Исследовательская работа
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Самойленко Наталья Николаевна

Исследовательская работа на тему:

«Педагогические условия коррекции речевых нарушений средствами изобразительной деятельности».

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение в сенсорном и речевом развитии детей дошкольного возраста. На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой и конструированием углубляются представления детей об окружающем мире, проявляется умственная и речевая активность, развивается мелкая моторика, наблюдается тесное вплетение в них игры и речи детей и оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при аномальном ее развитии.

Многие отечественные и зарубежные ученые, педагоги и психологи занимались исследованиями в это области.

Исследованиям в области сенсорного развития ребенка дошкольного возраста уделяли многие ученые (Б.Г. Ананьев, М.Э. Бернадская и И.В. и мн. др.). В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усова, и др. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: В. М. Бехтерева, искусствоведа А. В. Бакушинского, педагогов Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и других, психологов  В. С. Мухиной, О. М. Дьяченко.

Методическую и теоретическую основу исследования составляют исследования и разработки Н.А. Ветлугиной, Т.И. Пантелеевой, Р. М. Чумичевой, О.О. Дроновой.

Современными исследователями проблемы изобразительной деятельности в системе воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии являются Е.Л. Гончарова, Е.А. Екжанова и др.

Таким образом, проблема сенсорного развития детей с речевой патологией приобретает все большее значение.

Объектом нашего исследования выступает процесс коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Предмет исследования – педагогические условия коррекции речевых нарушений средствами изобразительной деятельности.

Цель исследования: разработать систему коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием средств изобразительной деятельности и доказать опытно-экспериментальным путем условия ее эффективности.

Гипотеза исследования: учитывая взаимосвязь развития сенсорных функций и речи, можно предположить, что использование на логопедических  и коррекционных занятиях с воспитателем элементов изобразительной деятельности обусловит эффективность коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с речевыми нарушениями.

В ходе исследования нами были использованы такие методы:

  • анализ медицинской и педагогической документации;
  •  анализ продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка и т.д.), н
  • наблюдение;
  • констатирующий,
  • формирующий и
  •  контрольный эксперименты.

База исследования: МДОУ «Аленушка» с. Куйбышево Ростовской области.

В ходе исследования нами были решены следующие задачи:

  1. изучение психолого-педагогической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования, анализ позволил нам изучить влияние изо деятельности в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Использование изобразительной деятельности позволяет активизировать двигательные навыки, восприятие, речь, игру и ряд других немаловажных аспектов психики ребенка дошкольного возраста.
  2. Второй задачей нашего исследования являлось определение содержания методики констатирующего эксперимента. Разработка методики и проведение исследования.
  3.  Сравнительный анализ сенсорного развития детей без патологии речи и детей с общим недоразвитием речи.
  4. Разработка программы коррекционных занятий по развитию речи и мелкой моторики рук у старших дошкольников с использованием элементов изобразительной деятельности.

Целью практической части нашего исследования являлось выявление уровня развития речи и мелкой моторики у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробация на практике системы коррекционно-развивающей работы по развитию речи дошкольников с использованием элементов изо деятельности.

В констатирующем эксперименте участвовало 12 детей подготовительной логопедической группы с ОНР 3 уровня.

Анализ речевых карт позволил выявить следующие нарушения речи: у 10 детей стертая форма дизартрии, ОНР 3 уровня речевого развития; у 2 детей полиморфная дислалия, неярко выраженное общее недоразвитие речи.

Определение уровня развития устной речи осуществлялось по результатам обследования произношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны и связной речи.

В ходе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты: высокий уровень – 2 ребенка (17%); средний уровень – 4 ребенка (33%); низкий уровень – 6 детей  (50 %). Результаты диагностического обследования устной речи представлены на диаграмме 1.

II направлением диагностики являлось определение уровня развития мелкой моторики.

Были сформированы две группы детей, по шесть человек в каждой. В диагностику были включены три группы умений и навыков: по изобразительному искусству, лепке и аппликации. Проверялись элементарные графические навыки, умение правильно держать карандаш и кисть; степень развития формообразующих движений и приемов лепки (раскатывание, вытягивание, соединение деталей). В аппликации выявлялись умение работать с ножницами, наносить клей на деталь и переносить деталь на плоскость листа. В диагностику также был включен такой критерий, как зрительно-двигательная координация, от которой зависит точность выполнения задания.

Сравнение полученных данных об уровне развития мелкой моторики в двух группах представленные на диаграммах 2, 3 и таблице 1.

На основании полученных данных можно сделать заключение, что у детей второй группы уровень развития мелкой моторики выше, чем у первой, так как высокая степень сформированности изобразительных умений и навыков у них составляет 50%, а в первой группе 33%; показатель низкого уровня составляет соответственно 17% и 33%. Это подтверждает и тот факт, что общий суммарный балл, оценивающий степень сформированности изобразительных умений и навыков во второй группе составляет 246, а в первой 214 баллов. Группа №1 была взята в качестве экспериментальной, а группа №2 - в качестве контрольной.

Четвертой задачей нашего исследования являлась разработка системы занятий, включающих специальные упражнения для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук, Система коррекционных занятий с использованием элементов изобразительной деятельности включает упражнения, направленные на развитие двигательной активности, специальные упражнения для нормализации тонуса рук, массаж, упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев, точности направленных (произвольных) движений, развития глазомера, пространственного ориентирования, изучения схемы собственного тела, релаксации.

Примерный перспективный план интегрированных коррекционно-развивающих занятий с элементами изобразительной деятельности представлен в таблице 2.

В своей опытно-экспериментальной работе, мы использовали различные формы работы в рамках данной программы, такие как: занятия, игры с цветом, дидактические игры, сказки.

Целью контрольного эксперимента\

  1. являлось выявление динамики в развитии устной речи и мелкой моторики у детей подготовительной логопедической группы после реализации системы корекционно-развивающих занятий.

Для оценки результатов формирующего этапа эксперимента в марте 2011 г. был проведен контрольный этап с детьми экспериментальной и контрольной групп. На контрольном этапе была проведена авторская диагностика, содержащая те же задания, что и на констатирующем этапе эксперимента, выполнение которых оценивалось по трехбалльной системе.

В процессе исследования уровня развития устной речи, нами анализировались следующие стороны: звукопроизношение и фонематический слух, навыки звукового состава и лексико-грамматического строя речи, связная речь.

Были выявлены следующие результаты. Анализ устной речи 12 детей подготовительной логопедической группы позволил выявить следующую динамику: высокий уровень – 5 детей (42%); средний уровень –5 детей (42%); низкий уровень – 2 детей (16 %).

Уровни развития устной речи в результате контрольного эксперимента представлены на диаграмме 4.

Сопоставление уровней развития устной речи в констатирующем и контрольном экспериментах представлены на диаграмме 5.

Таким образом, прослеживается определенная динамика в развитии устной речи дошкольников: 3 детей со среднего уровня перешли на высокий уровень; 4 детей перешли с низкого уровня на средний уровень речевого развития.

  1. Определение динамики в развитии мелкой моторики.

Процентное соотношение количества детей с высоким уровнем развития мелкой моторики повысилось на 17%; со средним уровнем на 17%; низкий уровень не обнаружен ни у одного ребенка.

Сравнение результатов диагностики уровня развития мелкой моторики рук у детей экспериментальной группы на стадии констатирующего и контрольного этапов эксперимента редставлены на диграммах 6, 7, 8 и 9.

Результаты контрольного эксперимента показали эффективность предложенной системы занятий. У детей экспериментальной группы наблюдается стабильная положительная динамика по всем критериям. Характеризуя успехи в овладении навыками изобразительной деятельности у контрольной группы, следует отметить, что у 60% не отмечается каких-либо изменений в умении работать с аппликацией, а у 17% не наблюдается положительной динамики ни в освоении приемов лепки, ни в аппликации.

Таким образом, в ходе нашего исследования была доказана гипотеза о том, что использование на логопедических занятиях и коррекционных занятиях с воспитателем элементов изобразительной деятельности обусловит эффективность коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с ОНР.

Считаем, что разработанная нами система коррекционных занятий с использованием элементов изобразительной деятельности может быть использована в практике работы других дошкольных образовательных учреждений для детей без речевой патологии и для детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoylenko.pptx892.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа тема исследования : «Педагогические условия коррекции речевых нарушений средствами изобразительной деятельности» Самойленко Н.Н.

Слайд 2

Исследованиям в области сенсорного развития ребенка дошкольного возраста уделяли многие ученые (Б.Г. Ананьев, М.Э. Бернадская и И.В. Блинникова, А.В. Запорожец, О.Г. Солнцева и мн. др.). В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали Л.А. Венгер , Э.Г. Пилюгина, А.П. Усова, и др. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В. М. Бехтерева, искусствоведа А. В. Бакушинского , педагогов Г. В. Лабунской , Е. А. Флериной , Н. П. Сакулиной , Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и других, психологов Е. И. Игнатьева, В. И. Кириенко, В. С. Мухиной, О. М. Дьяченко.

Слайд 3

Методическую и теоретическую основу исследования составляют исследования и разработки Н.А. Ветлугиной, Т.И. Пантелеевой, Р. М. Чумичевой , Т.И. Халезовой , О.О. Дроновой, Т.И. Смирновой, Г. Г. Григорьевой. Исключительно большое значение занятий рисованием подчеркивали А.Н. Грабаров, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев , Л.В.Занков , И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др. Современными исследователями проблемы изобразительной деятельности в системе воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии являются Е.Л. Гончарова, Е.А. Екжанова и др.

Слайд 4

Цель исследования: разработать систему коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием средств изобразительной деятельности и доказать опытно-экспериментальным путем условия ее эффективности. Гипотеза исследования : учитывая взаимосвязь развития сенсорных функций и речи, можно предположить, что использование на логопедических занятиях и коррекционных занятиях с воспитателем элементов изобразительной деятельности обусловит эффективность коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с речевыми нарушениями.

Слайд 5

Задачи исследования: 1. Изучение психолого-педагогической, логопедической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы по проблеме исследования. 2. Определение содержания методики констатирующего эксперимента Разработка методики и проведение исследования. 3. Сравнительный анализ сенсорного развития детей без патологии речи и детей с общим недоразвитием речи. 4. Разработка программы коррекционных занятий по развитию речи и мелкой моторики рук у старших дошкольников с использованием элементов изобразительной деятельности.

Слайд 6

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о возможности использования изобразительной деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе полученных результатов и рекомендаций, имеющихся в общей и специальной литературе, были определены пути коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников с использованием элементов изобразительной деятельности. Описанный методический материал может использоваться в практической деятельности логопедических групп дошкольных образовательных учреждений.

Слайд 7

Результаты диагностического обследования устной речи представлены на диаграмме 1.

Слайд 9

Диаграмма 2. Начальный уровень развития мелкой моторики у детей первой группы

Слайд 11

Диаграмма 3. Начальный уровень развития мелкой моторики у детей второй группы.

Слайд 13

Т Таблица 1 . Степень развития мелкой моторики на основе исследования изобразительных умений и навыков у детей первой и второй групп Группа Уровень развития мелкой моторики высокий средний низкий Первая группа 33% 33% 33% Вторая группа 50% 33% 17%

Слайд 15

Таблица 2. Примерный перспективный план интегрированных коррекционно-развивающих занятий с элементами изобразительной деятельности "Приключения Ватного Шарика и его друзей". Месяц Неделя Вид занятия Тема занятия Дыхательная гимнастика сентябрь I Конструирование "Футбольные ворота" Футбол II Лепка "Одуванчик" Одуванчик III Аппликация "Облачко" Облачко IV Рисование "Мыльная феерия" Мыльные пузыри октябрь I Конструирование "Ветряная мельница" Вертушка II Аппликация "Осенний ковёр" Листопад III Рисование "Кисть рябины" Сорви ягодки IV Лепка "Мухомор" Костёр ноябрь I Конструирование "Мобайлы для игры" Ветер, ветрище! II Рисование "Зайка серенький стал беленьким" Заячьи бега III Аппликация "Листопад" Осенние листья IV Лепка "Мышонок" Страшный сон мышонка

Слайд 17

Диаграмма. 4. Уровни развития устной речи в результате контрольного эксперимента

Слайд 19

Диаграмма 5. Сопоставление уровней развития устной речи в констатирующем и контрольном экспериментах

Слайд 21

Диаграмма 6. Сравнение результатов диагностики уровня развития мелкой моторики рук у детей экспериментальной группы на стадии констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Слайд 22

Диаграмма 7. Сравнение уровня развития мелкой моторики у детей контрольной группы на стадии констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Слайд 24

Диаграмма 8. Результат развития мелкой моторики в экспериментальной группе на основе повышения уровня сформированности изобразительных умений и навыков

Слайд 26

Диаграмма 9. Результат развития мелкой моторики в контрольной группе на основе повышения уровня сформированности изобразительных умений и навыков

Слайд 28

Таким образом, в ходе нашего исследования была доказана гипотеза о том, что использование на логопедических занятиях и коррекционных занятиях с воспитателем элементов изобразительной деятельности обусловит эффективность коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с ОНР. Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)

Данный  исследовательский проект  представлен  на  VII городской  НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира".  По направлению: Живая природа (зоология и экол...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...

Конкурс исследовательских работ «Я – исследователь!». Исследовательская работа «Яйцо в солёной воде»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18574053","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"341","width":"480"}}]]Исследовательская работа   «Яйцо в солёной вод...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» Проектно – исследовательская работа. Тема: «Мой дядя – солдат»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников«Я – исследователь»Проектно &nda...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов: « Я- исследователь». Исследовательская работа. Секция: «Гуманитарная» Тема: «Быть спортивным –это здорово!»

Спортивные люди - они так красивы.В них столько энергии, бодрости, силы.Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?Лишь спорт тебе в этом отлично поможет.Здоровье усилит, успеха прибавит.От скуки, безде...