Преодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Речевое развитие детей-логопатов характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_narusheniy_slogovoy_struktury_slova_u_doshkolnikov.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Нарушение слоговой структуры слов часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с моторной алалией.
Речевое развитие характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Ребенок нарушает порядок слов в слове, допускает пропуски либо добавляет, заменяет слоги или звуки.
Нарушение слоговой структуры слов, обычно, варьируются от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в самостоятельной речи до грубых нарушений, при повторении 2-х, 3-х сложных слов без стечения согласных с опорой на наглядность.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с нарушением речи на протяжении многих лет, и проявляется снова, как только ребенок сталкивается с новым словом сложной слоговой структуры.
Недостаточная степень коррекции слоговой структуры слов в дошкольном возрасте приводит к возникновению у школьников к дисграфии и дислексии (нарушения письма, чтения), на почве недоразвития языкового анализа и синтеза слов, фонематической дислексии. Возникает психологический дискомфорт, переживания, трудности в общении с окружающими.
Прежде, чем приступить к коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слов логопед обследует ребенка с нарушением речи.
Исследование позволяет определить нарушает ли ребенок звукослоговою структуру отдельных слов и слов в предложении.
Исследование состояния слоговой структуры слов проводится по схеме с учетом общего речевого развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста.
Например, ребенку показывают картинку и называют соответствующее слово, предложение. Затем ребенок повторяет данное слово или предложение.
4 года: кот, вода, стул, мост, спина, банка, фантик, ступенька.
5 лет: самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка.
Сестренка развешивает простыни.
В универсаме продают продукты.
Парашютисты готовятся к прыжку.
6 лет:
Тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик.
Виолончелист укладывает инструмент в футляр.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
Если ребенок допускает стойкие грубые ошибки в отдельных словах, в предложениях и при повторении ошибки сохраняются, ребенку необходима коррекционная работа по развитию слоговой структуры слов.
Логопед выбирает методы, приемы коррекционной работы индивидуально с учетом речевого, интеллектуального развития, возраста, вида речевой патологии.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов включает:
Подготовительный этап:
- Работа на невербальном уровне.
Игры, упражнения на развитие слухового внимания; работа над ритмом; по формированию общей координации движений; мелкой моторики: на координацию, динамическое развитие движений рук, переключение движений и т.д.
- Работа на вербальном уровне.
Игры, упражнения на формирование пространственно-временных представлений; развитие слухового восприятия и т.д.
Коррекционный этап включает несколько уровней:
- работа на уровне гласных звуков;
- работа на уровне гласных звуков слогов;
- работа на уровне гласных звуков слов:
двусложные слова из открытых слогов (вода),
трехсложные слова из открытых слогов (малина),
односложные слова, закрытый слог (кит),
двусложные слова с закрытым слогом (банан),
двусложные слова со стечением согласных в середине слова (ветка),
двусложные слова с закрытым слогом, стечением согласных (альбом),
трехсложные слова с закрытым слогом (петушок),
трехсложные слова со стечением согласных (шахматы)
трехсложные слова со стечением согласных, закрытым слогом (кузнечик),
трехсложные слова с двумя стечениями согласных (кузнечик),
односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (шкаф, бант),
двусложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо),
четырехсложные слова из открытых слогов (пианино).
В процессе работы используются разные виды игр и упражнений, в ходе которых формируется и отрабатывается также:
- фонематический и слоговой анализ слов;
- фонематический и слоговой синтез слов;
- смешанные упражнения на анализ и синтез слов;
- фонематические представления.
Отработка слоговой структуры слов необходимо проводить на материале предложений, чистоговорок, стихов, скороговорок, потешек, прибауток, небольших рассказов, сказок и других текстов.
Логопед подбирает речевой материал, исходя из задач этапа коррекционной работы.
Одновременно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов ведется работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения. Это является необходимым фактором для развития фонематической стороны речи.
Работа с ребенком-логопатом на начальном этапе требует большого числа повторений слов.
Коррекционная работа должна вестись длительно, систематически, от простого к сложному, в игровой форме, с применением наглядности.
Используемая литература:
- Большакова Е.С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). М., Просвещение, 1996.
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб., Детство-Пресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Одним из наиболее трудных для коррекции речевых нарушений является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового. ...
Аспекты коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаяс...