Диагноз: не умеет читать! Оправдано ли беспокойство? Рекомендации родителям и педагогам.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Статья «Диагноз: не умеет читать! Оправдано ли беспокойство?» адресована,
в первую очередь, родителям и педагогам по изучению проблемы дислексии.
Дислексия характеризуется специфическим нарушением обучения, обусловленными
неврологическими проблемами работы головного мозга, а также генетической природой. Она проявляется в неспособности быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование знаков и осваивать навыки грамотного письма.
Поднимаются вопросы понимания проблемы нарушения чтения и причины их возникновения, специфики церебральных процессов при данной дисфункции, форм её проявления и стойких специфических трудностей в процессе обучения чтению, настораживающих симптомов предрасположенности к данной дисфункции, а также профилактики и методов коррекции.
Вниманию специалистов предлагаются методы диагностики в структуре логопедического обследования по раннему выявлению дислексии до начала обучения в школе. Диагностический модуль позволяет оценить и своевременно определить области,
в которых ребёнок испытывает значительные затруднения, и оказать необходимую квалифицированную помощь. Всегда легче предупредить, чем устранить.
Профилактика – лучшее лечение.
Что делать родителям? Как помочь ребёнку с трудностями в обучении?
Рекомендации структурированы в соответствии с содержательными аспектами логопедической работы.
Для того чтобы ребёнок начал читать, необходимо сформировать определённые психофизиологические механизмы, которые будут обеспечивать процесс чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disleksiya_tablica_.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Дислексические трудности являются результатом замедления проводимости слуховых импульсов, снижения
скорости переработки фонологического кода языка и способности быстро выявлять различия в ней ( при помощи
комплексной методики стволовых слуховых вызванных потенциалов мозга для оценки фонематического слуха,
когнитивной функции и внимания, стволовой и мозжечковой функции). Дети медленнее «перерабатывают»,
«перекодируют» звуки в фонемы; иногда и зрительные стимулы. Как следствие – снижение способности связывать
зрительные символы с вербальными звуками (неспособность усвоить связь между звуком и буквой!), трудности
слияния слогов, а также соединять слова с их значением на письме и в речи. Это нарушение прослеживается во всём
спектре нарушений обучения чтению. Ребёнок постоянно ошибается при чтении, с трудом может прочитать слово,
постоянно проглатывает или заменяет буквы и даже вовсе не понимает смысла прочитанного.
Букварный период растягивается на 1-2 года, и даже спустя это время звуко-буквенные связи остаются
непрочными, неавтоматизированными. Ребёнок надолго застревает на этапе побуквенного чтения, в других случаях
основные трудности касаются слияния слогов. Скорость чтения остаётся очень низкой даже после 2-3-х лет обучения
в школе (20-30 слов в минуту). В самых тяжёлых случаях чтение носит «механический характер» - прочитанное
остаётся абсолютно непонятным, неосмысленным.
- В раннем возрасте у таких детей часто отмечается темповая задержка речевого развития;
- В анамнезе СДВГ;
- Задержка в формировании моторных навыков;
- Проблемы с равновесием, координацией, пространственной ориентацией;
- Снижение способности оценивать время;
- Недостаточность кратковременной памяти ( на последовательность фактов, действий ) и слуховой;
- Недоразвитие вербально-логического мышления;
- Дискалькулия
Выделим основные типы ошибок в процессе чтения при дислексии :
Замены и смешения звуков при чтении:
1) замены фонетически близких звуков, в том числе звонких-глухих ( [Д] - [Т] , [З] - [С] ,
[Б] – [П] , [В] - [Ф] , [Г] –[К] , [Ж] –[Ш]), аффрикат и звуков, входящих в их состав
([Ч] - [Щ] , [Ч] – [Ц] , [Ч] –[Т] , [Ц] –[Т] , [Ц] – [С] ) и др.;
2) замены букв по оптическому сходству ( П-Н, П-И, П-Т, У-И, Ш-И,М-Л, Л-И, Б-Д, Н-К,Ц-Щ, С-О, Х-Ж, З-В)
Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочерёдно.
Искажения звуко-слоговой структуры слова:
1) в пропусках согласных при стечении;
2) в пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения;
3) в добавлениях звуков;
4) в перестановках звуков;
5) в пропусках, перестановках слогов и др.
Стойкий аграмматизм - отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласовании существительного
и прилагательного , изменениях окончаний глаголов и др.
Нарушения понимания прочитанного на уровне отдельного слова, предложения или текста.
РАЗНОВИДНОСТИ ДИСЛЕКСИИ:
Аудиторно-лингвистическая дислексия – трудности при чтении вслух незнакомых слов.
Дети часто ошибаются при чтении, пытаясь вспомнить слово, а не произнести; понимание прочитанного
оказывается неполным, упускается много деталей, не воспринимается подтекст, скрытый смысл.
Они редко обращают внимание на длину слов или число слогов в них.
Зрительно-пространственная дислексия – трудности в распознавании графических символов и знаков.
При этом дети путают похожие в написании или «перевёрнутые» буквы, иногда легче распознают «зеркальные»
буквы ,чем правильно написанные. В отличие от тех, кто имеет аудиторно-лингвистическую дислекию, эти дети
легче обучаются распознаванию слова на слух. Они часто догадываются о значении неизвестных им слов по контексту.
Ошибки же их при чтении заключаются в том, что они меняют буквы местами или путают их.
Вестибулоцеребеллярная дизметрия – чтению мешают непроизвольные движения глаз(нистагм) – в результате
теряется место на странице и возникают пропуски слов.
Дети с этим нарушением могут читать вслух, но им трудно уследить за тем местом на странице, где они читают.
Артикулографическая диспраксия – дети способны читать про себя, но не вслух.
Эту патологию часто сопровождают недостатки моторной координации. Ошибки чтения часто включают
повторения букв и слогов. Для таких детей сам процесс чтения остаётся очень трудоёмким, требует от детей
больших усилий и быстро утомляет их. Современным родителям понятно, насколько в настоящее время
необходимо ребёнку умение читать. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения, основной
источник получения информации и даже способ общения, показатель общего уровня развития познавательной
деятельности ребёнка.
Что же делать родителям, если у ребёнка возникли подобного рода трудности?
ПОМОГАЕМ СВОЕМУ РЕБЁНКУ!
Прежде всего проявить свой родительский талант быть другом и помощником своему ребёнку и начинать
с объективной оценки его возможностей. Родителям бывает трудно сделать это самостоятельно, поэтому следует
обратиться за помощью к таким специалистам, как: логопед , нейропсихолог , невролог , по необходимости –
вертебролог , с тем , чтобы выработать тактику решения проблем в обучении ребёнка и выявить его компенсаторные
возможности в преодолении возникших трудностей.
В будущем, возможно, удастся отслеживать эту проблему даже в самом раннем возрасте.
На сегодняшний день, А.Н.Корнев, доктор психологических наук, в помощь учителям-логопедам и психологам
предложил методику раннего выявления у детей предрасположенности к дислексии (МРВД) до начала
обучения в школе.
Эту методику целесообразно использовать в ходе скрининг-обследования для детей 6-7 лет. Обследование
с помощью МРВД не требует специального оборудования и занимает по времени около 5-8 минут.
МРВД включает в себя следующие задания:
1. «Рядоговорение»
2. «Ритмы»
3. «Кулак-ребро-ладонь» (проба Н.И.Озерецкого).
4. «Повторение цифр»
5. Ориентировка в «право-лево»
6. Составление рассказа по серии картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Речь, ум и здоровье в наших руках!" Рекомендации родителям и педагогам.
Буклет раскрывает смысл и назначение работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Подготовлены краткие рекомендации родителям и педагогам....
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)
Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем ...
Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"
Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...