Влияние правильного дыхания на организм педагога
статья по логопедии по теме

Правильное дыхание - основа звучного голоса, который так необходим тем людям, чья работа связана с большой нагрузкой на речевой аппарат, особенно в условиях монологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_dyhatelnyh_uprazhneniy_na_organizm_cheloveka.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Человек может долгое время (недели и месяцы) - обходиться без пищи, пару дней не пить воду, но без дыхания жизнь прекращается через несколько минут.

  В подавляющем большинстве случаев все дышат, как придется, как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, водить автомобиль. Правильному дыханию учатся немногие. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, "садится" голос, "пересыхает" во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу.

  Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание. Значит, дыхание нужно ставить? Да, это так.

  С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.

  Современный человек зачастую утратил ритм естественного дыхания, которым в совершенстве владели наши предки. Их простой образ жизни на свежем воздухе, охота, рыбная ловля, земледелие, длительная ходьба, рубка леса и т. п. обеспечивали естественные упражнения для мышц, участвующих в дыхательном процессе.

  В век научно-технического прогресса, механизации, автоматизации труда и быта человек часто не получает достаточного количества естественных упражнений для дыхательных мышц, что ведет к ослаблению функций некоторых органов, а в результате — поверхностное дыхание. Кроме того, напряженный умственный труд вынуждает ученых, научных работников, учащихся много часов подряд находиться в закрытых, душных помещениях, сидя за столом, что плохо сказывается на физическом развитии (узкие плечи, сутулость, впалая грудь), приводит к нарушению дыхательного процесса и, как следствие последнего, — к болезням верхних дыхательных путей, легких, к бронхиальной астме, атеросклерозу и т. п.

  Итак, социальные факторы вызвали биологические изменения в организме человека. Физиология не успевает приспосабливаться к изменениям окружающей среды, и поэтому мы должны искусственно помочь себе, тем более, что дыхание — одна из главных функций организма, важнейшее условие жизни. Большинство людей страдает поверхностным дыханием. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема кислорода, на который рассчитаны легкие. Изменив свое поверхностное дыхание, вы обретете новый голос, а также сбалансируете нервную систему, ускорите обмен веществ, повысите энергeтический уровень организма.

  Поскольку же дыхание связано также и с голосообразованием и формированием речи, то овладение правильным дыханием необходимо для каждого преподавателя, лектора, чья работа связана с большой нагрузкой на речевой аппарат, тем более в условиях монологической речи.

  В наши дни, когда уровень речевой и коммуникативной культуры стремительно падает, нужно в первую очередь узким специалистам в области коррекции речевых расстройств осознать необходимость повышения собственной речевой компетентности. К сожалению, нередки случаи, когда речь человека не соответствует его достаточно высокому профессиональному уровню и мешает самоутверждению и профессиональному самоопределению. Всего этого можно избежать, если овладеть основами речевой деятельности: техникой, логикой, культурой речи.

  Нередко можно слышать жалобы педагогов, лекторов на голос, который их «подводит» — появляются сип, хрипота, начинает першить в горле, голос «садится» к концу выступления. Исправить положение может совершенствование речевой техники. Правда, встречаются голоса, поставленные самой природой, но такие случаи крайне редки. И все-таки можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широкий диапазон. Для этого его надо «воспитать», «поставить», то есть развить и укрепить.

Итак, как же воспитать и поставить голос?

Физическая основа звучности голоса — правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь изменяет звуковую окраску голоса.

Воспитать и поставить голос — это значит:

а) натренировать навык правильного диафрагмально-реберного дыхания;

   б) научиться пользоваться резонаторами (усилителями звука).

Для дыхательных упражнений сидя можно выбрать положение на полу или на стуле, кому как удобно. Также многие дыхательные упражнения выполняются стоя. Помните: дышите только через нос, концентрируясь на звуке и ощущениях воздуха, поступающего в ваш организм. Это поможет вам сосредоточиться на процессе дыхания и остановить поток навязчивых мыслей. Дыхательные техники помогут вам настроиться на выступление перед основным   или расслабиться после него, сконцентрироваться для медитации или избежать губительных последствий стресса в любое время дня.

Дыхание, оживляющее нервную систему

Цель:развивает нервную силу,

          позволяет набирать энергию,

          поднимает жизнеспособность всего организма,  

          происходит давление на жизненно важные органы, таким образом они мягко массируются и активизируют функции, которые должны выполнять,

Исходное положение: стоя, спина прямая, плечи развернуты, руки свободно свисают вдоль тела.

Сделайте полный вдох и задержите дыхание. Затем вытяните руки перед собой, но не напрягаясь. Медленно отведите руки назад, постепенно сильнее напрягая мышцы и как бы посылая в них жизненную энергию. Когда руки будут на одной линии с плечами, кулаки должны быть сжаты, а в руках вы должны чувствовать дрожание. Не отпуская напряжения, разожмите кулаки и быстро отведите руки еще дальше назад. Затем с силой выпустите воздух из легких. Опустите руки и расслабьтесь.

Дыхание, развивающее голос.

Цель: укрепляет связки, тренирует дыхательный аппарат и лицевые мускулы,

            наполняет голос интонационной выразительностью, окраской.

Исходное положение: стоя, спина прямая, руки свободно свисают вдоль тела.
Медленно-медленно с силой вдыхаем носом воздух, пока легкие не заполнятся полностью. Задерживаем дыхание на несколько секунд и с силой выдыхаем широко раскрытым ртом. Стоя перед зеркалом, вытягиваем губы трубочкой и свистим, отмечая при этом, каковы форма рта и выражение лица. Затем скажите что-нибудь или спойте в своей обычной манере. Потом опять свистим и, не меняя выражения лица, попробуем что-нибудь пропеть. Слышите, как прекрасно и сильно вибрируют ваши связки, какой получается чистый тон.

Обратите внимание на то, что не стоит пытаться так дышать постоянно.

Возбуждение клеток легких

Это упражнение надо начинать делать очень осторожно. Если вы немного переусердствуете, может появиться легкое головокружение. В этом случае оставьте упражнение на несколько дней, а чтобы снять головокружение, немного отдохните и пройдитесь на свежем воздухе.

Цель: оживляет  атрофировавшиеся клеточки легких,

           активизирует клеточные функций, приводящие организм в состояние свежести и полноты сил,

           вентилирует и прочищает легкие.

Исходное положение: стоя, спина прямая, руки свободно свисают вдоль тела.
Медленно наполните легкие воздухом через нос. Во время вдоха слегка постукиваем кончиками пальцев по всей поверхности груди. Полностью вдохнув, задерживаем дыхание и несильно растираем грудь ладонями. Делаем спокойный выдох. Задержите дыхание, затем выдуйте еще немного. Повторяйте это, пока ваши легкие не освободятся от воздуха.

Дыхание в движении.

Дыхание, показанное в нем, не является рекомендацией к постоянному дыханию, но покажет вам и вашему организму, что и при ходьбе можно соблюдать ритм дыхания и его постоянную глубину

Цель: формирует привычку правильно и полно дышать в статичном положении,   в движении,

        восстанавливает ритмичность вдохов и выдохов,

         предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, заболеваний

          органов дыхания,

          стимулирует   кровеносные сосуды головного мозга.

Исходное положение: ровный шаг, плечи отведены назад, подбородок приподнят.

Медленно вдыхаем, мысленно считая до 8, на каждый счет делаем шаг. Вдох заканчиваем на счет 8. Также медленно начинаем выдыхать через нос и считаем шаги до 8. На 8-м шаге выдох должен закончиться. Повторяем упражнение до появления легкой усталости.

Если вам трудно вдыхать на счет 8, можно делать это на счет 4.

Утреннее дыхательное упражнение

Цель: пробуждает  все органы и каждую клеточку организма,

            сохраняет  молодость, здоровье. Исходное положение: стоя, спина прямая, плечи распрямлены, руки прижаты вдоль тела, колени вместе. Медленно приподнимаемся на цыпочки, делая медленный полный вдох носом. Задерживаем дыхание на несколько секунд и остаемся в этом положении. Выдыхая так же медленно, опускаемся на полную ступню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Влияние игровых упражнений на формирование правильного дыхания детей дошкольного возраста»

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга....

Мастер-класс для педагогов "Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений"

Вашему вниманию предложены игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста, которые могут использовать в своей практике не только логопеды, психологи, воспитатели, но и р...

"Правильное дыхание полезно для здоровья!" консультация для педагогов и родителей

Буклет для педагогв и родителей по развитию правильного дыхания....

Влияние правильного дыхания на развитие речи

Правильное дыхание очень важно для формирования речи, оно влияет на развитие голоса, звукопроизношение, артикуляцию. Дети с ослабленным вдохом и выдохом, говорят тихо, недоговаривают сл...

Влияние правильного дыхания на развитие речи

Этот материал предназначен для оформления стенда для родителей, для проведения консультаций с родителями. Здесь вы узнаете значение речевого дыхания, познакомитесь с играми по развитию воздушной струи...

Мастер-класс для педагогов «Правильное дыхание - хорошее здоровье, красивая речь!»

Цель: показать значение дыхательной гимнастики как средства профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе проведения дыхате...