Презентация "Реализация коррекционных задач в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ."
презентация к занятию по логопедии (младшая группа) по теме
Презентация "Реализация коррекционных задач в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ"
Была представлена на областном семинаре "Работа учителя-логопеда в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями" 27 марта 2013года в г. Раменское Московской обл.
Реализация коррекционных задач в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ.
Гейне Вера Сергеевна
Учитель-логопед
КБОУ кафедры дефектологии
Академии социального управления, г.Москва.
Аннотация: Целью презентации является описание способов реализации коррекционных задач в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями с учетом ФГТ. В презентации изложено следующее:
1. Линии развития ребенка (в соответствии с ФГТ)
2. Область «Коммуникация»
3. Область «Познание»
4.Область «Чтение художественной литературы»
5.Область «Здоровье»
6. Структура индивидуального логопедического занятия с детьми младшего дошкольного возраста.
7. Развитие интегративных качеств в логопедической работе с детьми младшей логопедической группы.
Ключевые слова: ФГТ, коррекционно-развивающая работа, дети младшего дошкольного возраста.
«Федеральные государственные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы (ООП) дошкольного образования…совокупность требований, обеспечивающих реализацию (ООП) дошкольного образования и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования»
«Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды» [I]
«Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра»
___________________________________________________________
[I] Федеральные государственные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования
(Утверждены
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
20 июля 2011г. №2151)
Список литературы:
1. Нищева Н.В. «Программа коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» - Санкт – Петербург, 2007.
2. Нищева Н.В. «Организация коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» - Санкт – Петербург, 2007.
3. Пятница Т.В., Солоухина – Башинская Т.В. «Справочник дошкольного логопеда»- Ростов – на – дону, 2011.
4. Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия» - Санкт – Петербург, 2008.
5. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет» - Москва, 2011.
6. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. «Игры с прищепками: творим и говорим» - «ТЦ» Сфера». Москва, 2011.
7. Филичева Т.В., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида» – Москва «Просвещение», 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ramenskoe_fileminimizer.ppt | 1.03 МБ |
vystuplenie_v_ramenskom.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №737 Московской области
Тема областного семинара:
«Работа учителя-логопеда в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями»
Тема выступления:
«Реализация коррекционных задач в логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ»
Гейне Вера Сергеевна,
воспитатель
ГБОУ МО СКНШДС № 737
г. Видное, Ленинского района МО
КБОУ кафедры дефектологии
ГБОУ ВПО «Академия социального управления»
2013г.
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования) представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:
* обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
* гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
* комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
«Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра» [1]
«….наиболее значимое отличие дошкольного образования от образования на других ступенях… заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность; основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность…» [ 2]
«В ФГТ к структуре программы дошкольного образования указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» В нем описаны интегративные качества (а не знания, умения и навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы» [ 2]
Слайд № 2
Линии развития ребенка:
Физическое
Физическая культура
Здоровье
Художественно-эстетическое
Музыка
Художественное творчество
Познавательно-речевое
Коммуникация
Познание
Чтение художественной литературы
Социально-личностное
Социализация
Труд
Безопасность
Слайд № 3
Область «Коммуникация»
Обучение грамоте
Развитие речи.
Развитие импрессивной речи:
- Развитие пассивного словаря;
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие фонематической системы речи;
- Формирование умения вслушиваться в речь, развитие понимания простых предложений и коротких текстов (сказок, потешек);
Развитие экспрессивной речи:
- Развитие экспрессивного словаря;
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие фонематической системы речи;
- Развитие фонетической стороны языка;
- Формирование разговорной (диалогической) речи и речевого общения.
Слайд № 4.
Область «Познание»
Окружающий мир
Математика
Конструирование
- Сенсорное развитие;
- Развитие психических функций (развитие слухового и зрительного внимания, памяти, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления);
- Ознакомление с окружающей действительностью;
- Формирование пространственных, временных и элементарных математических представлений;
- Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса;
Слайд № 5.
Область «Чтение художественной литературы»
- Ознакомление с художественной литературой.
Область «Здоровье»
- Укрепление здоровья;
- Развитие координации движений, двигательных умений с целью укрепления и развития мышц;
- Формирование правильной осанки.
Слайд № 6.
Звукопроизношение детей четвертого года жизни характеризуется рядом особенностей:
1. Смягчение согласных.
2. Недостаточно четкое произнесение (пропуски, замены, искажения) свистящих и шипящих звуков.
3. Пропуски и замены звуков [л], [р].
Вместе с тем, дети этого возраста способны замечать недостатки произношения у других детей, начинают обращать внимание на собственное произношение, постепенно улучшая его, т.е. начинают ориентироваться в звуковом составе слова.
Логопедические занятия с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводятся индивидуально или с подгруппами из 3 - 4 человек. Продолжительность занятия составляет 10-15 минут. Логопедическая работа может проводиться и во время прогулки (живое общение с детьми, проведение ранее разученных игр на свежем воздухе). Логопед также может участвовать в «оречевлении» режимных моментов, что позволяет быстрее вызвать каждого ребенка на контакт, построить с ним доверительные отношения.
Содержание индивидуальной деятельности учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста:
- Статичные и динамичные артикуляционные упражнения.
- Пальчиковая гимнастика и самомассаж рук в сопровождении стихотворных текстов. Развитие мелкой и общей моторики
- Упражнения для развития речевого дыхания.
- Упражнения для развития мимической выразительности.
- Упражнения для развития силы голоса и интонационной выразительности речи.
- Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
- Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного произношения звуков раннего онтогенеза в речи ребенка.
- Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
- Формирование лексико-грамматических представлений.
- Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Слайд № 7.
Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:
а) упражнения по тренировке губ;
б) упражнение по тренировке нижней челюсти;
в) упражнения для тренировки языка.
Слайд № 8.
Пальчиковая гимнастика и самомассаж рук в сопровождении стихотворных текстов. Упражнения с массажным мячиком и бусами
Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, скоординировать движение и речь. Пальчиковая гимнастика проводится с детьми в начале или в конце каждого занятия (индивидуального и подгруппового). В начале занятия – для активизации речевой деятельности, а в его конце – для закрепления лексической темы недели. (К каждому занятию подобрана пальчиковая гимнастика, соответствующая лексической теме, например, для лексической темы «Семья» - игра «Пальчики здороваются» и т.п.)
Слайд № 9.
Для развития мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности используются:
- самомассаж рук орехом каштана, массажным ковриком «Травка»;
- контрастные ванночки с водой разной температуры;
- упражнения с шестигранным карандашом («Утюжок», «Добывание огня», «Горка»), с бусами («Бусы и шкатулочка», «Вертушка», «Рисуем бусами»);
- сухой бассейн (с различными наполнителями: горох, орехи каштана, рисовая крупа, манная крупа, стеклянные шарики «Марблз»);
Слайд № 10.
- тактильный экран «Ладошки» с поверхностями различной текстуры и температуры: гладкая, шершавая, теплая, холодная, мягкая, пушистая. Материал поверхности ладошек фасоль, гречка, алюминиевая фольга, шнур из растительного волокна, вельвет, мех, кожа, деревянные граненые карандаши, мелкая наждачная бумага. Игры с тактильным экраном способствуют пополнению и закреплению словаря прилагательных, развитию тактильной чувствительности
Слайд № 11.
Использование нестандартного оборудования
Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми целесообразно использовать нестандартное оборудование.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
В своей работе я использую массажные мячики, платочки, колючие коврики, крупные бигуди, прищепки, решетки, резинки для волос, шестигранные карандаши.
Слайд № 12.
Игры с прищепками.
Главная цель использования прищепок в работе с дошкольниками – развитие тонких движений пальцев.
Слайд № 13.
«Умный» коврик.
Обучающий «умный» коврик. Имеет прозрачные кармашки, в которые можно вкладывать геометрические фигуры, разноцветные круги, буквы, цифры и т.д.
Слайд № 14.
Дыхательная гимнастика.
Необходимо отметить, что физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. Также отмечается недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речи, укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Работа по формированию правильного дыхания проводится в следующей последовательности:
* Развитие груднобрюшного дыхания.
* Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
* Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность.
В процессе занятий решаются следующие цели:
- профилактика заболеваний верхних дыхательных путей;
- активизация мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани («Дышим попеременно», «Послушаем свое дыхание», «Подыши одной ноздрей»);
- укрепление мышц брюшной полости («Воздушный шар», «Ветер на море»);
- осуществление вентиляции легких для подготовки голосового аппарата к фонации («Снежинки», «Греем ручки», «Катание с горки», «Сосульки звенят», «Капель стучит по крыше», «Дождик», «Осенний ветерок»);
- упражнение в умении длительно или многократно произносить звук на одном выдохе («Листопад», «Чей одуванчик дальше улетит?», «Лети, бабочка», «Рыбки», «Ветерок» и т.д.);
- на одном выдохе произносить 3-4 слога («Эхо», «Дождик», «Гром»);
- развитие силы голоса («Звонок», «Лошадки скачут», «Многоэтажный дом»)
-развитие интонационной выразительности речи и дыхания («У бабушки в деревне»).
Слайд № 15.
Упражнения на нормализацию дыхания, развитие силы голоса и интонационной выразительности речи, моторных функций
Речедвигательная ритмика (автор - Мухина А.Я., доцент кафедры сурдопедагогики дефектологического факультета МГГУ им. Шолохова) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Элементы речедвигательной ритмики можно вводить на занятиях по коррекции звукопроизношения, начиная с этапа вызывания звука речи и заканчивая дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков, а также в структуре других видов логопедических занятий: в организационных моментах, динамических паузах, в дидактических играх, при выполнении звукового анализа слов.
Оздоровительный эффект речедвигательной ритмики направлен на становление правильного диафрагмально-реберного типа дыхания, развитию просодических компонентов речи и улучшение ее мелодико-интонационных характеристик.
Слайд № 16.
Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
Слайд № 17.
Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного произношения звуков раннего онтогенеза в речи ребенка.
Слайд № 18.
Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Для реализации этих задач используются:
Игровая деятельность с развивающим панно из флиса. Например, для закрепления лексической темы «Домашние птицы», знаний о частях тела домашних птиц, чем питаются. Задание: собрать и накормить петушка.
Для закрепления лексической темы «Посуда»: закрепление названий частей посуды.
Слайд № 19.
Заключение.
Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста с учетом ФГТ позволяет решить следующие задачи:
- Образовательные;
- Коррекционно-развивающие;
- Воспитательные;
- Оздоровительные.
Она должна строиться по принципу интеграции, т.е. взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, и обеспечивать целостность образовательного процесса.
Список литературы:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Приложение
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2. Интервью заместителя директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации Низиенко Е.Л.- ежемесячный научно-популярный журнал «Дошкольное воспитание» №5 – Москва: ИД «Воспитание дошкольника»:2010г.
3. Верещагина Н.В. «Результаты мониторинга детского развития (Вторая младшая группа)» – СПб.: Детство-пресс:2011.
4. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: Детство – пресс: 2007.
5. Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия» - Санкт – Петербург, 2008.
6. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет» - Москва, 2011.
7. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. – «Игры с прищепками: творим и говорим» - М.: ТЦ Сфера, 2011.
8. Мухина А.Я. – Речедвигательная ритмика – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
9. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. Зажигина О.А. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС» - 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми-инвалидами дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...
СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи
Презентация для специалистов ДОУ занимающихся с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....
Использование базы развивающих индивидуальных заданий в коррекционной логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями
ИСпользование базы развивающих индивидуальных заданий в коррекционной логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями...
«Важно не опоздать! Специфика логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста»
Один из основателей компании Масуру Ибука в своей нашумевшей во всем мире книге «После трёх уже поздно» пишет: «Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить ...
Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме формирования связного речевого высказывания у детей младшего дошкольного возраста...
Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста
Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста В процессе индивидуального развития речи выделяют как особо важный, период младшего дошкольного возраста. Именно в этот период происход...