Метод песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми группы ОНР.
проект по логопедии по теме

Буслова Жанна Юрьевна

Метод песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми группы ОНР. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ИГРОТЕРАПИИ В

КООРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С

ДЕТЬМИ ГРУППЫ ОНР

I. Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательско-творческий.

По содержанию: естественно - научный, психолого - педагогический. По числу участников проекта: группа 10 детей с ОНР. По времени проведения: 1 год. По характеру контактов: в рамках МДОУ.

П. Актуальность проблемы

Характерологическими особенностями детей с общим недоразвитием являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики - задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально -волевой сферы. Метод песочной игротерапии обладает мощным ресурсом для коррекционно - развивающей и образовательной работы с детьми данной категории.

Основные преимущества этого метода:

 В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувственность, «мануальный интеллект» ребенка;

 Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;

 Игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;

 Следствием решения проблем в социально - эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;

 Игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.

III. Цель проекта

Обоснование эффективности использования метода песочной игротерапии в педагогической практике для коррекции тяжелых нарушений речи и эмоционально - волевой сферы воспитанников.

IV. Задачи проектной деятельности

 Приобрести знания и умения, выявить стиль ситуативной коммуникации как отражение общего характера взаимодействия «вокруг песочницы».

 Проследить динамику формирования коммуникативных навыков и развития социально - волевой сферы у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, в обучении которых применяется метод песочной игротерапии.

•        Разработать перспективное планирование по песочной
игротерапии
 для старшей группы.

V. Обеспечение проектной деятельности

/. Методическое

А)    Изучение    литературы    по    проблеме    (список    литературы прилагается).

Б)     Участие     в     районных     и     внутрисадовых     методических мероприятиях: семинарах, мастер  классах, тренингах.

В) Участие в работе педагогических советов МДОУ (консультация прилагается).

2. Материально - техническое.

Песочница 6 штук разного цвета. Журнальные столики покрытые клеенкой, на которые ставятся песочницы.

Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок.

«Коллекция»   миниатюрных   фигурок,   отражающих   окружающий мир.

Кувшин с водой для увлажнения песка. Опрыскиватель.

Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, семена, веточки и т.д.):

- поднос с песком для рисования пальцем;

- емкость с песком в которую можно зарывать игрушки и другие предметы;

- емкость для имитации песчаной бури, резиновый шланг, резиновая груша.

3. Диагностика - дидактическое

Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно -количественных представлений у дошкольников.

Конспект занятия «Знакомство с Песочным человечком».

Игры,        направленные          на       развитие          тактильно
кинестетической
 чувствительности и мелкой моторики рук.

Игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррекции звукопроизношения.

Диагностическая методика по определению        уровня
формирования
 коммуникативных умений и развития социально - волевой
сферы
.

VI. Предполагаемый результат

Сформированные коммуникативные навыки общения, эмоционально-волевая сфера.

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Развитость тактильно - кинестетической чувственности и мелкой моторики.

Получение первого опыта рефлексии (самооценки).

Систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания о песке и его свойствах.

Создание коллекции разных видов песка.

Изготовление песочных часов.

Макет «Пустыня».

Макет «Морское дно».

Выставка детских работ из песка совместно с родителями.

V. Обеспечение проектной деятельности I. Методическое

А)    Изучение    литературы    по    проблеме    (список    литературы прилагается).

Б)     Участие     в     районных     и     внутрисадовых     методических мероприятиях: семинарах, мастер - классах, тренингах.

В) Участие в работе педагогических советов МДОУ (консультация прилагается).

2. Материально - техническое.

Песочница 6 штук разного цвета. Журнальные столики покрытые клеенкой, на которые ставятся песочницы.

Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок.

«Коллекция»   миниатюрных   фигурок,   отражающих   окружающий мир.

Кувшин с водой для увлажнения песка. Опрыскиватель.

Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, семена, веточки и т.д.):

- поднос с песком для рисования пальцем;

- емкость с песком в которую можно зарывать игрушки и другие предметы;

- емкость для имитации песчаной бури, резиновый шланг, резиновая груша.

УН. Предмет экспериментального исследования

Педагогические условия, необходимые для эффективного использования песочной игротерапии для развития коррекционно -развивающих навыков и социально - волевой сферы у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.

VIII. Гипотеза   проекта

Если реализовать многогранные возможности песочной игротерапии, то возможна более качественная коррекция речи и эмоционально - волевой сферы детей данной категории.

I..   Методы   проекта

Наблюдение; совместные игры; мониторинговые процедуры; обучающие, проективные игры; познавательные игровые занятия; игры-сказки; песочные спектакли.

X.Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ «Детский сад  14» с детьми - в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами - в условиях проведения активной методической работы.

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I.   Подготовительный этап (сентябрь)

1. Поставила цель, исходя из интересов и потребностей детей.

2. Обозначила «детскую цель» проекта

3. Намечаю план движения к цели.

4. Обращаюсь за помощью к специалистам: психолог, инструктор по физ., муз. Работник - составлена модель проекта.

5. Познакомила родителей с нашим проектом, вместе обсудили проблему, возможности песочной игротерапии.

П. Практическая деятельность (октябрь - март)

1. Проводила игры, занятия, пальчиковую гимнастику, изготавливали макеты по перспективному плану.

2. Работу осуществляла через:

- игровую деятельность;

- предметно-развивающую среду;

- работа с родителями;

- тесный контакт со старшим воспитателем, психологом, муз. Работником, инструктором по физ., логопедом - рекомендации по реализации проекта.

III. Обобщающий - итоговый (март - май)

1. Выступление на педсовете по теме «Песочная игротерапия в коррекционно - развивающей работе с детьми ОНР» (Март).

2. Совместные творческие работы родителей и детей: поделки, рисунки, макеты (апрель).

3. Выставка работ  поделок из песка (май).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

1. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

2. Самостоятельная деятельность.

3. Индивидуальная работа.

4. Организация предметно - развивающей среды.

5. Работа с родителями.

6. Игровая деятельность.

7. Опыты, эксперименты.

  1. Выполнение пальчиковой гимнастики в песочнице

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Наблюдение за игрой детей в песочнице.

2. Навыки бережного обращения к песку, умение следить за его чистотой.

3. Правила поведения в песочнице, гармоничное общение с другими.

4. Проведение опытов и экспериментов с песком и водой.

5. Рассматривание открыток, фотографий, вырезок из журналов с изображением поделок из песка.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1. Библиотека по игротерапии.

2. Поднос с песком.

3. Иллюстрационный материал.

4. Емкость имитации бури песчаной.

5. Коллекция песка.

6. Игры с песком.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Привлекать родителей к сбору материала по песочной игротерапии (иллюстрации, открытки). - Сентябрь

2. Круглый стол «О пользе песочной игротерапии». - Октябрь

3. Организация и пополнение предметно-развивающей среды (песочницы, коллекция песка, песочные часы, дидактический материал). - Октябрь, февраль.

4. Домашние задания индивидуальные для совместного труда ребенка с родителями. - Ноябрь

5. Предложить мамам, папам, дедушкам, бабушкам рассказать о своем впечатлении от общения с песком. - Январь

6. Изготовление макетов. - Март, апрель.

7. Выставка совместных работ из песка (рисунки, поделки и т.д.) - Май.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Побуждать детей к развертыванию игр в песке.

2. Стимулировать использование предметов заместителей, атрибутов, изготовленных в уголке ручного труда, на занятиях ИЗО.

3. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

  1. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр - фантазий, продумывание сказок о песочной стране

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. Систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания о песке и его свойствах.

2. Создание коллекции разных видов песка.

3. Изготовление песочных часов.

4. Макет «Пустыня».

5. Макет «Морское дно».

6. Выставка детских работ из песка совместно с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР.

Эффективное использование песочной террапии при работе с детьми с речевыми нарушениями...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель-логопед может сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию свя...

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В работе представлены игры-упражнения с использованием метода песочной  игротерапии с детьми с ТНР....

«Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

laquo;Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...