Использование песочной терапии на индивидуальных логопедических занятиях.
проект по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Использование песочной терапии на индивидуальных
логопедических занятиях.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания и страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное он приобретает бесценный опыт символичного разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша , учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
- Обучающие игры.
Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха.
- Познавательные игры .
С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
- Проективные игры.
Направлены на осуществление психологической диагностики коррекцию и развитие ребенка.
Игры на песке позволяют решить ряд логопедических задач:
- закрепить навыки правильного произношения автоматизированного звука;
- развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове.
Работу с песком мы начинаем с знакомства детей с правилами поведения на занятии. «Нельзя брать песок в рот. Нельзя кидаться песком. Песок не должен высыпаться из песочницы. Отряхивать руки и играть можно только над песочницей. После игры надо вымыть руки и убрать за собой рабочее место».
Правила песочной феи:
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом
Правила моей страны
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети поняли меня!
Дети повторяют правила и начинается увлекательная игра.
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Нужно положить ладони на песок и рассказать о своих ощущениях: «Мне приятно, я чувствую тепло песка. Когда я двигаю руками я чувствую мелкие песчинки между ладонями». Так же можно сделать отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, «пройтись» по песку каждым пальчиком поочередно. Можно поиграть на песке как на пианино.
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи.
Игры на развитие фонематического восприятия, слуха, анализа.
Игра «Спрячь ладошки».
Правила: если ты услышишь звук «С» спрячь руки в песок. На другие звуки держи руки над песком.
Игра «Путешествие в страну А».
Есть прекрасная страна – где волшебника зовут А.
Взрослый ставит в песочницу фигурку со звуком А.
В реке плещутся А-кулы.
В песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции «киндер».
А- исты в садах живут.
В песочнице создается сад и помещаются птицы.
Чтобы здесь нам поиграть,
Надо много слов назвать.
Привести сюда друзей
В чьих названьях – А
- Смелей!
Ребенок отбирает фигурки со звуком А из коллекции киндер. Ребенок строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием.
Игра «Город Д».
Правила: логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук , и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Эти игры помогут нам решить немало образовательных, психологических и логопедических задач. И главная из них – развитие фонематического слуха, т.е. умение слышать и вычленять определенные звуки. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения.
Игры на автоматизацию звуков речи, изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.
Автоматизация изолированного звука с на примере игры «сыпься».
Правила: ребенка попросить взять в кулачок песок и сыпать его горкой, произнося при этом звук с.
Автоматизация звука р в слогах на примере игры «дорожки».
Правила: ребенок на песке выставляет фигурки- собака и собачья конура. Между ними нужно на песке построить прямую или змейкой дорожку из камней. Ребенок пальчиками «шагает» по дорожке, произнося соответствующие слоги. «Старайся, не спотыкайся. Язычок споткнётся – бегун назад вернется».
Автоматизация звука р в словах на примере игры «сыщик».
Правила: логопед в песке закапывает игрушки на определенный звук. Ребенку необходимо отыскать эти игрушки и четко произнести названия их.
Автоматизация звуков в предложениях на примере игры «рисунок».
Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок рисует,тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слоги. Предложите ребенку на песке нарисовать палочкой домик и дерево и по рисунку составить предложение.
Автоматизация звука р в чистоговорках на примере игры «рыбка».
В этом задании нашими помощниками стали обыкновенные спички. Это задание поможет ребенку автоматизировать звук р, а так же развить внимание, воображение, познакомится с геометрическими фигурами. Выкладывая рисунок из спичек на песке ребенок произносит чистоговорку.
Моя рыбка все время молчит:
Не поёт, не рычит, не урчит.
Не пойму почему? Вот беда?
Может, в рот ей попала вода?
Дифференциация звуков речи на примере игры «археология».
Правила: ребенку необходимо аккуратно с помощью кисточки отыскать фигурки в песке.Чётко произнести их названия и разложить по соответствующим картинкам-символам.
Использование песочной терапии на занятиях дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям,
- дети чувствуют себя более успешными,
- на занятиях нет места монотонности и скуки.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №230»
Использование песочной терапии на индивидуальных
логопедических занятиях.
САРАТОВ 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СКАЗКОТЕРАПИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Методические рекомендации для воспитателей...
Публикация "Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях"
quot;Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях"/ Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей/ отв. и научн...
Статья "Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях"
Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы...
Сказкотерапия с элементами песочной терапии в коррекционно- логопедических занятиях
Сказкотерапия с элементами песочной терапии в коррекционно-логопедических занятияхЗа последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зач...
Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации и дифференциации звуков с детьми с ОВЗ
Эта статья предназначена логопеда, педагогам, родителям детей с ОВЗ. В ней описывается практический материал по использованию межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звуков...
Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации и дифференциации звуков с детьми с ОВЗ
Статья предназначена логопеда, педагогам, родителям детей с ОВЗ. В ней описывается практический материал по использованию межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звук...
Использование песочной терапии на индивидуальных логопедических занятиях.
Использование песочной терапии на индивидуальныхлогопедических занятиях....