Конспект НОД в старшей логопедической группе ФФНР на тему "В осеннем лесу"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Данный конспект НОД предназначен для работы с детьми 5 - 6 лет, имеющих фонетико - фонематическое нарушение речи. Направлен на активизацию и расширение словаря детей, грамматического строя речи, развития слухового внимания, зрительной и слуховой памяти, речевого дыхания, чувства ритма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_konkurs.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели НОД:
- Активизация и расширение словаря по темам «Осень», «Дикие животные наших лесов», «Деревья».
- Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
- Упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными.
- Закрепление умений правильно употреблять предлоги «в», «с» при составлении предложений.
- Упражнение в образовании родительного падежа.
- Развитие слухового внимания, зрительной и слуховой памяти, речевого дыхания, чувства ритма.
Оборудование: пособие «Цветик – семицветик», предметные картинки с изображением диких животных наших лесов с детенышами (белка с бельчатами, лосиха с лосятами, волчиха с волчатами, медведица с медвежатами, ежиха с ежатами, зайчиха с зайчатами, мышь); листья деревьев (рябиновые, кленовые, липовые, осиновые, дубовые, березовые, тополиные); предметная картинка с изображением дома; предметные картинки по теме «Осень» (туча, зонт, гриб, плащ, птицы, овощи, листья, лужа), липовые чурочки.
Предварительная работа:
- Наблюдение изменений в природе осенью.
- Рассматривание листьев, деревьев на улице, узнавание их.
- Рассматривание картин по теме «Осень», беседы по содержанию.
- Экскурсия с родителями в лес.
- Рассматривание животных на предметных картинках, иллюстрациях в книгах о животных, частей их тела.
- Закрепление знаний по изучаемым темам в дидактических и сюжетно – ролевых играх: «Отгадай по описанию», «Кто в лесу живет?», «У кого кто?», «Чей лист? Ветка?», «Узнай дерево по листу, плоду» и др.
- Чтение художественной литературы.
- Составление рассказов по темам: «Как звери готовятся к зиме?», «Как нужно вести себя в лесу?», «Зачем животным уши, нос, хвост, лапы?» и др.
Методы и приемы:
Беседы, вопросы, словесные указания.
Игровые – словесные игры: «С какого дерева листок?», «У кого – кто?», «Кто внимательный?», «Кто где живет?».
Ход занятия
На ковре в свободном порядке лежат листья деревьев.
Логопед: Посмотрите, какой листопад. Возьмите в руки по одному листку, и мы поиграем с вами в игру «С какого дерева упал листок?».
Дети берут в руки листья и отвечают на вопрос: «С какого дерева упал лист?».
Логопед: Если лист упал с березы, значит он какой? (Березовый).
(Ответы детей).
Логопед: Сегодня на листья нам помогут научиться правильно дышать. А правильно дышать нам нужно для того, чтобы научиться красиво говорить.
Дети держат в руке по одному листку. Логопед показывает, как дует осенний ветерок со звуком «ф». При этом обращает внимание на то, что при правильном выполнении лист отклоняется в сторону на протяжении всего выдоха, а звук «ф» не прерывается. Упражнение выполняется под счет.
Логопед: В какое время года желтеют и опадают листья?
Дети: Желтеют и опадают листья осенью.
Логопед: Как вы думаете, где больше всего опадает листьев?
Дети: Больше всего опадает листьев в лесу.
Логопед: Почему?
Дети: Потому, что в лесу много деревьев.
Логопед: Кроме листьев в осеннем лесу еще много чего?
Дети: В осеннем лесу много кустарников, грибов, елок, травы и т.д.
Логопед: В одном сказочном лесу растет волшебный цветок. Он называется «цветик – семицветик». Как вы думаете, почему он так называется?
Дети: Потому что, на нем семь лепестков, все лепестки разного цвета.
Логопед: Этот цветок поможет нам сегодня как можно больше узнать об осеннем лесе и его обитателях.
Выставляется «Цветик – семицветик». На столе раскладываются предметные картинки с изображением осенних явлений. Задание осложняется тем, что кроме осенних явлений, на столах лежат предметные картинки смежных времен года (зимы и лета).
Логопед: Следующая игра называется «Помоги красавице осени подобрать необходимые картинки». Чтобы вам было легче, я в центр цветка поставлю картинку с изображением тучи. Она будет напоминать вам о том времени года, к которому подбираете картинки.
Каждый ребенок берет по одной картинке с осенними явлениям. Затем выкладывают картинки на лепестки «цветика – семицветика», объясняя свой выбор.
Логопед: Ребята, а звери в осеннем лесу есть?
Дети: Да.
Логопед: Белка, лиса…(Логопед выставляет изображения диких животных с детенышами на лепестки. Количество детенышей у животных разное. У мыши на картинке нет детенышей).
Логопед: Как еще одним словом можно назвать зверей?
Дети: Дикие животные.
Логопед: Почему они называются дикими животными?
Дети: Потому, что они живут в лесу, сами добывают себе пищу, не приносят людям пользу.
Логопед: Как вы видите, на картинках дикие животные не одни. Это мамы со своими детенышами. Следующая игра будет называться «Кто у мамы детеныши?»
Дети составляют предложения типа: «У мамы зайчихи зайчата».
Логопед: Давайте сосчитаем детенышей у каждой мамы.
Дети составляют предложения типа: «У мамы зайчихи два зайчонка».
Логопед: (предлагает внимательно посмотреть на картинки, затем закрыть глаза. В это время одна из картинок убирается. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Далее игра усложняется тем, что 2 картинки меняются местами).
Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики
(дети выполняют движения под музыку и стихи, которые читает логопед)
«Теремок»
Дети открывают теремок: разводят руки в стороны.
Стоит в поле теремок, теремок (Поднимают руки над головой).
Он не низок, не высок (приседают и поднимаются на мысочки).
На двери висит замок (Пальцы складывают в замок).
Кто его открыть бы смог? (Делают движения запястьями вперед – назад).
Слева – зайка, справа – мишка (Поворачивают голову).
Отодвиньте-ка задвижку! (Пробуют потянуть замок в стороны).
Слева – ежик, справа волк (Делают повороты головой).
Нажимайте на замок (Сжимают, разжимают запястья).
Зайка, мишка, ежик, волк открывают теремок (Разводят руки в стороны).
Логопед: Ребята в сказке «Теремок» все звери живут в одном общем доме – теремке. Но на самом деле это не так. У каждого зверя, как и у нас с вами есть свой дом, свое жилище.
Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто в каком доме живет?». В центре цветка я поставлю картинку с изображением жилища людей, а вы мне скажите, как называется жилище каждого зверя.
Логопед: Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями.
(стук в дверь, входит лиса, предлагает поиграть в игру «Сделай, как я». Лиса отстукивает ритмический рисунок на ложках, дети – повторяют рисунок на липовых чурочках).
Благодарит детей, угощает яблоками.
Логопед: Вам понравилось наше путешествие в осенний лес? Что для вас было интересным? Какое задание показалось легким, а какое трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Новогоднее приключение в лесу" в старшей логопедической группе ФФНР
Занятие направлено на закрепление графических навыков....
Конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению детей рассказыванию.«Новости зимнего леса».
Программное содержание. 1.Задачи на развитие познавательных способностей: Закрепить знания о диких животных: знать название, внешний вид, повадки, чем питаются, как спасаются от врагов Развивать ...
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну Осень»
Занятие по лексической теме: "Осень"...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ в старшей логопедической группе ФФНР
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ ...
Конспект организованной образовательной деятельности по области «Коммуникация» с использованием логоритмики в старшей логопедической группе ФФНР. «Зимушка хрустальная»
Логоритмическое занятие составлено совместно с учителем – логопедом, музыкальным руководителем и воспитателями логопедической группы. На занятии ведется работа над выработкой четких, ...
Перспективный план по развитию мелкой моторики в старшей логопедической группе ФФНР.
В данном планировании представлен материал по развитию мелкой моторики в соответствии с лексической темой...
Конспект занятия для старшей логопедической группы " В гостях у Осени"
Цели:- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях...