Игра как средство познания себя
статья по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Игра как средство познания себя
Кузнецова Н.В., учитель – логопед
г. Астрахань, МБДОУ города Астрахани№85
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. В игре нет схем и правильных образцов, ничего не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку. Игра необходима ребенку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интерес ребенка, созидающий его личность.
Большое значение имеют игры, которые обогащают социальный опыт ребенка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Человек – самое сложное и не изученное до конца природное образование. Ребенку необходимо помочь найти достойное место в жизни и осознать свою личностную позицию, свое назначение в этом мире, почувствовать свою неповторимость, индивидуальность, значимость.
1. «Мир без тебя». Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Проводится оно таким образом: дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначаться слова-комплементы. Дети могут говорить самостоятельно, а могут и продолжить фразу, начатую взрослым: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты … (хорошо танцуешь, у тебя красивая улыбка, ты знаешь много разных игр и т. п.)». Именно так можно показать ребенку его значимость и самоценность в этом мире, в этой группе.
2. «Самый – самый». Дети называют имя того ребенка, у которого наиболее выражено то или иное хорошее качество, названное взрослым. Например: самый умный, самый ловкий, самый вежливый, самый любознательный, самый трудолюбивый, самый веселый, самый дружный и т. п. Положительная характеристика обязательна для каждого ребенка, так как помогает ему обратить на себя внимание и преумножить свои достоинства.
3. «Кто мы?» Цель этой игры состоит в том, чтобы показать неоднозначность всего, что окружает ребенка. Спросите ребят: «А вы знаете, кто вы? Как вас дома называют мама и папа? В детском саду вы кто? А в больнице? А в школе кем будете? Когда по улице идете – кто? А если в транспорте едете? В магазине вас как называют? Кто я для своих детей? Кто я для ваших мам и пап?» После того, как дети ответят на вопросы, подведите итог: «Оказывается, один и тот же человек в разных местах называется по-разному».
НЕОБЫЧНЫЙ ПЕШЕХОД
Кто по улице идет?
Необычный пешеход.
У него пятьсот имен:
На заводе слесарь он,
В яслях он – родитель,
В кинотеатре – зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он – мечтатель в дни весны,
Он – защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду –
Гражданин своей страны!
Р. Сеф
4. «Кем я буду и каким?» Эта игра-беседа посвящена будущему ребят, о котором они начинают мечтать уже в старшем дошкольном возрасте. Детям можно предложить следующие вопросы: «Кем вы станете, когда вырастите? Сколько профессий может освоить человек? От чего зависит название профессии? Зачем человеку нужна профессия? Какая профессия самая лучшая? Почему?»
РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ
Самолетом правит … (летчик),
Трактор водит … (тракторист),
Электричку … (машинист),
Стены выкрасил … (маляр),
Доску выстрогал … (столяр),
В доме свет провел … (монтер),
В шахте трудится … (шахтер),
В жаркой кузнице … (кузнец),
За прилавком … (продавец),
Кто все знает … (молодец)!
После прочтения стихотворения беседа может быть продолжена: «А может случиться так, что человек называет себя художником, а рисовать не умеет? Может ли быть и почему, что дворник не умеет подметать, продавец – считать, взвешивать?»
5. «Хочу быть …» Эта игра позволяет ребятам осмыслить присущие человеку качества, свойства, черты характера, их необходимость, содержание, направленность. Детям предлагают различные свойства, характеристики, качества, например: сильный, красивый, быстрый, невидимый, толстый, высокий, железный, крикливый, способный, везучий и т. п. Из этих качеств ребенок выбирает любое, понравившееся ему, и объясняет, почему он хотел бы стать таким и где это свойство может пригодиться. Например, ребенок говорит: «Я хочу быть невидимым, чтобы дикие звери в лесу меня не увидели, а я смог бы за ними наблюдать» и т. п.
ЖЕЛАНИЕ
Мне хочется в поле пожить
Красивой ромашкой.
И хочется крепко дружить
Со слабой букашкой.
И чтобы друзей не менять,
Услышав мычанье.
И чтобы корова меня
Не съела нечаянно.
Т. Собакин
Ценность лингвистических игр подобного характера заключается в том, что они всегда дают взрослым пищу для размышления. На основе детских ответов взрослый имеет возможность выявить уровень речевого (насколько богата, красочна и правильна речь ребенка), мыслительного (насколько логично выстроены события и аргументированы предполагаемые действия), эмоционального (степень включенности ребенка в воображаемые обстоятельства, насыщенность положительными или отрицательными эмоциями: страх, радость, грусть, недоумение и т. п., общая эмоциональная окраска сюжета) и духовного (нравственные ориентации и ценности ребенка, степень человеколюбия) развития детей.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное издание для родителей и педагогов. -
Ярославль.: «Академия развития», 2007.
2. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. вузов / Г. Р. Шашкина. - М. : Академия, 2005.
3. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения.- М., Высшая школа, 2009.
4. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. - М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра, как средство познания мира
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: ...
«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к ж...
Игра как средство выражения себя
Взаимодействие игры и развития личности...
Проект "Интеллектуальные игры как средство познания мира математики"
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенден...
«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста»
«Игра, как средство познания окружающего мира и развития речи у детей дошкольного возраста» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно...
«Подвижная игра как средство познания окружающего мира, себя и сверстников». Консультация для воспитателей и инструкторов по физической культуре.
В современной педагогике и в условиях ФГОС активно используют игру во всём её разнообразии. Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и поэтому рассматривается как школа воспитания. В ней свои...
Игра- как средство познания пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ с использованием вербальных и невербальных средств в общении.
Пространство является базисной категорией в познании ребенком окружающего его мира. Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформиров...