Сказкотерапия
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Использование сказкотерапии

в коррекции эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказкотерапии

в коррекции эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи

Щербинина Л.А., воспитатель Iк.к.

г. Абакан МДОУ «ЦРР-детский сад «Василек»

Многолетний опыт работы в дошкольных учреждениях, постоянные наблюдения за детьми позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.

Прежде всего, эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. Кроме того, эмоции отличаются популярностью, обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, радость – грусть, любовь – ненависть, гордость –унижение и т.д. Ребенок познает окружающий мир, причем делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с миром, формирует свое собственное отношение к окружающему, выбирает одни виды деятельности и ситуации, отвергает другие.э

У детей с ОНР, по мнению исследователей М.И. Чистяковой и других отмечается нарушение эмоциональной сферы. Это затрудняет воспитательную работу с ними, поэтомупитателю необходимо знать пути коррекционной работы с данной категорией детей по развитию их эмоций. Проблема эмоциональной сферы детей, посещающих логопедические группы,  в настоящее время весьма актуальна. Эти дети отличаются повышенной отвлекаемостью, агрессивностью или неуверенностью в себе. У них наблюдается: неумение играть по правилам и удерживать взятую роль на себя, неумение пересказывать, четко излагать свои мысли. У одних детей слишком развита боязливость, у других – конфликтность со сверстниками, завышенная или заниженная самооценка, слабость самоконтроля. Путешествие по сказкам пробуждает фантазию и образное мышление. Дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, эмоционально заряжаться, сбрасывать зажимы.

«Проживая сказку», обыгрывая в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тепла, принятие себя таким, какой ты есть.

Цель статья описать наиболее эффективные приемы использования элементов сказкотерапии на занятиях в логопедических группах.

В течение восьми лет мы работаем с детьми, страдающими нарушениями речи.

Мы используем в своей работе по развитию эмоций у детей сказкотерапию. Проводим ежемесячно занятия по сказкам: «Снежная королева», «Дюймовочка», «Ёжик и море», «Маугли» и другим. В ходе занятий, игр, у детей развивается умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоции, определять их характер, одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые эмоции по заданному образу.

Так например, в ходе работы над сказкой «Снежная королева» мы работаем над расширением представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях: эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность; снимает эмоционально-психическое и телесное напряжение. Работа над развитием речи, при ответах на вопросы, дети стараются свободно и ясно выражать свои мысли. Также у детей развивается зрительная память, умение фиксировать и вспоминать ощущения, связанные с заданным зрительным образом.

Для снятия эмоционально-психического и телесного напряжения мы предлагаем такие  упражнения как «Венчание». Дети расслабляются в свободной позе (по выбору) и слушают звон колоколов. Вопросы воспитателя: Понравились колокола? что вы чувствовали? Дети словесно описывают свое состояние. Другое упражнение: воспитатель предлагает детям закрыть глаза  и представить себе, что дети попали в волшебную страну, где растут очень красивые цветы, но самое главное то, что цветы умеют творить чудеса. Для снятия эмоционального напряжения используют упражнение: «Потеря»

Цели:

  1. формировать процессы восприятия, используя все анализаторы.
  2. Совершенствовать двигательное творчество, произвольность движений.
  3. Развивать словесно-логическое мышление.

У маленькой Мери

Большая потеря

Пропал ее правый башмак.

В одном она скачет

И жалобно плачет

Нельзя без другого никак.

Но, милая Мери,

Не плач о потере

Ботинок для правой ноги

Сошьем тебе новый

Иль купим готовый,

Но только смотри, береги.

Качают головой, держась руками за щечки


Выставляют правую ногу на пятку.

Скачут на левой ноге, руки на поясе.

Имитируют плач, руки собраны в кулаки.


Грозят пальцем правой рукой.


Выставляют правую на пятку.

Имитируют шитье.


Грозят пальцем правой руки.

Планомерность в работе, индивидуальном учете эмоционального состояния детей позволяет сформировать у ребенка положительные эмоции, настрой к деятельности, к познанию окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...