Проектирование совместной образовательной деятельности педагога и ребенка с ОВЗ в ДОУ
статья по логопедии (старшая группа) на тему
В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Проблема состоит в необходимости преодоления тревожной тенденции детей с ОВЗ. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектирование совместной образовательной деятельности педагога и ребенка с ОВЗ в ДОУ | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование совместной образовательной деятельности педагога и ребенка с ОВЗ в ДОУ »
Буднева М.А. Учитель-логопед МДОУ детский сад №146 г.о. Самара
В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Актуальность данной проблемы состоит в необходимости преодоления тревожной тенденции детей с ОВЗ.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.
Определение индивидуальной образовательной программы
Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Коррекционная работа с ребенком с ОВЗ осуществлялась при дошкольном логопункте, учитывались дети с нарушениями речи.
Цель реализации составленных индивидуальных программ и планов обучения - осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами в развитии. Это стало возможно в условиях работы «команды» специалистов нашего ДОУ: воспитателей, психолога, логопеда. Каждый специалист после комплексных диагностических мероприятий в процессе осуществления своей деятельности регистрирует количественные и качественные показатели, отслеживая динамику развития ребенка, определяя зону его актуального и ближайшего развития. В дальнейшем программы выстраиваются с учетом полученных положительных или отрицательных результатов, выявленной динамики, компенсаторных и резервных возможностей ребенка.
Индивидуальные программы сопровождения детей с ограниченными возможностями, разработанные специалистами, обязательно учитывают: а) потребности обучающегося и его родителей (их интересы и планы); б) возможности ребенка (уровень готовности к освоению программы, состояние здоровья).
При составлении индивидуальных программ за основу берется типовая программа воспитания и обучения дошкольников и разнообразные коррекционные программы. Процедура определения выбора той или иной индивидуальной программы следующая:
- анализ состояния здоровья ребенка, комплексное обследование его психического, интеллектуального, речевого развития со стороны педагогов-специалистов ДОУ;
- разработка программы командой специалистов;
- ознакомление родителей ребенка с предполагаемой программой;
- индивидуальные консультации родителей социально-психологической службой ДОУ;
- прием заявления родителей с согласием на использование индивидуальной программы для ребенка;
- коррекционная работа воспитателей и специалистов ДОУ с родителями и детьми;
- мониторинг качества освоения программы.
Каждый специалист вносит свой вклад в организацию обучения детей с ОВЗ. Так учитель-логопед определяет формы и содержание коррекционной работы, проводит индивидуальные занятия с ребенком по коррекции речевой функциональной системы и развитию неречевых психических функций.
В содержание любой индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы, составленной учителем-логопедом ДОУ, входят следующие разделы:
- сведения о ребенке и семье, в которой он воспитывается;
- результаты первичного логопедического и педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка, анамнез;
- учебный план обучения ребенка с ОВЗ;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей и логопедической работы;
- поурочное планирование;
- примерный план-конспект комплексного логопедического занятия;
- планирование работы учителя-логопеда с семьей;
- консультации и материалы для практических занятий с родителями и педагогами;
- мониторинг результатов совместной деятельности в триаде «логопед - ребенок с ОВЗ – родители» (в конце учебного года).
- Работа логопеда направлена на максимальную коррекцию речевых отклонений. С этой целью логопед производит:
- - определение сложности и выраженности речевых недостатков;
- постановка и автоматизация звуков;
- профилактика нарушений письменной речи;
- оказание консультативной помощи родителям;
- оказание консультативной и научно-методической помощи работникам МДОУ;
- проведение совместных собраний для родителей речевых и обычных групп;
- проведение интегрированных занятий-конкурсов.
Развитие вербального общения происходит на фоне постоянно расширяющейся когнитивной компетенции и в условиях постепенно формирующегося коммуникативного намерения.
Деятельность психолога реализуется в следующих направлениях: - - коррекция основных психических процессов;
- - снятие состояний тревожности и негативной настроенности на занятиях;
- - еженедельные занятия по снижению тревожности, агрессии;
- - оказание консультативной помощи родителям;
- - оказание консультативной и научно-методической помощи работникам МДОУ;
- проведение совместных собраний для родителей речевых и обычных групп.
Включение детей с речевыми нарушениями в малые группы способствует развитию потенциальных возможностей ребенка и интеграции его в общество.
Этапы реализации программы
- Формирующий этап.
- Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз.
- Информационно-аналитический этап.
- Сбор анамнестических данных ребенка для учёта особенностей его развития, определения специфики и их особых образовательных потребностей;
- Анализ состояния здоровья ребенка, комплексное обследование его психического, интеллектуального, речевого развития со стороны педагогов-специалистов ДОУ;
- Основной этап.
- Формирование и апробация механизмов взаимодействия педагогов, специалистов, медицинских работников ДОУ.
- Апробация базового пакета документов по коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.
- Формирование и деятельность рабочей группы в ДОУ по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.
- Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых банков по результатам реализации проекта в ДОУ.
- Аналитико-обобщающий этап.
- Включает итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ʺОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА и РЕБЕНКА в РЕЖИМЕ ДНЯʺ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА(для старшего воспитателя и воспитателя дошкольной организации)ʺОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА и РЕБЕНКА в РЕЖИМЕ ДНЯʺшпаргалка для планирования и ...
«Организация совместной образовательной деятельности педагога и ребенка в режиме дня»
laquo;Организация совместной образовательной деятельности педагога и ребенка в режиме дня»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: "Совместная образовательная деятельность педагога и ребенка ( формы экологического образования)"
Совместная образовательная деятельность педагога и ребенка (формы экологического образования)...
Методическая разработка «Организация совместной образовательной деятельности педагога и ребенка в режиме дня»
Материал расположен по пяти образовательным областям, что поможет старшему воспитателю и воспитателю не упустить ни одно направление в развитии ребенка. По каждой образовательной области предлагается ...
«Организация совместной образовательной деятельности педагога и ребенка в режиме дня»
Методическая разработка направлена на повышение уровня освоения воспитанниками программного материала по всем направлениям развития.Методическая разработка предназначена для старшего воспитателя...
Организация совместной образовательной деятельности педагога и ребенка в режиме дня
Рекомендации для воспитателей...
«Организация совместной образовательной деятельности педагога и ребенка в режиме дня»
Методическая разработка направлена на повышение уровня освоения воспитанниками программного материала по всем направлениям развития.Методическая разработка предназначена для старшего воспитателя дошко...