Диагноз: не умеет читать! Оправдано ли беспокойство? Рекомендации родителям и педагогам.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Багринова Жанна Анатольевна

                                        

Статья «Диагноз: не умеет читать! Оправдано ли беспокойство?» адресована,

в первую очередь, родителям и педагогам по изучению проблемы дислексии.

Дислексия  характеризуется специфическим нарушением обучения, обусловленными

неврологическими  проблемами работы головного мозга, а также генетической природой. Она проявляется  в неспособности быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование знаков и осваивать навыки грамотного письма.

Поднимаются вопросы понимания проблемы нарушения чтения и причины их возникновения, специфики церебральных процессов при данной дисфункции, форм её проявления и стойких специфических трудностей в процессе обучения чтению,  настораживающих  симптомов предрасположенности к данной дисфункции, а также профилактики и методов коррекции.

Вниманию специалистов предлагаются  методы диагностики в структуре логопедического обследования по раннему выявлению дислексии до начала обучения в школе. Диагностический модуль позволяет оценить и своевременно определить области,

в которых ребёнок испытывает значительные затруднения, и оказать необходимую квалифицированную помощь. Всегда легче предупредить, чем устранить.

Профилактика – лучшее лечение.

Что делать родителям? Как  помочь ребёнку с трудностями в обучении?

Рекомендации структурированы в соответствии с содержательными аспектами логопедической работы.

Для того чтобы ребёнок начал читать, необходимо сформировать определённые психофизиологические механизмы, которые будут обеспечивать процесс чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disleksiya_tablica_.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Диагноз: не умеет читать!

                                                            Оправдано ли беспокойство?

                                                         Рекомендации родителям и педагогам.

   Дислексия  представляет собой специфическую трудность в обучении чтению.  Иногда  её   называют

слепотой на слова. Когда-то считалось, что человек не видит, если не в состоянии прочитать слово. Поэтому таких детей учили читать по огромным буквам. Но без толку. Позже врачи выяснили, что дело как раз в том, что  дислектик   «не слышит»!  То есть,  если  большинство  детей   довольно  быстро  осваивают  этап

«звук-буква»,  то дислектики «застревают» именно на этой фазе. Они не в состоянии связать звук и символ. Так, к примеру, слово «КОТ» состоит из 3-х звуков: «К», «О», «Т». Но дислектик  слышит слово «КОТ» как один звук! А уж прочитать  его–это  вообще непосильная задача.  Дети  с  дислексией   хуже   воспринимают  речь  на  слух  и перерабатывают аудиоинформацию  более медленно,  чем  другие.

   Итак,  дислексия   ( важно  уметь  различать  случаи  несколько  замедленного,   конституционально

обусловленного, но нормального темпа овладения чтением  и д ислексию)  -  это  стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения  ( Корнев А.Н., 1995 ).  Поэтому при постановке диагноза  «дислексия»   необходимо сравнить

способность ребёнка  к чтению с общим  уровнем  интеллекта.   В  основе  данного  расстройства  лежат нрушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный  базис навыка  чтения.

Мозг у  дислектиков  устроен немного по-другому. Сканирование мозга показывает, что мозжечок   людей

 с   дислексией    во  время  обучения  активизирован  только   на   10 процентов, при произнесении слов задняя область  их  мозга менее активна, в то время как передняя часть – более. В работе мозга  также

имеются  биохимические различия .  Американские  учёные  изучали  электрическую  активность  мозга

младенцев  и  соотносили  эти  наблюдения  с  навыками  чтения  у  тех  же детей  в  возрасте  8-ми  лет.

Обнаружилось, что младенцы,  у  которых  позже  возникли  проблемы с чтением, реагировали на серию постукиваний  медленнее,  возможно,  потому,  что  их  мозг  не  умел  перерабатывать  звуки. Причиной возникновения этого нарушения  в  последнее  время  считают  нарушения  внутриутробного  развития  нервных структур – ствола  мозга  и  мозжечка.  Неблагополучные  роды , недостаточная   сенсорная  

стимуляция  ( гиподинамия  беременной )  также   играют  свою  отрицательную   роль.   Первичные   центры  

обработки  аудиторной  информации  находятся в стволе мозга и таламусе. После первичной обработки  информация попадает в слуховую кору.  Все  аудиторные  процессы  очень  быстрые  ( фонемы отличаются короткими отрезками  в   30 - 40  миллисекунд).  Временное   и   скоростное  упорядочивание    любой  

информации  осуществляет  мозжечок.  Из структур  нервной  системы  ствол мозга и мозжечок созревают

 в первую очередь, поэтому  они  и  наиболее ранимы в раннем периоде развития к воздействию гипоксии

и других вредных факторов.

    Мальчики в 3-4 раза чаще страдают дислексией. Этот феномен объясняется большей чувствительностью

к возникающим в пренатальный  и  натальный периоды повреждениям мозга. Учёные считают, что навыки чтения наилучшим образом усваиваются  детьми в возрасте  от 5-ти до 7-ми лет.

    Если Вы впервые спохватились, что ребёнок не в состоянии нормально читать, когда ему уже исполнилось  

 8 - 9  лет,  то  потребуется   в   скором  порядке  помощь   специалистов   и  ежедневные     специальные

тренировочные   упражнения.  О  дислексии  можно определённо говорить спустя  2 года с момента начала обучения чтению.

   Если Вы столкнулись с этой проблемой, не обвиняйте в ней ребёнка!  Предрасположенность  к   дислексии имеет  генетические  корни.  Пожалуй,   больше   всего    дети,   страдающие   дислексией,     нуждаются  

 в эмоциональной поддержке.  Для  каждого  десятого ребёнка научиться читать ( впоследствии  и грамотно писать)  -  действительно проблема. Чем раньше  Вы  сумеете разглядеть  у  ребёнка симптомы  дислексии, тем лучше Вы сможете ему помочь. Шведские специалисты рекомендуют родителям насторожиться, если ребёнок  плохо  различает  и  воспроизводит  звуки,  с  трудом  учит  стихи  и  никак  не  может  научиться завязывать шнурки  и  застёгивать  пуговицы.

                                                               

                                                              Таблица  " Как помочь своему ребёнку " ?

                                                                   ПЕРВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ  ДИСЛЕКСИИ

                                                                 ( НАСТОРАЖИВАЮЩИЕ   СИМПТОМЫ )

        

 

 

                Как  помочь  своему  ребенку

 

 

Возраст

Нормальное  развитие

Настораживающие

Как  помочь

симптомы

Слушает  сказки; знает,

Не знает, как нужно

Читайте вслух книги; учите

 

что в книжках написаны

держать книжку;

ребенка песенкам, в  которых

 

буквы алфавита

не отличает  каракули

рифмуются слова; пишите

   3  -  4  года

имени); пытается писать

от букв; не узнает

слова, которые ребенок

на письме собственное

произносит,

 

имя; его словарный запас

и читайте их ему вслух.

 

 

беден.

 

 

 

 

 

Может рифмовать слова

Не может вычленять

Обращайте внимание

 

и  составлять слова

звуки в словах;

на рифмы в играх, песенках,

5  -  6  лет

 из звуков; соотносит      

испытывает затруднения

книжках; если к середине

 

       некоторые звуки

при назывании знакомых

учебного года не наступит

 

 с буквами.

предметов и цветов

улучшения, обратитесь

 

 

за консультацией

 

 

 

к специалисту.

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеет читать вслух

Жалуется, что все читают

Защищайте своего ребенка;

 

простые тексты;

лучше его; не  умеет

добивайтесь проверки его

1  -  2-й  

постепенно начинает

читать незнакомые

фонетических способностей;

классы

читать более сложные

слова; сильно отстает от

постарайтесь найти место,

 

книжки.

сверстников; старается

где существует специальная

 

уклониться от чтения

программа обучения  таких

 

 

под любым предлогом.

детей.

 

 

 

 

Начинает читать

Становится замкнутым;

Обратитесь

 

самостоятельно,

возникают проблемы

за профессиональной

 

про себя; читает, чтобы

поведения; пытается

помощью; ищите группы

2  -  3-й  

получить удовольствие;

угадать, как звучит

поддержки, в которых

классы

перечитывает

слово, не всегда

можно получить

 

предложения, когда

рациональным образом;

информацию

 

не понимает их смысла;

вкладывает все усилия

по интересующей вас

 

умеет правильно

в технику чтения

проблеме; поощряйте

 

выделять звуки в словах;

и упускает смысловое

такую деятельность ребенка,

 

читает вслух

содержание.

в которой он может

 

 

 

 

           

             Дислексические трудности являются результатом замедления проводимости  слуховых импульсов, снижения            

          скорости переработки фонологического кода  языка и способности  быстро выявлять различия в ней ( при помощи

         комплексной методики стволовых слуховых вызванных потенциалов мозга для оценки фонематического слуха,

         когнитивной функции и внимания, стволовой и мозжечковой функции). Дети медленнее «перерабатывают»,

         «перекодируют»  звуки в фонемы; иногда и зрительные стимулы. Как следствие – снижение способности связывать  

         зрительные символы с вербальными звуками (неспособность усвоить связь между звуком и буквой!), трудности

         слияния слогов, а также соединять слова с их  значением на письме и в речи. Это нарушение прослеживается во всём  

         спектре нарушений обучения чтению. Ребёнок постоянно ошибается при чтении, с трудом может прочитать слово,

         постоянно проглатывает или заменяет буквы и даже вовсе не понимает смысла прочитанного.

            Букварный период растягивается на 1-2 года, и даже спустя это время  звуко-буквенные  связи остаются

        непрочными, неавтоматизированными. Ребёнок надолго застревает на этапе побуквенного чтения, в других случаях

        основные трудности касаются слияния слогов.  Скорость чтения остаётся очень низкой даже после 2-3-х лет обучения  

        в  школе  (20-30 слов в минуту).  В самых тяжёлых случаях чтение носит «механический характер»  -  прочитанное                      

        остаётся  абсолютно непонятным, неосмысленным.

     

       - В раннем возрасте у таких детей часто отмечается темповая задержка речевого  развития;

      -  В анамнезе СДВГ;

     -  Задержка в формировании моторных навыков;

     -  Проблемы с равновесием, координацией, пространственной ориентацией;

     -  Снижение способности оценивать время;

     -  Недостаточность кратковременной памяти ( на последовательность фактов, действий )  и слуховой;

     -  Недоразвитие вербально-логического мышления;

     -  Дискалькулия

               Выделим основные типы ошибок в процессе чтения при дислексии :

              Замены и смешения звуков при чтении:

        1) замены фонетически близких звуков, в том числе звонких-глухих  ( [Д] - [Т] , [З] - [С] ,

            [Б] – [П] , [В] - [Ф] ,  [Г] –[К] , [Ж] –[Ш]),  аффрикат  и звуков, входящих в их состав

            ([Ч] - [Щ] , [Ч] – [Ц] , [Ч] –[Т] , [Ц] –[Т] , [Ц] – [С] ) и др.;

       2) замены букв по оптическому сходству ( П-Н, П-И, П-Т, У-И, Ш-И,М-Л, Л-И, Б-Д, Н-К,Ц-Щ, С-О, Х-Ж, З-В)

           Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочерёдно.

           Искажения  звуко-слоговой структуры слова:

       1) в пропусках согласных при стечении;

       2) в пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения;

       3) в добавлениях звуков;

       4) в перестановках звуков;

       5) в пропусках, перестановках слогов и др.

             Стойкий  аграмматизм  - отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласовании существительного  

           и  прилагательного ,  изменениях окончаний глаголов и др.

             

                    Нарушения понимания прочитанного на уровне отдельного слова, предложения     или текста.

                                                                         РАЗНОВИДНОСТИ ДИСЛЕКСИИ:                                                            

           Аудиторно-лингвистическая дислексия – трудности при чтении вслух незнакомых слов.

      Дети часто ошибаются при чтении, пытаясь вспомнить слово, а не произнести;  понимание прочитанного

      оказывается  неполным, упускается много деталей, не воспринимается подтекст, скрытый смысл.

      Они редко обращают внимание на длину слов или число слогов в них.

          Зрительно-пространственная дислексия – трудности в распознавании графических символов и знаков.

      При этом  дети путают похожие  в написании или «перевёрнутые» буквы, иногда легче распознают «зеркальные»

      буквы ,чем правильно написанные. В отличие от тех, кто имеет аудиторно-лингвистическую  дислекию, эти дети

      легче обучаются распознаванию слова на слух. Они часто догадываются о значении неизвестных им слов по контексту.

      Ошибки же их при чтении заключаются в том, что они меняют буквы местами или путают их.

      Вестибулоцеребеллярная дизметрия – чтению мешают непроизвольные движения глаз(нистагм) – в результате

     теряется  место на странице и возникают пропуски слов.

           Дети с этим нарушением могут читать вслух, но им трудно уследить за тем местом на странице, где они читают.

         Артикулографическая  диспраксия – дети способны читать про себя, но не вслух.

        Эту патологию часто сопровождают недостатки моторной координации. Ошибки чтения часто включают

        повторения букв и слогов. Для таких детей сам процесс чтения остаётся очень трудоёмким, требует от детей

        больших усилий и быстро утомляет их.   Современным  родителям  понятно,  насколько  в  настоящее  время  

        необходимо    ребёнку умение читать.   Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения, основной

        источник получения информации и даже способ общения, показатель общего уровня развития  познавательной

        деятельности ребёнка.

        Что же делать родителям, если у ребёнка возникли подобного рода трудности?

     

                                                                               ПОМОГАЕМ СВОЕМУ РЕБЁНКУ!

   

         Прежде всего проявить свой родительский талант быть другом и помощником своему ребёнку и начинать

      с объективной оценки его возможностей. Родителям бывает трудно сделать это самостоятельно, поэтому следует

      обратиться за помощью к таким специалистам, как: логопед , нейропсихолог , невролог ,  по   необходимости –

      вертебролог ,  с тем , чтобы выработать тактику решения проблем в обучении ребёнка и выявить его компенсаторные  

      возможности  в преодолении возникших трудностей.

         В будущем, возможно, удастся отслеживать эту проблему даже в самом раннем возрасте.

         На сегодняшний день, А.Н.Корнев, доктор психологических наук, в помощь учителям-логопедам и психологам  

      предложил  методику  раннего выявления  у детей предрасположенности к  дислексии (МРВД)  до   начала

      обучения в школе.

          Эту методику целесообразно использовать в ходе скрининг-обследования для детей 6-7 лет. Обследование

       с помощью МРВД не требует специального оборудования и занимает по времени около 5-8 минут.

       МРВД включает в себя  следующие задания:

        1. «Рядоговорение»

        2. «Ритмы»

        3. «Кулак-ребро-ладонь» (проба Н.И.Озерецкого).

        4. «Повторение цифр»

        5. Ориентировка в «право-лево»

        6. Составление рассказа по серии картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Речь, ум и здоровье в наших руках!" Рекомендации родителям и педагогам.

Буклет раскрывает смысл и назначение работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с  детьми. Подготовлены краткие рекомендации родителям и педагогам....

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)

Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем ...

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"

Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе  наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...