перелётные птицы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Павлова Светлана Николаевна

 НОД в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perelyotnye_pticy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 

Содержание

 Интеграция областей: познание, коммуникация, музыка, здоровье. 

  Цели занятия

  1. Расширять и активизировать словарь по теме.
  2. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в нужном роде, числе, падеже.
  3. Практически употреблять притяжательные прилагательные.
  4. Закреплять умение употреблять образовывать сложные прилагательные.
  5. Закреплять умение употреблять слова с ласкательными оттенками.
  6. Развивать мышление, внимание, воображение, слуховую и зрительную память.
  7. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение ко всему живому, что есть на земле.

Предварительная работа

  1. Выставка книг, иллюстраций на тему «Тайна птичьего мира».
  2. Выставка детских рисунков « Перелётные птицы».
  3. Рисование перелётных птиц и составление описательных рассказов.
  4. Разучивание стихотворений        , загадок.
  5. Прослушивание фонограммы «Перелётные птицы»

Оборудование

  1. Воздушный шар
  2. Разрезные картинки по теме.
  3. Рисунки детей с изображением птиц.
  4. Муляж орла.
  5. Аудиозапись.

Дети проходят в группу и становятся вокруг логопеда. Звучит музыка из телепередачи  « В мире животных».

  Логопед. Дети я рада вас приветствовать на заседании клуба « Любители природы». А вы хотите стать членами клуба? А чтобы ими стать нам надо выполнить, ряд заданий.

  На столе лежат предметы: яйцо, перо, скворечник.

  Логопед. Есть птицы, которые осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются обратно.

Как называют таких птиц? (перелётные).

Сегодня мы будем говорить про перелётных птиц.

 Назовите перелётных птиц. (Ласточка,  грач, лебедь, журавль, жаворонок, кукушка…)

Из тёплых краёв все птицы возвращаются не в одиночку, а стаей.

Как мы скажем про стаю гусей – гусиная стая,

                                   Стая лебедей – лебединая

                                   Стая журавлей – журавлиная

                                   Стая грачей - грачиная

Какая птица весну на крыльях приносит? (скворец)

  Логопед. Дети, мы знаем поговорку « Летит скворец - зиме конец». Что у птиц общего и чем они отличаются?

  Дети. Общее – 2 крыла, две лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья.

              Отличие – размер, цвет оперения, пение, место обитания, гнездования, корм.

  Логопед. Почему весной птицы могут вернуться в родные места?

  Дети. Просыпается вся природа, у птиц появляется корм.

  Логопед. Молодцы, ребята! Действительно, весной птицы возвращаются домой в свои гнезда. Но при перелёте птиц ожидают разные опасности, и птицы могут не долететь до родного дома. Я знаю, у вас доброе сердце, послушайте, как оно стучит.

   Дети прикладывают руку к сердцу.

 Я предлагаю отправиться путешествовать на воздушном шаре навстречу птицам, чтобы помочь им долететь.

  Дети подходят к шару,  берутся за ленточки.

  Теперь мы к шарику пройдём

  И путешествовать начнём.

  Дети выполняют дыхательное упражнение: вдох носом, выдох ртом на звуке (ф)

Полетели! А теперь следите за моей речью. Если я ошибусь, исправьте меня.

              Мы пролетаем над «зелёные леса».

              Мы пролетаем над «широкие поля».

              Мы пролетаем над «высокие горы».

  Дети исправляют неправильно произнесенные логопедом согласования слов.

 А как вы думаете, горы опасны для птиц при перелёте? Почему?

  Рассуждения детей.

Вот мы и перелетели высокие горы, поэтому пора спуститься на полянку около гор.

Дети подходят на «полянку» возле гор.

Давайте посмотрим вокруг, (Обращает внимание на стрелки- указатели, расположенные на полу:  4 штуки – горы, хищники, холод, охотники.)

Видите, сколько препятствий вам нужно преодолеть, чтобы помочь птицам? Вы готовы? Для этого нужно выполнить задания.

1.Глядите, лежат конверты. Давайте поднимем их и  посмотрим, что там внутри.

Дети поднимают конверты по инструкции логопеда.

 Птицы прилетели на поляну, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Если мы правильно сложим разрезные картинки, то узнаем, чем питаются птицы.

Дети работают парами (червячки, комары, лягушки, мушки). Логопед неправильно складывает картинку.

Дети, помогите мне, я не могу справиться с заданием.

 Дети исправляют ошибку.

Логопед. Перечислите, сложенные картинки, как можно назвать всё это одним словом?

Дети. Еда, корм, пища, питание, добыча.

Логопед. Для кого этот корм?

Дети. Для птиц,

Логопед. Чей корм? ( Птичий корм)

Логопед. Чья пища? (птичья пища)

Я думаю, мы одно доброе дело сделали. Отправляемся дальше. ( Убирает первую стрелку.)

2. Звучит запись птичьих криков.

 Логопед. Что случилось? Почему так кричат птицы?

(Вверху «пролетает» макет орла)

Чем опасны хищники?

Дети. Налетают на слабых, уставших птиц, поедают их

Логопед. Давайте, скорее, прогоним орла. Надо сказать скороговорку с разной интонацией. ( Удивленно, испугано, сердито)

« Орёл на горе, перо на орле!»

 Дети повторяют.

Прогнали, молодцы! Успокоились птицы. Можем дальше спокойно выполнить задание.  « ОПИШИ ПТИЦУ»

На фланелеграфе устанавливается контурное изображение грача.

Логопед. Ребята на картинке изображен грач. Для того чтобы он стал ярким и красивым, мы должны сказать как можно больше «ярких» слов. Вспомните, какого цвета у грача глаза?

Дети. Чёрные глаза.

Логопед. Правильно. Эти два слова можно объединить в одно слово. Какой тогда будет грач.

Дети. Черноглазый.

Логопед. Правильно, это первое «яркое» слово. А как сказать в одно слово, что у грача острый клюв?

Дети.  Какой будет грач? «Остроклювый »

Логопед. Правильно, это второе «яркое» слово. А как сказать, что у грача быстрые крылья.

Дети. Быстрокрылый.

Логопед. Правильно, это третье «яркое» слово.

Логопед.  Ребята, назовите все «яркие» слова, которые мы сказали про грача.

Дети. Грач чёрноглазый, остроклювый, быстрокрылый.

Логопед.  Теперь на минутку закроем глазки. (Заменяется картинка на цветное изображение)  Ребятки, мы сказали про грача такие красивые слова, что грач стал «ярким» и красивым.

 

Вот мы справились еще с одним заданием.

Логопед убирает ещё одну стрелку «хищники»

3.Звучит запись» Звуки природы» - вьюга

Логопед. Ой, как холодно стало!

(Проводится психогимнастика)

Птицы пролетают над холодным полюсом. Чем опасен мороз для птиц?

Дети. В полёте у птиц замерзают крылья, и они падают, разбиваясь о камни и скалы.

Логопед. Давайте скорее спасать птиц – согреем их ласковыми словами.

Дети. Ласковое слово, что солнышко.

Логопед. Я произношу слово, а вы  это слово произносите ласково.

Птица - …,соловей -…, скворец - …,лебедь - …,

Л. Давайте продолжим произносить хорошие слова о птицах.

Д. Самый лучший певец – соловей.

     Самый лучший пловец – лебедь.

     Самый лучший строитель – ласточка.

     Самый лучший летун – стриж.

     Самые дружные – скворцы.

Тронь одного – все за него горой!

Л. Опасность миновала! Успокоилась вьюга, и птицы благополучно пролетели.

Убирается ещё одна стрелка.

Раздаётся выстрел из «ружья»

Л. Ребята, что это может быть? Это охотник стреляет в птиц.

Давайте расскажем ему о птицах, чтобы он брал с собой только фоторужьё и любовался птичьими стаями.

А помогут ему ваши рисунки.

Рассказы детей.

Ребята вот и все препятствия позади. И вас теперь можно считать полноправными членами клуба « Любители природы».    

Итог занятия

Л. Дети, мы совершили необычное путешествие. Каждый из нас стал мудрее и умнее.  Что нового и интересного вы узнали? О чём вы хотите рассказать другим детям?

Ответы детей.

Дети, а что мы   еще должны сделать для птиц весной? (показывает скворечник.)

Д. Построить домики скворечники.

Л. Правильно, но об этом мы должны поговорить на следующем заседании клуба « Любителей природы»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."

С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....

календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»

Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели:  «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...