Теоретическая часть по коррекции слоговой структуры слова дошкольников с ОНР.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

 Короткова Лидия Игоревна

В статье описана теория работы по корекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР. Указаны: нарушения слоговой структуры, этапы коррекции, формы работы с детьми и родителями, методы и приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmoformirovanie_u_detey_grammaticheski_pravilnoy.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретическая часть по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и в семье.

Часто  на  первый  план  в  дошкольном  возрасте  выдвигается  коррекция 

звукопроизношения и недооценивается  значение  формирование  слоговой  структуры  слов.

Поэтому  актуальной в настоящее время остается проблема  преодоления  нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.

Многие исследователи детской речи (В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, А.К. Маркова, А.Д. Салахова, С.Н. Цейтлин) подчеркивают, что в процессе усвоения слоговой структуры слова ребенок проходит длительный и сложный путь развития.

По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй речи. Р.Е.Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д.Б.Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребенка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов), мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.

  А. К. Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороны деятельности ребёнка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового восприятия. Вследствие искажений слогового состава слова затрудняется общение

дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем и грамоты.

Классификация А.К. Марковой содержит  14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:
1.Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, мак).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова ( стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).
14.Четырехсложные слова их открытых слогов (черепаха, пианино).

А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.

Слоговая структура слова характеризуется следующими параметрами: 1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога. Необходимо знать, как усложняется структура слов, и обследовать четырнадцать классов слоговых структур, которые являются наиболее частотными.

Характер нарушений слоговой структуры слова:

  1. Нарушение количества слогов:
  • сокращение слога (моток) –молоток;
  • опускание слогообразующей гласной (пинино) – пианино;
  • увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных: (команата) – комната.
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  • перестановка слогов (деворе) – дерево;
  • перестановка звуков соседних слогов (гебемот) – бегемот.
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  • сокращение стечений согласных: (туль) – стул;
  • вставки согласных в слог: лимон – (лимонт).
  1. Уподобление слогов: абрикосы – (кококосы).
  2. Персеверации-(били… били… билитекарь)
  3. Антиципации ( замена предшествующих звуков последующими) : (нананасы)-ананасы.
  4. Контаминации (смешение элементов слов ): (в холодильнице) –в холодильнике и хлебнице.

Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонетических) и моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобления слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стойкий характер.(Т. Б. Филичева ,  Г. В. Чиркина.)

В коррекционной работе можно выделить два этапа:

Подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале.

  Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. На данном этапе рекомендуется развивать концентрацию слухового внимания на материале неречевых звуков; работать над ритмом; формировать общую координацию движений под ритмическую музыку.

Коррекционный этап – работа ведётся на вербальном материале.

Цель – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова. На данном этапе рекомендуется отрабатывать правильную артикуляцию гласных звуков; воспроизводить слоговые ряды; учить проговаривать слова разного слогового состава с учётом усложнения слоговой структуры по А.К. Марковой; упражнять в произношении фраз.

Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.

Работа над слоговой структурой должна идти параллельно с развитием фонематического слуха и постановкой звуков. Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.

Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предлагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

Формы работы с детьми:

 - совместная деятельность логопеда с детьми вне занятия: игры и упражнения на формирование и преодоление нарушений слоговой структуры речи;

- совместные с воспитателем игры и упражнения на развитие слухового внимания и слуховой дифференциации слогов;

- упражнения и игры по воспитанию выразительности,  ритма и темпа движений на музыкальных занятиях;

 - заучивание стихотворных текстов по принципу « от простого к сложному»;

- заучивание  чистоговорок и скороговорок;

- игровые методы и примеры закрепления правильного произнесения сложных слоговых структур.

        

Формы работы с родителями:

        - письменные и устные консультации по формированию слоговой структуры речи;

        - индивидуальные рекомендации родителям по работе с ребёнком дома.

Методы и приёмы:

  • объяснение значения слова и включение его в различные предложения до полного усвоения семантики и слогового состава;
  • медленное, послоговое проговаривание слова;
  • пропевание, прохлопывание, отстукивание (ладонью, мячом) слогового контура слова;
  • многократное повторение в ходе отработки.

Учёт психологических особенностей детей, использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по формированию, как слоговой структуры слова, так и всех компонентов речевой системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников»

Мастер-класс  «Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников»Цель: Представить педагогическому коллективу систему приёмов и методов для устранения нарушения слоговой структур...

Логопедическая коррекция слоговой структуры слова у дошкольников

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных...

Обобщение опыта по теме самообразования: «Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников»

В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии...

«Слова запоминаем – в логоритмику играем» дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова

laquo;Слова запоминаем – в логоритмику играем»дидактическая игра  для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова Логоритмика –  это...

Формирование предпосылок коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье описан подготовительный этап по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть IV Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов.

Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....