первый класс, не правильно произносят все звуки родного языка...

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики детей 6-7 лет.

Живя в современном мире, зачастую сталкиваешься с той проблемой, что дети готовящиеся идти в первый класс, не правильно произносят все звуки родного языка. В последнее время все чаще у детей отмечаетс...

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

В статье приведены простые упражнения для проведения артикуляционной гимнастики с ребёнком в домашних условиях...

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику....