ребусы-это загадки с буквами
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме
Конспект фронтального занятия с детьми подготовительной к школе группы для детей с ОНР. Развитие мыслительных и фонематических процессов при решении различных типов ребусов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebusy_eto_zagadki_s_bukvami.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ № 39
Колпинского района г. Санкт- Петербурга
Конспект фронтального логопедического занятия
в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Тема: «Ребус – это загадки с буквами»
Учитель-логопед
Вагина С.Б.
Цели:
Развивать мыслительные процессы при знакомстве детей с разными видами ребусов.
Образовательные задачи:
1.Формировать умение детей отвечать на вопросы полным предложением
2. Развивать навыки диалогической речи
3.Учить ориентироваться во временных и родственных отношениях
4.Развивать умение концентрировать внимание, логическое мышление, кратковременную память
5. Расширять кругозор, развивать любознательность
Коррекционные задачи:
1 . Формировать фонематические процессы анализа и синтеза
2 Развивать фонематический слух
3. Закреплять оптический образ букв
4 . Закреплять лингвистическую терминологию: звук, буква, слово, гласный, согласный
5. Развивать чувство языка при образовании слов - признаков суффиксальным способом и
сложением корней.
6. Совершенствовать навыки мотивированного ответа
7. Совершенствовать навыки объяснения значения слов
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать уважение к родителям, укреплять родственные связи.
2.Воспитывать дружеские отношения между детьми
Материал для занятия: портреты родителей, нарисованные детьми, на листе написаны имена детей и их пап, ребусы «радуга», «друг», «кит», иллюстрация «Тройка лошадей», колокольчик, книга самодельных ребусов, карточки со словами - квазиомонимами, звуковые фишки, «Песенка друзей» в аудиозаписи, мультфильм «Кит и кот», подписанные листы бумаги, карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед . Здравствуйте дети. Какие вы красивые! Давайте поприветствуем друг друга улыбками. А теперь пройдем за рабочие столы, на то место, где написано ваше имя. Сядьте сначала зеленоглазые девочки, потом кареглазые девочки, затем голубоглазые девочки. А теперь, пожалуйста, мальчики: рыжеволосые, светловолосые. А какие остались?
Дети. Остались темноволосые мальчики.
Логопед Правильно, и они садятся на свои места.
2.Беседа с детьми
Логопед Все вы: и зеленоглазые, и светловолосые похожи на кого-то. Догадайтесь на кого?
Дети. На своих родителей.
Логопед Чем вы похожи на своих родителей? Какие черты у вас есть мамины? Папины? А может есть и бабушкины? Дедушкины?
Дети называют черты внешнего сходства с родителями, с родственниками.
Логопед Вы хотели бы походить на своих родителей? Чем, какими чертами характера?
Дети перечисляют качества родителей, рассказывают об их увлечениях.
Логопед Ну и у каждого из вас есть фамилия. Чья у тебя фамилия?
Дети. Мамина, папина, дедушкина…
Логопед А еще есть у каждого отчество, по которому мы можем узнать имя папы. Мое отчество Борисовна. Значит моего папу зовут…
Дети. Борис.
Логопед Как зовут твоего папу? Значит твое отчество…
Дети. Называют имена своих пап и свои отчества (могут использовать лист- подсказку, где написаны имена детей и их пап)
Логопед Может вам нравится профессии родителей. Кто кем работает? Не хотите ли вы последовать их примеру?
Дети. Называют профессии родителей и свои пожелания по выбору будущей профессии.
3. Работа с ребусами
Логопед Да, вы у нас очень воспитанные, умные, сообразительные дети, как и ваши родители. Мы с вами знаем даже как решать ребусы. А что это такое - ребусы?
Дети. Ребусы - это загадки с буквами.
Логопед Показывает ребус с картинками «радуга» Что вы видите?
Дети. Буквы и картинку.
Логопед Что такое дуга?
Дети высказывают свои предположения
Логопед .Это старинная вещь из тех времен, когда еще не было автомобилей, поездов и самолетов, а главным транспортом были лошади. Дуга- это такая гнутая палка, на которой прикреплен колокольчик для лошадки. ( показывает иллюстрацию.) А зачем нужен колокольчик?
Дети. Колокольчик нужен, чтобы было слышно, где бежит лошадка.
Логопед Давайте прокатимся на лошадке.
Дети, стоя за стульчиками, выполняют артикуляторные упражнения «Лошадка», «Кучер» под звуковое сопровождение колокольчика.
Логопед Вернемся к нашей загадке. Назовите сначала буквы, которые видите на карточке - я их запишу, а потом назовите по порядку звуки в слове «дуга».
Дети. Р – а - д- у –г –а
Логопед Посмотрите, какое слово получилось. Что такое-радуга?
Дети. Радуга - природное явление, бывает после дождя.( Дети делятся впечатлениями из опыта по теме.)
Логопед А теперь усаживайтесь поудобнее в мягком уголке у компьютере , я покажу вам отрывок из сказки «Кит и кот», которую написал Борис Заходер:
В этой сказке нет порядка:
Что ни слово - то загадка!
Вот что сказка говорит:
Жили-были КОТ и КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит, днем храпит.
КОТ плывет по океану.
КИТ из блюдца есть сметану.
Ловит КИТ мышей на суше.
КОТ на море бьет баклуши!
КИТ царапался, кусался,
Если ж был неравен спор -
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит в глубину...
КИТ любил залезть повыше.
Ночью песни пел на крыше.
Позовешь его:
- Кис, кис! -
Он охотно спрыгнет вниз.
Тут какая-то загадка!
В этой сказке нет порядка!
Логопед Жили- были кит и кот. Посмотрите, а теперь наоборот. Это тоже ребус. А решать его очень просто. Вы догадались, как превратить кита в кота?
Дети. Надо поменять вторую букву в слове.
Логопед. Дочитывает текст сказки:
В этой сказке нет порядка.
В ней ошибка, опечатка:
Кто-то, против всяких правил,
В сказке буквы переставил,
Переправил "КИТ" на "КОТ",
"КОТ" на "КИТ", наоборот!"
Ну, и навели порядок:
В сказке больше нет загадок.
В океан уходит КИТ.
КОТ на кухне мирно спит...
Все как надо, все прилично.
Сказка стала - на "отлично"!
Всем понятна и ясна.
Жаль, что кончилась она!..
Логопед Мы можем поиграть в игру «Волшебники». Превратим - ка мы цветочек мак в животное рак ( записывает на доске). Как это получилось?
Дети. Здесь изменили первую букву.
Логопед приглашает детей за рабочие столы и предлагает каждому ребенку свой ребус и способ его решения: устно или с записью слова на индивидуальном листе бумаги. Индивидуально помогает справиться с заданием. Выслушивает ответы.
Дети. Дети записывают ответы на своих листах.
(Стол-стул, лук-жук, коза-роза, луна-лужа, кора-нора, корка-горка, дом-сом, слон-сон,….)
Физкультурная минутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот,
Будет вправо поворот.
Раз хлопок, два- хлопок,
Повернись вокруг разок
1,2,3,4,
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз
И на местечко садись.
Логопед Мы умеем разгадывать и другие ребусы. Посмотрите на нашу книгу ребусов о животных. Мы их придумывали сами и вместе с родителями. Сейчас расскажем, как их решать. Вот на доске ребус. Кто его автор? Расскажи что надо сделать, чтобы твой ребус разгадать.
Дети рассказывают алгоритм решения:
- Сначала надо назвать картинку
- Потом найти первый звук в этом слове
- Затем записать букву
- И прочитать новое слово.
Логопед подводит итог: Надо взять от каждого слова по 1 букве и составить новое слово. Такой же ребус у меня на доске.(переворачивает закрытую карточку)
Дети, которые сидят справа от меня, по очереди называют буквы, а те, что слева от меня будут по порядку выкладывать слово из магнитных букв. Подойдите все к доске. Какое слово получилось?
Дети. ДРУГ
Логопед Хорошее слово. А кто такой друг?
Дети. Друг- это человек, с которым ты дружишь.
Логопед Каким ты представляешь своего друга? Назовите его качества.
Дети Добрый, хороший, верный и другие.
Логопед Давайте прикрепим на доске около нашего ребуса написанные слова о друге.
Дети. Берут карточки, читают и прикрепляют на магнитную доску рядом со словом «друг».(верный, преданный, смелый, хороший, храбрый, веселый, умный, трудолюбивый, близкий, глупый, трусливый, унылый, ленивый.…)Замечают отрицательные характеристики друга.
Логопед предлагает убрать слова, которые не нужны друзьям.
Логопед Назовите имена ваших друзей.
Дети называют имена друзей.
Логопед А теперь мы загадаем новый ребус- каждый про своего друга. Вы составите звуковую схему имени своего друга из красных, синих и зеленых фишек.. Пройдите за столы.
Дети составляют звуковые схемы слов самостоятельно.
Логопед индивидуально помогает, предлагает выборочно проверить правильность выполнения задания, привлекает детей к совместному устранению ошибок.
4. Итог занятия
Логопед О чем мы говорили на занятии? Что мы делали?
Дети. Мы говорили о родственниках и друзьях. Мы разгадывали ребусы.
Логопед мы продолжим создавать нашу книгу ребусов, пополним ее новыми загадками. Ребята , а как вы считаете, наша группа дружная?
Давайте споем все вместе песенку друзей (в сопровождении аудиозаписи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособие "Загадки, ребусы,игры" для тех кто умеет считать до 10!
Пособие "Загадки, ребусы,игры" для тех кто умеет считать до 10....
Пособие "Загадки, ребусы,игры" для тех кто умеет считать до 10!
Пособие "Загадки, ребусы,игры" для тех кто умеет считать до 10!...
Наглядная консультация "Ребусы -загадки для ума"
Ребусы — одна из самых популярных и интересных головоломок. Особенно такой вид головоломок полезен детям. Ребусами можно заниматься даже с трехлетними детьми. В этом случае важно правильно подоб...
Загадки про буквы
Загадки про буквы...
Цикл занятий для детей "Чем занять ребенка дома" Занятие № 5 "Музыкальные ребусы и загадки для детей старшего дошкольного возраста"
Уважаемые родители! В этом занятии я предлагаю вам разгадать вместе с детьми интересные музыкальные ребусы и загадки. Играйте с детьми, радуйте их!...
презентация игры "Загадки на букву В"
Представлен вариант интерактивной игры по обучению грамоте "Загадки"...
ребусы и загадки
занимательные ребусы и загадки для детей...