Метод песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми группы ОНР.
проект по логопедии по теме
Метод песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми группы ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_pesochnoy_igroterapii_v_korrekcionno-razvivayushchey_rabote_s_detmi_gruppy_onr.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ИГРОТЕРАПИИ В
КООРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ ГРУППЫ ОНР
I. Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательско-творческий.
По содержанию: естественно - научный, психолого - педагогический. По числу участников проекта: группа 10 детей с ОНР. По времени проведения: 1 год. По характеру контактов: в рамках МДОУ.
П. Актуальность проблемы
Характерологическими особенностями детей с общим недоразвитием являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики - задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально -волевой сферы. Метод песочной игротерапии обладает мощным ресурсом для коррекционно - развивающей и образовательной работы с детьми данной категории.
Основные преимущества этого метода:
• В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувственность, «мануальный интеллект» ребенка;
• Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
• Игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;
• Следствием решения проблем в социально - эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;
• Игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.
III. Цель проекта
Обоснование эффективности использования метода песочной игротерапии в педагогической практике для коррекции тяжелых нарушений речи и эмоционально - волевой сферы воспитанников.
IV. Задачи проектной деятельности
• Приобрести знания и умения, выявить стиль ситуативной коммуникации как отражение общего характера взаимодействия «вокруг песочницы».
• Проследить динамику формирования коммуникативных навыков и развития социально - волевой сферы у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, в обучении которых применяется метод песочной игротерапии.
• Разработать перспективное планирование по песочной
игротерапии для старшей группы.
V. Обеспечение проектной деятельности
/. Методическое
А) Изучение литературы по проблеме (список литературы прилагается).
Б) Участие в районных и внутрисадовых методических мероприятиях: семинарах, мастер — классах, тренингах.
В) Участие в работе педагогических советов МДОУ (консультация прилагается).
2. Материально - техническое.
Песочница 6 штук разного цвета. Журнальные столики покрытые клеенкой, на которые ставятся песочницы.
Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок.
«Коллекция» миниатюрных фигурок, отражающих окружающий мир.
Кувшин с водой для увлажнения песка. Опрыскиватель.
Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, семена, веточки и т.д.):
- поднос с песком для рисования пальцем;
- емкость с песком в которую можно зарывать игрушки и другие предметы;
- емкость для имитации песчаной бури, резиновый шланг, резиновая груша.
3. Диагностика - дидактическое
Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно -количественных представлений у дошкольников.
Конспект занятия «Знакомство с Песочным человечком».
Игры, направленные на развитие тактильно
кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррекции звукопроизношения.
Диагностическая методика по определению уровня
формирования коммуникативных умений и развития социально - волевой
сферы.
VI. Предполагаемый результат
Сформированные коммуникативные навыки общения, эмоционально-волевая сфера.
Повышение уровня мотивации к занятиям.
Развитость тактильно - кинестетической чувственности и мелкой моторики.
Получение первого опыта рефлексии (самооценки).
Систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания о песке и его свойствах.
Создание коллекции разных видов песка.
Изготовление песочных часов.
Макет «Пустыня».
Макет «Морское дно».
Выставка детских работ из песка совместно с родителями.
V. Обеспечение проектной деятельности I. Методическое
А) Изучение литературы по проблеме (список литературы прилагается).
Б) Участие в районных и внутрисадовых методических мероприятиях: семинарах, мастер - классах, тренингах.
В) Участие в работе педагогических советов МДОУ (консультация прилагается).
2. Материально - техническое.
Песочница 6 штук разного цвета. Журнальные столики покрытые клеенкой, на которые ставятся песочницы.
Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок.
«Коллекция» миниатюрных фигурок, отражающих окружающий мир.
Кувшин с водой для увлажнения песка. Опрыскиватель.
Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, семена, веточки и т.д.):
- поднос с песком для рисования пальцем;
- емкость с песком в которую можно зарывать игрушки и другие предметы;
- емкость для имитации песчаной бури, резиновый шланг, резиновая груша.
УН. Предмет экспериментального исследования
Педагогические условия, необходимые для эффективного использования песочной игротерапии для развития коррекционно -развивающих навыков и социально - волевой сферы у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.
VIII. Гипотеза проекта
Если реализовать многогранные возможности песочной игротерапии, то возможна более качественная коррекция речи и эмоционально - волевой сферы детей данной категории.
I.. Методы проекта
Наблюдение; совместные игры; мониторинговые процедуры; обучающие, проективные игры; познавательные игровые занятия; игры-сказки; песочные спектакли.
X.Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ «Детский сад № 14» с детьми - в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами - в условиях проведения активной методической работы.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Подготовительный этап (сентябрь)
1. Поставила цель, исходя из интересов и потребностей детей.
2. Обозначила «детскую цель» проекта
3. Намечаю план движения к цели.
4. Обращаюсь за помощью к специалистам: психолог, инструктор по физ., муз. Работник - составлена модель проекта.
5. Познакомила родителей с нашим проектом, вместе обсудили проблему, возможности песочной игротерапии.
П. Практическая деятельность (октябрь - март)
1. Проводила игры, занятия, пальчиковую гимнастику, изготавливали макеты по перспективному плану.
2. Работу осуществляла через:
- игровую деятельность;
- предметно-развивающую среду;
- работа с родителями;
- тесный контакт со старшим воспитателем, психологом, муз. Работником, инструктором по физ., логопедом - рекомендации по реализации проекта.
III. Обобщающий - итоговый (март - май)
1. Выступление на педсовете по теме «Песочная игротерапия в коррекционно - развивающей работе с детьми ОНР» (Март).
2. Совместные творческие работы родителей и детей: поделки, рисунки, макеты (апрель).
3. Выставка работ — поделок из песка (май).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
2. Самостоятельная деятельность.
3. Индивидуальная работа.
4. Организация предметно - развивающей среды.
5. Работа с родителями.
6. Игровая деятельность.
7. Опыты, эксперименты.
- Выполнение пальчиковой гимнастики в песочнице
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Наблюдение за игрой детей в песочнице.
2. Навыки бережного обращения к песку, умение следить за его чистотой.
3. Правила поведения в песочнице, гармоничное общение с другими.
4. Проведение опытов и экспериментов с песком и водой.
5. Рассматривание открыток, фотографий, вырезок из журналов с изображением поделок из песка.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1. Библиотека по игротерапии.
2. Поднос с песком.
3. Иллюстрационный материал.
4. Емкость имитации бури песчаной.
5. Коллекция песка.
6. Игры с песком.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Привлекать родителей к сбору материала по песочной игротерапии (иллюстрации, открытки). - Сентябрь
2. Круглый стол «О пользе песочной игротерапии». - Октябрь
3. Организация и пополнение предметно-развивающей среды (песочницы, коллекция песка, песочные часы, дидактический материал). - Октябрь, февраль.
4. Домашние задания индивидуальные для совместного труда ребенка с родителями. - Ноябрь
5. Предложить мамам, папам, дедушкам, бабушкам рассказать о своем впечатлении от общения с песком. - Январь
6. Изготовление макетов. - Март, апрель.
7. Выставка совместных работ из песка (рисунки, поделки и т.д.) - Май.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Побуждать детей к развертыванию игр в песке.
2. Стимулировать использование предметов заместителей, атрибутов, изготовленных в уголке ручного труда, на занятиях ИЗО.
3. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
- Побуждать к проведению режиссерских игр, игр - фантазий, продумывание сказок о песочной стране
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания о песке и его свойствах.
2. Создание коллекции разных видов песка.
3. Изготовление песочных часов.
4. Макет «Пустыня».
5. Макет «Морское дно».
6. Выставка детских работ из песка совместно с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР.
Эффективное использование песочной террапии при работе с детьми с речевыми нарушениями...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель-логопед может сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию свя...
Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи...
Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
В работе представлены игры-упражнения с использованием метода песочной игротерапии с детьми с ТНР....
«Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
laquo;Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...