Предрасполагающие факторы речевых нарушений у детей в раннем возрасте.
статья по логопедии по теме
Ученые отмечают, что в последние десятилетия заметно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к логопеду такие дети попадают преимущественно только перед школой, в лучшем случае – после пяти лет. В результате упускается самый значительный и эффективный для речевого развития ребенка возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predraspolagayushchie_faktory_rechevyh_narusheniy_u_detey_v_rannem_vozraste.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Предрасполагающие факторы речевых нарушений у детей в раннем возрасте.
Ученые отмечают, что в последние десятилетия заметно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к логопеду такие дети попадают преимущественно только перед школой, в лучшем случае – после пяти лет. В результате упускается самый значительный и эффективный для речевого развития ребенка возраст, который длится, как считают японские ученые, до трех лет. Русские ученые сензитивный период растягивают до четырех-пяти лет.
На мой взгляд, чем больше срок патологической речи, тем больше сил и времени потребуется для коррекции. Ни в коем случае не ждите пяти лет. Многие речевые дефекты необходимо исправлять с двух лет (заикание, искажение в виде межзубного произношения звуков и др.). Главное не откладывайте свой первый визит к логопеду. Грамотный специалист даст вам необходимый совет. Если своевременно не исправить речевые нарушения, то с поступлением в школу у ребенка число проблем значительно возрастает, так как к нарушениям устной речи присоединяются проблемы с письменной - в виде дисграфий (нарушения письма), дислексий (чтения).
Тот минимум знаний, которые предлагает эта работа, любовь и внимательное отношение к ребенку помогут вам, дорогие родители, своевременно заметить предрасполагающие факторы, провести первичную раннюю диагностику и обратиться за советом и помощью к специалисту.
Ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат с полуторамесячного возраста, издавая различные звуки и звукосочетания. В предречевых голосовых реакциях можно различать те звуки, которые позже смогут стать элементами членораздельной речи. У всех нормально развивающихся детей наблюдается определенная последовательность в развитии предречевых реакций. Хорошо если родители будут знать о них, что позволит своевременно прореагировать на те или иные отклонения.
Голосовые функции в доречевой период развития.
Возраст детей в месяцах | Голосовые реакции |
1.5 | Гуление: а-а-а и т.д. |
2-3 | Гу-гу, бу-бу, эы и др. |
4 | Свирель:аль-ле-е-лы-агы-аы и т.д. |
7-8,5 | Лепет: произносят слоги (ба-ба, да-да и т.д.) |
8,5-9,5 | Модулированный лепет: повторяют слоги с разнообразными интонациями |
Обучение артикуляции звуков речи – очень сложная задача. Несмотря на то, что в произнесении звуков ребенок начинает упражняться с полуторамесячного возраста, ему требуется почти три года для того, чтобы овладеть этим искусством. Гуление, свиристель, лепет, модулированный лепет являются своего рода игрой и доставляют ребенку удовольствие. Малыш на протяжении нескольких минут повторяет один и тот же звук и тренируется в артикуляции звуков речи.
При первых проявлениях гуления матери или кому-то из близких необходимо как можно больше «разговаривать» с младенцем, повторяя за ним: «а-а-а! а-гу!» и т.д. Ребенок будет оживленно подхватывать эти звуки и повторять их за вами. Это, естественно, будет способствовать более быстрому развитию все более сложных предречевых реакций. Ребенок начинает произносить целые монологи.
Если с ребенком не занимаются, то гуление и лепет у него довольно быстро прекращаются. И ещё нужно, чтобы малыш всегда был сухим, сытым и теплым, а главное имел эмоциональное общение со взрослыми. На фоне радостного оживления все голосовые реакции становятся выразительными и стойкими. Длятся они до 15 минут. В шумной обстановке голосовые реакции тормозятся. Если в комнате звучит громкая музыка или разговаривают между собой взрослые, шумят другие дети, ребенок очень скоро умолкает.
Этапы развития речи.
1 год 6 мес.- 1 год 8 мес. | Все существительные употребляются в единственном числе, в именительном падеже. Появляются попытки связать два слова во фразу: «Мама, дай!». Усваивается повелительное наклонение глаголов, так как оно выражает желание ребёнка и имеет для него важное значение: «Иди-иди!», «Дай-дай!» |
1 год 8 мес.- 1 год 10 мес. | Появляются формы множественного числа, так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна |
1 год 10 мес.- 2 года | Словарь увеличивается до 300 слов. Имена существительные – 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%, союзы отсутствуют. Преобладание первого вопроса: «Что это?» (первый период вопросов) |
3-й год | Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться по отношению к предметам и пространству (падежи) и во времени (времена глаголов). Сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Полное овладение падежными формами происходит значительно позже. Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года – соединительные союзы и местоимения |
4-5 лет | Условная форма придаточных предложений. Длинные фразы. Монологи. Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов: «Почему?» |
Ранняя диагностика – залог успеха профилактических и коррекционных мероприятий.
Первый крик ребенка при родовой деятельности уже говорит о сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в психомоторном и речевом развитии ребенка. Если крик у него слабый, монотонный, немодулированный, то это должно насторожить взрослых.
Ранний отказ от грудного вскармливания – другой настораживающий фактор. Возможно, что у ребенка ослаблена (паретична) круговая мышца рта, принимающая активное участие в сосательном акте. В этом случае у детей часто при кормлении грудью подтекает молоко. Причина заключается в одно- или двустороннем парезе губ.
Нельзя равнодушно относиться к тому, что многие дети в грудном возрасте захлебываются пищей, при этом для них характерны постоянные отрыжки. Причиной отрыжек может стать слабость нёбно-глоточного затвора в результате пареза каудальной группы черепно-мозговых нервов. Эта же причина может вызвать у ребенка назальный оттенок голоса (незначительную гнусавость, говорит в нос).
Признаки неврологической симптоматики: сглаженность носогубных складок, спастичность (напряженность) верхних конечностей (рук), слабость глазодвигательных нервов, неумение следить за яркой движущейся игрушкой. Любящие родители уделяют своему ребенку как можно больше внимания. Они общаются с ним, играют, ежедневно проводят массаж, делают с ним гимнастику, подбирая в комплекс упражнения для рук, ножек, мышц спины и живота.
Особое внимание в первый год жизни нужно уделять развитию мелкой моторики рук, потому что центры, ответственные за речь, движения руки, губ, языка, нижней челюсти, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым как бы готовим почву для качественных артикуляторных движений. Наши предки интуитивно чувствовали это и проводили всевозможные игры с пальчиками: «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит».
Помимо игр, развивающих ручной праксис, хорошо проводить массаж пальцев, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону. Необходимо массировать каждый пальчик в отдельности до десяти раз. В зимнее время года прекрасно оправдали себя растирания рук снегом – искусственная локальная гипотермия (ИЛГ), которые улучшают кровообращение, нормализуют мышечный тонус.
Родители должны как можно больше общаться с ребенком, особенно в доречевой период, много с ним разговаривать, играть. Хорошо, если ребенок узнает близких, проявляет комплекс оживления, различает их по голосу, поворачивает головку на зов, следит за губами говорящего, пытается подражать ему. Любовь к ребенку, внимательное отношение, полноценное общение с ним – все это способствует полноценному речевому развитию, воспитанию слухового восприятия, становлению и развитию фонематического слуха.
Задержка гуления, отсутствие интонированности, запаздывание фазы лепета (в норме он появляется к 4-6 месяцам), его необращенность к взрослому – все эти признаки должны насторожить взрослых, так как они являются симптомами будущих речевых проблем. Лепет у таких детей обычно характеризуется фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов. Согласные не дифференцируются по признакам: звонкие-глухие, твердые-мягкие. Бедность интонации иногда компенсируется выразительностью мимики, глаз. Словарь накапливается медленно. Первые слова могут появиться лишь к 2-3 годам. Фраза формируется ещё позже, для неё характерны невнятность, скомканность, свёрнутость. В фонетическом плане речь у ребенка неразборчива, говорит «будто каша во рту», страдает вся просодическая сторона речи (сила голоса, его выразительность, темп, тембр, интонация). Позднее развитие речи не должно оставлять родителей спокойными. Нельзя ждать. Пока ребенок «выговорится». Только ранняя диагностика, своевременная профилактика и коррекция речевых проблем помогут вам совместно с ребенком успешно преодолеть речевые кризисы и достигнуть высоких, устойчивых результатов во всестороннем развитии малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспит...
"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".
Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...
Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...
Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.
Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....
Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"
Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...