"Помогите ребенку овладеть правильным звукопроизношением"
статья по логопедии по теме

Павленко Елена Руслановна

Консультация для воспитателей общеобразовательных групп всх возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomogite_rebenku_ovladet_pravilnym_zvukoproiznosheniem.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений звукопроизношения.

Чтобы предупредить появление речевых нарушений, воспитатели должны проводить систематическую работу по формированию правильного произношения у детей.

Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:

  1. Обследование детей;
  2. Развитие органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  3. Занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, воспитания умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи).

I.1. Во время обследования звукопроизношения детей, воспитатель должен обращать внимание на видимые дефекты в строении артикуляционного аппарата (расщелины губы, неба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный прикус), поскольку такие дети нуждаются в консультации ортодонта.

I.2. А также состояние звукопроизношения: пропуск звука («коова», «ыба»), замена звука («колова», «лыба»), искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно), смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный салф»),

II.1. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель, которой - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнений и только некоторым детям оно удается не совсем, он проводит с ним дополнительную индивидуальную работу или обращается за консультацией к логопеду.

III.1. Работа над звуками речи должна проводиться в тесной связи с работой над словом, так как звук является значимой, смыслоразличительной единицей речи (фонемой) только в слове, например: сом, сор, сок, сон или мыло, мало, мило и т. п. Поэтому систему работы по формированию правильного произношения надо строить так, чтобы она давала детям возможность постепенно и последовательно овладевать правильным произношением всех звуков родного языка, помогала вырабатывать четкую дикцию, осваивать ритмико-мелодическую сторону речи. Поскольку звуки произносятся не изолированно, а в словах, во фразовой речи. Первым встает вопрос, когда начинать отработку звуков речи. Чтобы на него ответить, необходимо четко знать закономерности развития речи детей.

После проведенной работы в беседе с родителями, у детей которых при выполнении упражнений долго не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата, а также выявлены более серьезные нарушения словаре, во фразовой речи, в темпе и ритме речи, рекомендует им обратиться к логопеду.

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА:

  1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.
  2. Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.
  3. Вызывать правильное произношение звуков.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА:

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, .м, ф, в.

  1. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
  2. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

СТАРШАЯ ГРУППА:

1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками /, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'.

  1. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, л', р, р'.
  2. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
  3. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА:

  1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
  2. Развивать навыки звукового анализа слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Таким образом, четко построенная и систематическая работа по формированию правильного произношения помогает, как можно раньше выявить нарушения речи и оказать детям своевременную помощь, направив в коррекционную группу для детей с нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. Как помочь ребенку овладеть правильной связной речью

Овладение связными нормами высказываний - сложный и длительный процесс. Осуществляя эту задачу, педагог способствует умственному развитию детей, т.к содержание рассказов отражает, закрепляет их знания...

Консультация "Как помочь ребенку овладеть правильным произношением" для детей среднего дошкольного возраста

Одной из форм пропаганды педагогических знаний среди родителей являются консультации. Цель консультации - помочь родителям в вопросах формирования у ребенка правильной, чистой речи. ...

Консультация для родителей "Помогаем ребенку овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь". 12.10.2018

Данная консультация поможет родителям своих детей познакомиться со значением речевого значения взрослых с ребенком, начиная с первых дней его жизни....

Как помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, научиться грамотной устной и письменной речи.

1. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики обязательно добиваться точного воспроизведения положения губ и языка, удерживать язык и губы в нужном положении 7-10 секунд. 2. Время выпол...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ ПРАВИЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной речи я...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ ПРАВИЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

Овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс. Осуществление этой задачи способствует умственному развитию детей, так как содержание рассказов отражает, закрепляет их знания о...