Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_zhurnala_obrazovanie._deti._tvorchestvo.docx | 14.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность детей,
как средство преодоления речевых нарушений.
Нарушения речевого развития детей, будь-то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка.
Совместная со сверстника и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребёнка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
В игре формируется личность ребёнка, реализуются её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.
Театрализованную деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в свободной символической форме. Её основные функции:
- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);
- регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки).
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры-драматизации;
- игры-представления (спектакли).
Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монологу, диалогу). Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Данные упражнения делятся на три вида:
- дыхательные и артикуляционные;
- дикционные и интонационные;
- творческие (со словом).
Ребёнок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.
Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:
Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребёнка в определённый период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значения, какую роль исполняет ребёнок, важно, что он создаёт образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка», «жужжать как пчёлка», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театрализованной деятельности – участие детей в представлениях.
Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, формирования основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение-побуждение, обращение-вопрос, обращение-сообщение); овладение смыслом аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи.
Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений
Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни р...
Консультация для воспитателей Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений
Консультация для воспитателейТеатрализованная деятельность детей,как средство преодоления речевых нарушений...
СООБЩЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений"
Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни р...
Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений
Воздействие театрализованной деятельности на психологическое развитие ребенка основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, миниатюрные формы российского этнического богатства оказывают положит...
«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»
quot;Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений"...
Методическая разработка: «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений ...
Консультация учителя-логопеда на тему: "Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений"
Искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована не ...