О заикании педагогам и родителям
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Полякова Сусанна Сергеевна

 

О заикании педагогам и родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaikanie_ot_logopeda.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Учитель-логопед МБДОУ №2 «Ладушки»:

Полякова С.С.  

О заикании педагогам и родителям

      На вопрос: "От чего ребенок начал заикаться?" чаще всего можно услышать неправильный ответ: "От испуга". Испуг может только "запустить" уже наметившийся у ребенка патологический процесс.

      Очень трудно определить в какой момент возникает заикание. С трех лет необходимо наблюдать за речью, особенно если есть предпосылки к формированию этого дефекта:

  -наследственность;

  -подражание чужой нарушенной речи;

  -леворукость (особенно если переучен с левой руки на правую);

  -повышенная нервозность ребенка, которая сопровождается тиками:

      *бурное развитие речи около 2-х лет, так и позднее в 3 года,

      *ускоренный темп речи,

      *излишне высокий голос,

      *Назализация произношения (речь в "нос"),

      *привычка делать перед началом речи быстрый и глубокий вдох,

      *захлебывающаяся речь,

      *запинки и сбои в речи.

     

       Для наглядности можно набросать гипотетический портрет  ребенка, который рискует  начать заикаться.

      Чаще всего это мальчик 3-4-х лет. Это возбудимый, легко выходящий из себя ребенок, склонный к истерическим выходкам с бурными проявлениями "катания по полу" или истошный плач.  Успокоить такого ребенка очень сложно, так как упрям.

      В движениях такой ребенок расторможен, склонен к беспорядочным действиям (бесцельное беганье, размахивание руками). Но если внимательно присмотреться, окажется, он зажат. Его плечи приподняты и напряжены, что вызывает нарушенное ключичное дыхание. Дыхание поверхностное, старается сделать вдох перед речью, что вредно.

     У ребенка могут быть привычные действия: выпучивание глаз, взгляд из под лобья, привычка стискивать зубы,  тики. Весьма вероятно этот мальчик будет левшой.

     Речь. Скорее такой ребенок стал недавно использовать развернутую фразу. Темп речи быстрый, словоохотлив - возникает впечатление, что речь не поспевает за темпом, в результате сбивается.

    Но надо отметить, что встречаются дети (особенно девочки - застенчивые и робкие), у которых эта предрасположенность выражена не так ярко, и у которых присутствуют не весь набор этих черт.

Что делать, если ребенок начал заикаться?

     Эффективно  преодолеть только  "свежее", едва возникшее заикание (1-2 месяца, когда ребенок сам еще не понял, что с ним произошло). Если заикание устоялось, могут уйти годы, причем безуспешно.

Какие условия надо создать, при которых ребенок немедленно прекратил бы заикаться?

 - как только ребенок начал заикаться необходимо, установить режим молчания. Очень желателен постельный режим (1 неделя);

     -если постельный режим установить не удалось, нужно максимально ограничить подвижность ребенка;

     -после недели, надо сказать ребенку, что "голосок пошел на поправку" и ему можно разговаривать шепотом. Переход на шепотную речь и мы должны говорить с ребенком шепотом. Но ребенок не должен бегать, а сидеть и немного ходить;

     -но режим молчания осуществить можно не с каждым ребенком. В крайнем случае, перевести сразу на шепотную речь, а подвижность ограничить.

     -развлекать ребенка следует тихими занятиями: рисование, лепка, собирание конструктора, выкладывание мозаики. Читайте ему что-то спокойное и уравновешенное, тихим,  низким голосом, несколько медленнее , чем обычно.

     -затем разрешите  говорить очень тихим голосом, низким голосом, максимально короткими фразами;

     

      Во время этих мероприятий  вокруг ребенка не должно быть общества, с ним не надо гулять. Не надо делать подарков, не стоит смотреть телевизор, играть в компьютер. Этот режим не меньше месяца. С самого начала показать врачу-психоневрологу, чтобы назначил успокоительное лечение.

      В результате перечисленных мер заикание прекращается. Но такой ребенок готов к тому, чтобы оно возобновилось снова.

Рекомендации для воспитателя.

1.Говорить надо четко, плавно, не торопясь, но не по слогам и не нараспев.

2.Следует сблизить заикающего ребенка с уравновешенными и хорошо говорящими детьми.

3.Не вовлекать в игры, которые требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

4.Полезно участвовать в хороводных  играх.

5.Нельзя спрашивать заикающихся детей первыми на занятиях. Если ребенок не может начать говорить, воспитатель должен помочь ему произнести слово или фазу.

6.Важно проводить музыкальные занятия, способствующие развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа и ритма.

7.Учавствовать в театрализованных играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

Консультация для педагогов и родителей «Заикание: причины появления, способы предупреждения »

Данная консультация содержит информацию о возможных причинах заикания и поможет педагогам и родителям правильно и своевременно предпринять меры по предупреждению заикания....

Если заикание началось.. (памятка родителям)

Памятка родителям заикающегося ребенка...

Заикание (памятка для родителей)

Что может вызвать заикание у ребенка:         Советы логопеда....

Если заикание началось.. (памятка родителям)

Если заикание началось.. (памятка родителям)...

Памятка для педагогов и родителей. Заикание у детей.

Заикание как одно из выраженных речевых расстройств известно с древних времён. Оно имеет относительно широкую распространённость и трудность в излечении.Заикание – это дефект речи, при котором н...