Автоматизация звука[С] в словах по теме: "Зоопарк"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Данное занятие предназначено для подгрупповой или индивидуальной работы детей от 5 до 7лет на занятиях по автоматизации звука С в словах.

Задачи:

•      Автоматизировать звук [С] в словах, словосочетаниях, чистоговорках.

•      Развивать артикуляционную моторику, мимику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sanyatie_soopark.rar2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 53

Проект

открытого мероприятия по автоматизации звуков детей группы компенсирующей направленности.

Подготовила

Учитель-логопед: Цедрик Т. А.

г. Ангарск, 2012 г.

Подгрупповая работа с детьми

по автоматизации звуков [С] в словах, словосочетаниях, предложениях на тему: «Зоопарк»

Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесение звука [С] в словах, словосочетаниях, чистоговорках, предложениях.

Задачи:

1. Коррекционно-обучающие:

- учить точно и полно отвечать на вопросы;

- формировать лексико-грамматический строй;

- совершенствовать умения и навыки детей выделять заданный звук, чётко его артикулируя, пользоваться силой, высотой голоса, выделять ударный слог, изменять темп, тембр речи.

- уточнить правильное произнесение звука [С] в словах, словосочетаниях, предложениях.

- Упражнять в определении наличия и места звука [С] в словах.

- Продолжать учить составлять предложения по опорным словам – картинкам.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое  восприятие;

- развивать артикуляционную моторику, мимику.

- развивать логическое мышление, внимание;

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительные установки на участие в занятии;

- умение слушать логопеда;

- воспитывать доброжелательные отношения.

Материалы и оборудование: картинки: самокат, лук, овощи, носки; игрушки слон, лиса, тигр, обезьяна, жираф и т.д., спортивное оборудование, модули – имитация входа в зоопарк, картинки с изображением животных с о звуком ],

Кукла бибабо «Попугай», пальчиковый театр, зеркала, фишки для определения места звука.

Характеристика группы:

Дети с тяжелыми нарушениями речи: ОНР – 6 детей

Занятие соответствует третьему этапу работы над поставленными звуками.

Предполагаемый результат: дети уточнят и отработают четкое произнесение звука С в словах, словосочетаниях, предложениях.

План занятия:

  1. Организационный момент. кинезиологические упражнения, самомассаж ушных раковин Развитие умения правильно ставить словесное ударение. Игра « Отхлопай слово».2 минуты.
  2. Гимнастика для мышц шеи и плечевого пояса, дыхательная гимнастика,2 минуты

2– Артикуляционная гимнастика 2 минуты

  1. Повторение пройденного материала – 3 минуты.
  2. Знакомство с новой темой:
  1. Игра с зеркалами – 2 мин.
  2. Работа с картинками - 7 минут
  3.  Дидактические игры - 3 минуты
  1. Физминутка – 2 минуты
  1. Игра Пальчиковый театр - 3 минуты
  2. Составление рассказа, работа с разрезной картинкой– 5-7 минут
  1. Итог занятия – 2 минуты

Дидактическая структура занятия (НОД)

Методическая подструктура занятия (НОД)

Задачи деятельности

время

Деятельность педагога (методы и приемы)

Воспитанников с НР (самостоятельные виды деятельности детей)

Дидактический материал  (иллюстрации, схемы, таблицы, плакаты, опорные символы, видеоролики, презентации)

1. Вводная часть.

Настроить детей на занятие.    Способствовать межполушарному взаимодействию    Стимуляция слухового внимания.      Развитие умения правильно ставить словесное ударение. Игра « Отхлопай слово».

4-5

Приветствие, построение детей в круг.

Массаж ушных раковин  

Игровая Коммуникативная

Дети называют свои имена, деля их на части. Двигательная

«Солнышко» с прищепками

Модули Имитация ворота «Зоопарка»

2.Основная часть. Сообщение темы занятия. Повторение пройденного материала  актуализация знаний о звуке С. Характеристика звука С Произнесение в словах, словосочетаниях и предложениях

Актуализировать знания детей, полученные на прошлых занятиях.

Формировать у детей воображение,  выразительные средства мимики и движений.  Развитие речедвигательного аппарата. Напомнить о характеристике звука С. Закрепить правильную артикуляцию звука С.    Формирование умения и навыка правильно пользоваться речевым дыханием. Выработка силы вдоха и выдох. Закрепление навыка правильного произнесения звукаС, в словах, чистоговорках, предложениях.

20

«Сообщение детям о том, что сегодня играем со звуками С»

Мимическое упражнение.

«Звероаэробика»

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражание – фонетическое упражнение.

Описание звука С обозначение твердости - син. Цветом

Дыхательная гимнастика

Подбор слов со звуком [С]

«Кто умылся в зоопарке?»

«Кто летает в зоопарке?»

Чистоговорки на звук С.

«Кто в зоопарке  самый – самый?»

Составление рассказа по опорной схеме. Работа с разрезными картинками.




Игровая,  Двигательная коммуникативная,

Схемы, зеркала, картинки, куб с изображением эмоций, картинки – символы для артикуляционной гимстики.

Заключительная часть способствует закреплению полученных знаний, у детей.

Закрепить навык правилього произнесения звука С

Снятие напряжения, создание положительных эмоций;

Мотивация на объективную оценку.

5

Подведение итогов;

Рефлексия детей

Игровая Коммуникативная

«Солнышко» с прищепками, солнышки разных цветов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята я узнала, что сегодня в вашу группу,  только на один день приехал зоопарк. Давайте его посетим вместе, но сначала познакомимся.

Солнышко утром

Рано встаёт.

Лучики тянет – тепло нам дает./Дети прицепляют прищепку на круг – солнышко, называя свое имя/

Развитие умения правильно ставить словесное ударение.

Игра « Отхлопай слово».

Детям предлагается назвать свое имя, правильно выделяя голосом ударный слог, с одновременным выполнением движений рук: на слог выполняется хлопок ладонями на  ударный – хлопок по коленям.

Замечательно, теперь отправляемся на экскурсию.

Мы шагаем в зоопарк,

Побывать там каждый рад!

Друг за другом мы встаем.

Дружно в зоопарк идем,

То налево, то направо,

То вперед, все прямо, прямо.

   ЗООПАРК. Зоопарк – сложное слово, оно состоит из двух частей: зоо и парк. Кто знает, что значит зоо? (зоологический, животный). А что такое парк?  Получается зоопарк – парк для животных.

Войти в эти ворота мы сможем, когда отгадаем, какое слово здесь зашифровано.  Прочитаете слово по первым звукам названий предметов. В этом помогут картинки. (Самокат, лук, овощи, носки - слон).

Молодцы! Правильно отгадали слово.

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

У Слонёнка самый любимый звук [С]. Сегодня, мы будем правильно произносить его в словах, словосочетаниях, предложениях и выполнять все задания нашего экскурсовода.

Правило:

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Приглашение посетить зоопарк. Слоненок: "Дорогие ребята, приглашаю вас на экскурсию в зоопарк":

Чтение стихотворения:

Здесь увидите вы много

Удивительных зверей.

Из различных континентов,

Из далеких жарких стран,

Со всего большого света.

Не коллекция — мечта.

Всюду в клетках и в вольерах.

Полным ходом жизнь идет.

Представление. Премьера...

Зоопарк бурлит, живет.

2. Мимическое упражнение. Пришли в зоопарк – радостное выражение лица. В зоопарке появилось много новых зверей – удивленное выражение лица.

Тигренок сердитый. Горилла обиженная. Лев спокойный.

3.Упражнение на верхний плечевой пояс, мышцы шеи.

Звери:

По утрам нравиться нам делать зарядку и все движения выполнять по порядку. «Звероаэробика»

Сова: вращение головы слева и направо. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте. Глаза зажмурить. Моргание глазами.

Носорог: движение головой вперед имитация "бодания".

Носорог бодает рогом.

Не шутите с носорогом! Маршак С.Я.

Кенгуру: поднимание и опускание плеч.

Кенгуру так быстро скачет,

Словно мой любимый мячик.

(Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять легкие прыжковые движения вправо-влево, вперед-назад)

Вправо-влево, поворот,

Прыжок назад, потом вперед.

(Движения соответствуют тексту)

Страус: наклонить голову вперёд - вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом).

Лиса: одновременное прищуривание глаз; нюхательное движение.

Артикуляционная гимнастика

Слоненок говорит:

Чтобы чисто говорить

Надо с язычком дружить.

Будем с ним сейчас играть,

Упражнения выполнять.

 «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам

Тянем губы прямо к ушкам. «УЛЫБКА»

«Хоботок»  

Буду подражать слону

Губы хоботом тяну

«Обезьянка»

Дразнит с ветки обезьянка –

Вот какая хулиганка. «ВЫСУНИ ЯЗЫЧОК»

 «Киска сердится»

 Рассердилась киска:

«Не подходите близко». «ГОРКА»

«Чистим зубки»

Зубы вычистить охота

И слону и бегемоту. «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ»

Звукоподражание – фонетическое упражнение.

Зверята очень любят умываться. Служитель зоопарка приглашает по очереди  зверей со звуком [С] на водные процедуры. Поможем служителю.

Шум воды из шланга: С-С-С-С…

Уточнение артикуляции звука: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка прячется за нижние зубки, струя воздуха идет посередине языка.

 Автоматизация звука [С]  в словах, словосочетаниях, чистоговорках.

Подбор слов со звуком [С]

«Кто умылся в зоопарке?» (называние животных, по схематическому изображению)

Слон, слонёнок, слоны, носорог,  косуля,  лиса.

Упражнение на развитие фонематического слуха. Игра «Кто лишний?» Слоненок спрашивает: «Отгадайте кто лишний?»

Слоны, носорог, косуля, слоненок, лиса, черепаха.  /Слово черепаха лишнее, так как в этом слове нет звука [С] /.

Слоник играет и птиц со звуком [С] называет:

 «Кто летает в зоопарке?»

/сокол, ястреб, сова, аист, стриж, ласточка /

Какая птица не умеет летать? /страус/

 Чистоговорки на звук С.

Чтобы чисто и красиво 
Научиться говорить
Чистоговорку много раз
Внятно и понятно нужно повторить.

Попугай Кеша говорит:

Мы учим звук С:

са-са-са – в клетке бегает лиса

сы-сы-сы – пышный хвостик у лисы

су-су-су – рыбку я лисе несу.

Произнести быстро как стрекоза, медленно как черепаха, громко, тихо, грустно, удивленно, радостно.

Приёмы логопедической работы с чистоговорками

1.Скажи с различной интонацией

Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.

Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.

Взрослый произносит чистоговорку, ребенок повторяет ее.

 Сейчас надо сказать её весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак.

Если ребенку трудно, взрослый дает образец.

Теперь надо сказать чистоговорку так, как будто ты спрашивать, и чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.

2. Скажи как…

Цель: учить ребенка произносить чистоговорку голосом, разным по тембру.

Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить проговаривать фразу с необходимым тембром голоса.

Игра проводится с использованием кукол пальчикового театра.

Взрослый показывает маску или куклу(например, лису) и говорит чистоговорку так, как бы её сказал попугай. Потом просит ребёнка повторить чистоговорку за попугаем.

А сейчас попробуй сам сказать чистоговорку, как лиса (заяц, волк, мышка).

Если ребенок затрудняется в выполняется в выполнении задания, то взрослый должен объяснить ему, какой голос может быть у этого животного и почему.

 Скажи тихо – громко

Цель: учить ребенка менять силу голоса.

Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать силу голоса.

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка повторить её с той же силой голоса.

 А сейчас скажи тихо, вот так.

//-//-ла – ла – острая пила.

Скажи медленно – быстро

Цель: учить ребенка менять темп речи.

Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, работать над темпом речи. Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка повторить её с той же скоростью.

Если ребенок затрудняется в выполнении задании задания, взрослый «выкладывает» чистоговорку фишками, делая между ними соответствующие расстояния. Чем медленнее проговаривается чистоговорка, тем больше расстояние между фишками.

Например:

/          /          /                    /       -   медленно

Ла  ла      острая  пила

/          /          /                    /       -   быстро

Ла  ла      острая  пила

10. Физминутка «Веселый зоопарк»

Все мы весело играем

И движенья выполняем

(Руки на поясе. Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Это - лев.

Он царь зверей,

В мире нет его сильней.

Он шагает очень важно,

Он красивый и отважный.

(Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой. Шаг выполняют грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки находятся на поясе)

А смешные обезьяны

Раскачали так лианы,

(Исходное положение: стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания)

Что пружинят вниз и вверх

И взлетают выше всех!

(Прыжки с хлопками над головой)

А вот добрый, умный слон

(Дети ставят ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и разводят их в стороны)

Посылает всем поклон.

Он кивает головой

И знакомится с тобой.

(Пальцы рук прижать к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперед - вправо, вперед - влево)

Игра «Кто в зоопарке самый – самый?» формирование интонационной выразительности речи.

На площадке молодняка я слышу спор «Кто в зоопарке  самый – самый?» Возьмите любое животное из театра и представьте, что вы детеныши этих животных.

Кто самый – самый короткохвостый? Длинноносый? Пушистохвостый? И т.д.

Я самый - самый короткохвостый заяц. Когда я вырасту, я буду самый - самый короткохвостый заяц.

А теперь, наоборот,  расскажите своему животному какие вы?

Упражнение на автоматизацию звука С во фразе: Слоненок любит фотографировать. Он отснял целую плёнку, но ещё не напечатал фотографии. Попробуйте узнать, глядя на негатив, кого он сфотографировал.

Слонёнок спрашивает, какие картинки висят: «Кто рядом?»

Рядом с совой сокол и страус.

Рядом с косулей носорог и слон.

«Собери фотографию птицы» развитие зрительного внимания.

Упражнение на автоматизацию звука С в связной речи.

Рассказ с опорой на схему./для сильной подгруппы/

Слава увидел слона.

У слона длинный нос.

Нос у слона называется хоботом.

Длинный нос еду берет

И кладет мне прямо в рот!

13. Итог. Попрощаемся с обитателями зоопарка и со Слонёнком: «До свидания!»

Вот и вечер наступает,

Зоопарк наш засыпает,

Засыпает до утра,

Нам уже домой пора.

Источники: 

Стихотворение  «Зоопарк» http://www.scribd.com/doc/25780855/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%A7%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA

Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с http://detsadclub.ru/index.php/bag/494-fizminutka-veselyi-zoopark


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [Ж] в словах и чистоговорках. III тип слоговой структуры слова.

Презентация выполнена по методическому пособию Курдвановской Н.В., Ванюковой Л.С. "Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания". Представлены односложные слова из зак...

Презентация "Автоматизация звука "С" в словах со слогом "СО" и предложениях с этими словами".

Презентация предназначена для детей дошкольного возраста с трудностями автоматизации завука "С" в сочетании с гласным "О"....

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...

Автоматизация звука /ЛЬ/ в словах при обучении детей словообразованию: образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -К, -ИК.

Речевая игра "Большой - маленький"  упражняет детей в умении образовывать слова с помощью суфиксов -К, -ИК и автоматизировать звук /ЛЬ/ с словах.  Речевой материал подобран, исходя...

Автоматизация звука Р в словах, где звук в начале слова

Презентация к индивидуальному логопедическому занятию по автоматизации звука Р...

Конспект ООД для детей средней группы с недостатками слухового восприятия по теме: "Автоматизация звука К в словах и фразах. Дифференциация звуков Л, Н в словах и фразах. Интонация".

Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ  (с недостатками слухового восприятия) и студентам специальности "Специальное дошкольное образо...

Автоматизация звука /Ж/ в словах: в позиции начала и середины слова. Дифференциация звуков /Ж-З-ЗЬ/ в словах.

Речевой материал содержит слова со звуком /Ж/ для его автоматизации в разных позициях: звук в начале слова, звук в середине слова. Не содержит оппозиционных звуков /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/, что значительно о...


 

Комментарии

Данное занятие можно использовать с применением презентации

Данное занятие можно использовать с применением презентации