Логопедические игры с детьми
материал (логопедия) по теме
Логопедтческие игры можно использовать по-разному: оформить картотеку, применять их на различных занятиях, рекомендовать воспитателям, изготовить карточки для индивидуальных домашних заданий и т.д. Возможно, Вы придумаете свой способ применить этот материал.
Логопедические игры с детьми
Буквы вокруг меня Цель: закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; расширить словарный запас; помочь развить наблюдательность. Попросите ребёнка оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке.
|
Картины Цель: закрепление знаний о буквах, расширение словарного запаса; развитие зрительной памяти; ознакомление с художниками и картинами Возьмите картину художника, который Вам нравится. Прочтите название картины и имя автора ребёнку. Попросите найти на картине все предметы на определённую букву. Допустим это картина И.Е.Репина «Не ждали». Пусть ребёнок найдёт все предметы на определённую букву П (пол, портрет, пальто, передник и т.д.)
|
Всё из «О» Цель: закрепление знаний о буквах; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки. По сигналу ведущего дети начинают рисовать красивые буквы О (большие и маленькие). После того, как ведущий скажет «Стоп!», игроки прекращают рисовать, внимательно смотрят на свой рисунок, пытаются угадать, на что или на кого всё это похоже, дорисовывают и дают название своему произведению.
|
Угадай, чей голосок Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?»
|
Только весёлые слова Цель: расширение словарного запаса , ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Воздушный шарик» и т.д., пока слова не иссякнут.
|
«Что было бы, если из леса исчезли…» Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
|
«Какого растения не стало?» На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
|
«Где что зреет?» Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями. Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка. |
«Угадай, что в руке?» Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Педагог раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к педагогу. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
|
«Где спряталась рыбка» Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас. Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга. Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Педагог просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
|
«Волшебные экранчики» Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы. Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое), Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.
|
«Похожи – не похожи» Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения. Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств. Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч. Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.
|
Составление геометрических фигур Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см) Задания:
|
Цепочка примеров Цель: упражнять в умении производить арифметические действия Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.
|
Только одно свойство Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её. Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
|
Найди и назови Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
|
Сложи квадрат Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых. Задания к игре:
|
Угадай игрушку
|
Кто больше увидит и назовёт
|
«Козлята и волк»
|
Назови как можно больше предметов
|
Олины помощники
|
Разноцветный сундучок Педагог: Я картинки положила Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
|
Скажи, какой?
|
Что за предмет? |
«Садовник и цветы» Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.
|
«Кто больше действий назовёт»
|
«Разбуди кота»
|
«Ветерок»
|
«Буратино-путешественник»
|
«Прятки»
|
Угадай игрушку
|
“Узнай героя” Цели:
Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей |
“Все наоборот” Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением Больные – здоровые (зверята)Злой – добрый (Бармалей)Грустная – Веселая (Федора)Грязный – чистый (мальчик)Темно – светло (краденное солнце)Высокий – низкий (жираф, бегемот) |
“Что делает?” Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия Подушка – ускакалаПростыня – улетелаБрюки – сбежалиСтол – ушелУмывальник – выбегаетМуха – пошла на базар и т.д. |
“Маленькие слова” Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение. - И упал Айболит и лежит на снегу. - Он в Африке, он в Африке Под пальмою сидит. - А рядом бегемотики Схватились за животики. - Я пришью ему новые ножки Он опять побежит по дорожке. |
“Один-много” Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа Одно дерево – много … Одна пальма – много … Один крокодил – много … Одна обезьяна – много … Одна зверушка – много … Одно насекомое – много … |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_13.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические игры с детьми
Буквы вокруг меня Цель: закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; расширить словарный запас; помочь развить наблюдательность. Попросите ребёнка оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке. |
Картины Цель: закрепление знаний о буквах, расширение словарного запаса; развитие зрительной памяти; ознакомление с художниками и картинами Возьмите картину художника, который Вам нравится. Прочтите название картины и имя автора ребёнку. Попросите найти на картине все предметы на определённую букву. Допустим это картина И.Е.Репина «Не ждали». Пусть ребёнок найдёт все предметы на определённую букву П (пол, портрет, пальто, передник и т.д.) |
Всё из «О» Цель: закрепление знаний о буквах; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки. По сигналу ведущего дети начинают рисовать красивые буквы О (большие и маленькие). После того, как ведущий скажет «Стоп!», игроки прекращают рисовать, внимательно смотрят на свой рисунок, пытаются угадать, на что или на кого всё это похоже, дорисовывают и дают название своему произведению. |
Угадай, чей голосок Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?» |
Только весёлые слова Цель: расширение словарного запаса , ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Воздушный шарик» и т.д., пока слова не иссякнут. |
«Что было бы, если из леса исчезли…» Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. |
«Какого растения не стало?» На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе. |
«Где что зреет?» Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями. Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка. |
«Угадай, что в руке?» Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь. |
«Где спряталась рыбка» Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас. Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга. Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. |
«Волшебные экранчики» Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы. Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое), Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д. |
«Похожи – не похожи» Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения. Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств. Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч. Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами. |
Составление геометрических фигур Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см) Задания:
|
Цепочка примеров Цель: упражнять в умении производить арифметические действия Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д. |
Только одно свойство Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её. Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино. |
Найди и назови Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. |
Сложи квадрат Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых. Задания к игре:
|
Угадай игрушку |
Кто больше увидит и назовёт |
«Козлята и волк» |
Назови как можно больше предметов |
Олины помощники |
Разноцветный сундучок Воспитатель: Я картинки положила Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено. |
Скажи, какой? |
Что за предмет? |
«Садовник и цветы» Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д. |
«Кто больше действий назовёт» |
«Разбуди кота» |
«Ветерок» |
«Буратино-путешественник» |
«Прятки» |
Угадай игрушку |
“Узнай героя” Цели:
Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей |
“Все наоборот” Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением Больные – здоровые (зверята)Злой – добрый (Бармалей)Грустная – Веселая (Федора)Грязный – чистый (мальчик)Темно – светло (краденное солнце)Высокий – низкий (жираф, бегемот) |
“Что делает?” Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия Подушка – ускакалаПростыня – улетелаБрюки – сбежалиСтол – ушелУмывальник – выбегаетМуха – пошла на базар и т.д. |
“Маленькие слова” Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение. - И упал Айболит и лежит на снегу. - Он в Африке, он в Африке Под пальмою сидит. - А рядом бегемотики Схватились за животики. - Я пришью ему новые ножки Он опять побежит по дорожке. |
“Один-много” Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа Одно дерево – много … Одна пальма – много … Один крокодил – много … Одна обезьяна – много … Одна зверушка – много … Одно насекомое – много … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические игры с детьми дошкольного возраста
Здесь подобраны игры и задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребенка, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор. Од...
«Логопедические игры с детьми на кухне».
Консультация для родителей«Логопедические игры с детьми на кухне»....
логопедические игры с детьми старшего дошкольного возраста
Развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами...
Логопедические игры с детьми раннего возраста
Материал содержит основные направления коррекционно-логопедической работы и особенности занятий с детьми раннего возраста; представлены развивающие игры для обучения детей на разных возрастных этапах,...
логопедические игры с детьми дома
логопедические игры с детьми дома...
Памятка для родителей Логопедические игры с детьми дома
В памятке размещены не только логопедические игры и упражнения для родителей, но и правила работы с детьми....
#сидим дома с пользой " Логопедические игры с детьми". Рекомендации родителям для развития речи детей.
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Игры и упражнения по Развитию речи для детей подготовительной логопедической группы...