Сказкотерапия
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Использование сказкотерапии
в коррекции эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование сказкотерапии
в коррекции эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи
Щербинина Л.А., воспитатель Iк.к.
г. Абакан МДОУ «ЦРР-детский сад «Василек»
Многолетний опыт работы в дошкольных учреждениях, постоянные наблюдения за детьми позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.
Прежде всего, эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. Кроме того, эмоции отличаются популярностью, обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, радость – грусть, любовь – ненависть, гордость –унижение и т.д. Ребенок познает окружающий мир, причем делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с миром, формирует свое собственное отношение к окружающему, выбирает одни виды деятельности и ситуации, отвергает другие.э
У детей с ОНР, по мнению исследователей М.И. Чистяковой и других отмечается нарушение эмоциональной сферы. Это затрудняет воспитательную работу с ними, поэтомупитателю необходимо знать пути коррекционной работы с данной категорией детей по развитию их эмоций. Проблема эмоциональной сферы детей, посещающих логопедические группы, в настоящее время весьма актуальна. Эти дети отличаются повышенной отвлекаемостью, агрессивностью или неуверенностью в себе. У них наблюдается: неумение играть по правилам и удерживать взятую роль на себя, неумение пересказывать, четко излагать свои мысли. У одних детей слишком развита боязливость, у других – конфликтность со сверстниками, завышенная или заниженная самооценка, слабость самоконтроля. Путешествие по сказкам пробуждает фантазию и образное мышление. Дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, эмоционально заряжаться, сбрасывать зажимы.
«Проживая сказку», обыгрывая в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тепла, принятие себя таким, какой ты есть.
Цель статья описать наиболее эффективные приемы использования элементов сказкотерапии на занятиях в логопедических группах.
В течение восьми лет мы работаем с детьми, страдающими нарушениями речи.
Мы используем в своей работе по развитию эмоций у детей сказкотерапию. Проводим ежемесячно занятия по сказкам: «Снежная королева», «Дюймовочка», «Ёжик и море», «Маугли» и другим. В ходе занятий, игр, у детей развивается умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоции, определять их характер, одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые эмоции по заданному образу.
Так например, в ходе работы над сказкой «Снежная королева» мы работаем над расширением представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях: эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность; снимает эмоционально-психическое и телесное напряжение. Работа над развитием речи, при ответах на вопросы, дети стараются свободно и ясно выражать свои мысли. Также у детей развивается зрительная память, умение фиксировать и вспоминать ощущения, связанные с заданным зрительным образом.
Для снятия эмоционально-психического и телесного напряжения мы предлагаем такие упражнения как «Венчание». Дети расслабляются в свободной позе (по выбору) и слушают звон колоколов. Вопросы воспитателя: Понравились колокола? что вы чувствовали? Дети словесно описывают свое состояние. Другое упражнение: воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить себе, что дети попали в волшебную страну, где растут очень красивые цветы, но самое главное то, что цветы умеют творить чудеса. Для снятия эмоционального напряжения используют упражнение: «Потеря»
Цели:
- формировать процессы восприятия, используя все анализаторы.
- Совершенствовать двигательное творчество, произвольность движений.
- Развивать словесно-логическое мышление.
У маленькой Мери Большая потеря Пропал ее правый башмак. В одном она скачет И жалобно плачет Нельзя без другого никак. Но, милая Мери, Не плач о потере Ботинок для правой ноги Сошьем тебе новый Иль купим готовый, Но только смотри, береги. | Качают головой, держась руками за щечки Выставляют правую ногу на пятку. Скачут на левой ноге, руки на поясе. Имитируют плач, руки собраны в кулаки. Грозят пальцем правой рукой. Выставляют правую на пятку. Имитируют шитье. Грозят пальцем правой руки. |
Планомерность в работе, индивидуальном учете эмоционального состояния детей позволяет сформировать у ребенка положительные эмоции, настрой к деятельности, к познанию окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...
Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"
Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...
Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии
laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....
Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.
Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...