ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
методическая разработка

Шумова Елена Ивановна

Игры для детей для профилактики развития речевых нарушенийдля воспитателей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

  • «Медвежонок в берлоге»

Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.

Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу, удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.

Педагог.

Медведь в берлоге сладко спит

И шумно на весь лес сопит.

Дети выполняют  8-12 шумных  вдохов. Выдох произвольный.

  • «Страшный сон мышонка»

Цель.  Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.

Описание.  В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.

Педагог.

Как дышит мышка-крошка

Коль снится злая кошка?

Дети дышат поверхностно и учащенно.

  • «Заячьи бега»

Цель.  Стимулировать глубокое, частое дыхание.

Описание.  Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.

  • «Великан»

Цель.  Формировать вертикаль позвоночника.

Педагог. Дети, представьте, что сенсорная комната – это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из вас – могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы  подземелья у ваших ног. Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И вы делаете это для них с радостью и любовью.

  • «Медуза»

Цель. Учить детей расслаблять  мышцы всего туловища с последующим их напряжением.

Описание.  Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.

Педагог.

Я лежу на спине,

Как медуза на воде.

Руки расслабляю,

В воду опускаю.

На сигнал «Шторм!» дети  сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно.

  • «Чайка»

Цель.  Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.

Описание. Дети ложатся в сухом бассейне на спине.

Педагог.

Спокойно на спине лежу

Как чайка, медленно летаю

Ладонями в воде скольжу:

Вверх – вдох, на выдох – опускаю.

Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская  руки через стороны вниз.

  • «Ленивец»

Цель. Удерживать позу общего расслабления.

Описание. Дети ложатся  животом на мячи-гиганты.

Педагог.

Я ленивец, милый, славный

Неуклюжий и забавный.

Вишу на ветке целый день.

Даже и висеть мне лень.

  • «Отдых»

Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса.

Описание. Дети садятся на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают, опустив голову на грудь.

Педагог. Осуществляет контроль за качеством расслабления детей.

  • «Полоскание»

Цель. Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево, вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.

Педагог.

Руки в бассейн опущу

Тщательно прополощу.

Ну, а потом по порядку

Выну ,стряхну, разотру.

  • «Гора»

Цель. Развить силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.

Педагог.

Это, конечно, не Эверест.

Гору нагрёб я руками.

Горы покруче, наверное, есть.

Попробуйте, сделайте сами!

  • «Буратино удивляется»

Цель. Активизировать мышцы плечевого пояса.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах.

Педагог.

Удивляется полено:

-Папа Карло, где колено?

Поднимает плечики,

Смотрит та доверчиво.

Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.

  • «Колобок»

Цель. Формировать плавность и амплитуду движений мышц шеи.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах.

Педагог.

Покатился колобок

С левого на правый бок.

А потом на спинке,

Будто по тропинке.

Дети совершают круговые вращения головой, затем расслабляют мышцы шеи.

  • «Ёжики»

Цель. Формировать силу и точность движения. Осуществлять массаж мышц спины.

Описание. Дети-Ёжики бегут по залу, фырчат «ф-ф-ф». По сигналу педагога они сворачиваются клубочком на массажных ковриках и сгруппироваться.

  • «Водный велосипед»

Цель. Укреплять мышцы ног и брюшного пресса. Ритмизировать движения в соответствии со стихотворным текстом.

Описание. Дети сидят в сухом бассейне, опираясь о ботик спиной.

Педагог.

Водный мой велосипед

Как он любит непосед!

На педали нажимаю,

Рыбок стаи распугаю.

Дети выполняют ногами движения, имитирующие вращение педалей.

  • «Переложи шарики ногами»

Цель. Укреплять нижние мышцы живота, ног.

Описание. Дети, лёжа (сидя) в сухом бассейне, захватывают ступнями прямых ног шарики и перекладывают их.

  • «Брёвнышки»

Цель. Укреплять мышечный корсет, развивать координацию движений.

Описание. Дети лежат в бассейне, вытянувшись.

Педагог.

Лесоруб срубил бревно-

Ловко катится оно.

Дети перекатываются от одного бортика бассейна к другому.

  • «Ветер, ветерок, ветрище»

Цель. Формировать направленность и силу выдоха.

Описание. Дети дуют на подвесные звуковые мобайлы, изображая ветер разной интенсивности.

  • «Костёр»

Цель. Упражнять в продолжительном выдохе. Учить дышать в заданном ритме.

Описание. Педагог включает светящуюся нить. Дети помогают ему задуть или разжечь воображаемый костёр.

  • «Поиграй  со светлячками»

Цель. Отработать ритм и темп дыхания.

Описание. Педагог включает светящуюся нить. Дети делают ритмичные вдохи и выдохи в соответствии с режимом мигания огоньков в нити.

  • «Ловцы жемчуга»

Цель. Упражнять в задержке дыхания.

Описание. На дне сухого бассейна лежит воображаемая ракушка с жемчужиной. Дети должны задержать дыхание и достать жемчужину со дна бассейна, разгребая руками мячики.

  • «Пожарники»

Цель. Тренировать короткий шумный резкий вдох, укреплять мышцы шей.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, опираясь на них руками, спина прямая. На резком вдохе они поворачивают голову вправо, делают произвольный выдох и поворачивают головы прямо, затем повторяют движение, но уже в другую сторону.

  • «Насос»

Цель. Тренировать дыхательную мускулатуру.

Описание. Дети стоят и опираются прямыми руками, а мячи - гиганты. На шумном резком вдохе они надавливают на мяч, на произвольном выдохе возвращаются в исходное положение.

  • «Гармошка»

Цель. Автоматизировать нижнедиафрагмальное дыхание.

Описание. Дети, держат перед собой мячи-гиганты и сдавливают их руками на шумном вдохе, затем делают произвольный выдох и возвращаются в исходное положение.

  • «Шарик»

Цель. Отрабатывать нижнедиафрагмальное дыхание и длительность выдоха.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, расставив ноги и держа руки на животе. На вдох  они надувают живот, на выдох втягивают, слегка надавливая на него руками.

  • «Сосчитай мячики»

Цель. Упражнять правильное речевое дыхание.

Описание. Мячики из сухого бассейна рассыпаны по полу перед детьми. Дети наклоняются и делают шумный вдох носом. Н выдохе они поднимают мячики, считают их и кладут в бассейн.

  • «Покачай игрушку на животе»

Цель. Укреплять мышцы живота. Способствовать активному вдоху и выдоху.

Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине. Небольшую игрушку они помещают на живот. На шумном  вдохе носом дети поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

              Дыхательная гимнастика в детском саду.                Физиологическое, или жиз­ненн...

"Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания"

Рекомендации воспитателям по проведению игровых упражнений для развития физиологического  и речевого дыхания....

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

Игровые  упражнения  для развития физиологического и  речевого дыхания. ...

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания...

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

Предлагаю вашему вниманию видео презентацию дыхательной гимнастики, которую в дальнейшем вы можете выполнять дома вместе со своим ребенком....

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

laquo;Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».&laq...