Конспект НОД в старшей логопедической группе ФФНР на тему "В осеннем лесу"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Данный конспект НОД предназначен  для работы с детьми 5 - 6 лет, имеющих фонетико - фонематическое нарушение речи. Направлен на активизацию и расширение словаря детей, грамматического строя речи, развития слухового внимания, зрительной и слуховой памяти, речевого дыхания, чувства ритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_konkurs.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Цели НОД:

  1. Активизация и расширение словаря по темам «Осень», «Дикие животные наших лесов», «Деревья».
  2. Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от  существительных.
  3. Упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными.
  4. Закрепление умений правильно употреблять предлоги «в», «с» при составлении предложений.
  5. Упражнение в образовании родительного падежа.
  6. Развитие слухового внимания, зрительной и слуховой памяти, речевого дыхания, чувства ритма.

Оборудование: пособие «Цветик – семицветик», предметные картинки с изображением диких животных наших лесов с детенышами (белка с бельчатами, лосиха с лосятами, волчиха с волчатами, медведица с медвежатами, ежиха с ежатами, зайчиха с зайчатами, мышь); листья деревьев (рябиновые, кленовые, липовые, осиновые, дубовые, березовые, тополиные); предметная картинка с изображением дома; предметные картинки по теме «Осень» (туча, зонт, гриб, плащ, птицы, овощи, листья, лужа), липовые чурочки.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение изменений в природе осенью.
  2. Рассматривание листьев, деревьев на улице, узнавание их.
  3. Рассматривание картин по теме «Осень», беседы по содержанию.
  4. Экскурсия с родителями в лес.
  5. Рассматривание животных на предметных картинках, иллюстрациях в книгах о животных, частей их тела.
  6. Закрепление знаний по изучаемым темам в дидактических и сюжетно – ролевых играх: «Отгадай по описанию», «Кто в лесу живет?», «У кого кто?», «Чей лист? Ветка?», «Узнай дерево по листу, плоду» и др.
  7. Чтение художественной литературы.
  8. Составление рассказов по темам: «Как звери готовятся к зиме?», «Как нужно вести себя в лесу?», «Зачем животным уши, нос, хвост, лапы?» и др.

Методы и приемы:

   Беседы, вопросы, словесные указания.

   Игровые – словесные игры: «С какого дерева листок?», «У кого – кто?», «Кто внимательный?», «Кто где живет?».

Ход занятия

   На ковре в свободном порядке лежат листья деревьев.

Логопед: Посмотрите, какой листопад. Возьмите в руки по одному листку, и мы поиграем с вами в игру «С какого дерева упал листок?».

   Дети берут в руки листья и отвечают на вопрос: «С какого дерева упал лист?».

Логопед: Если лист упал с березы, значит он какой? (Березовый).

   (Ответы детей).

Логопед: Сегодня на листья нам помогут научиться правильно дышать. А правильно дышать нам нужно для того, чтобы научиться красиво говорить.

   Дети держат в руке по одному листку.  Логопед показывает, как дует осенний ветерок со звуком «ф». При этом обращает внимание на то, что при правильном выполнении лист отклоняется в сторону на протяжении всего выдоха, а звук «ф» не прерывается. Упражнение выполняется под счет.

Логопед: В какое время года желтеют и опадают листья?

Дети: Желтеют и опадают листья осенью.

Логопед: Как вы думаете, где больше всего опадает листьев?

Дети: Больше всего опадает листьев в лесу.

Логопед: Почему?

Дети: Потому, что в лесу много деревьев.

Логопед: Кроме листьев в осеннем лесу еще много чего?

Дети: В осеннем лесу много кустарников, грибов, елок, травы и т.д.

Логопед: В одном сказочном лесу растет волшебный цветок. Он называется «цветик – семицветик». Как вы думаете, почему он так называется?

Дети: Потому что, на нем семь лепестков, все лепестки разного цвета.

Логопед: Этот цветок поможет нам сегодня как можно больше узнать об осеннем лесе и его обитателях.

   Выставляется «Цветик – семицветик». На столе раскладываются предметные картинки с изображением осенних явлений. Задание осложняется тем, что кроме осенних явлений, на столах лежат предметные картинки смежных времен года (зимы и лета).

Логопед: Следующая игра называется «Помоги красавице осени подобрать необходимые картинки». Чтобы вам было легче, я в центр цветка поставлю картинку с изображением тучи. Она будет напоминать вам о том времени года, к которому подбираете картинки.

   Каждый ребенок берет по одной картинке с осенними явлениям. Затем выкладывают картинки на лепестки «цветика – семицветика», объясняя свой выбор.

Логопед: Ребята, а звери в осеннем лесу есть?

Дети: Да.

Логопед: Белка, лиса…(Логопед выставляет изображения диких животных с детенышами на лепестки. Количество детенышей у животных разное. У мыши на картинке нет детенышей).

Логопед: Как еще одним словом можно назвать зверей?

Дети: Дикие животные.

Логопед: Почему они называются дикими животными?

Дети: Потому, что они живут в лесу, сами добывают себе пищу, не приносят людям пользу.

Логопед: Как вы видите, на картинках дикие животные не одни. Это мамы со своими детенышами. Следующая игра будет называться «Кто у мамы детеныши?»

Дети составляют предложения типа: «У мамы зайчихи зайчата».

Логопед: Давайте сосчитаем детенышей у каждой мамы.

Дети составляют предложения типа: «У мамы зайчихи два зайчонка».

Логопед: (предлагает внимательно посмотреть на картинки, затем закрыть глаза. В это время одна из картинок убирается. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось.  Далее игра усложняется тем, что 2 картинки меняются местами).

Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики

(дети выполняют движения под музыку и стихи, которые читает логопед)

«Теремок»

Дети открывают теремок: разводят руки в стороны.

Стоит в поле теремок, теремок (Поднимают руки над головой).

Он не низок, не высок (приседают и поднимаются на мысочки).

На двери висит замок (Пальцы складывают в замок).

Кто его открыть бы смог? (Делают движения запястьями вперед – назад).

Слева – зайка, справа – мишка (Поворачивают голову).

Отодвиньте-ка задвижку! (Пробуют потянуть замок в стороны).

Слева – ежик, справа волк (Делают повороты головой).

Нажимайте на замок (Сжимают, разжимают запястья).

Зайка, мишка, ежик, волк открывают теремок (Разводят руки в стороны).

Логопед: Ребята в сказке «Теремок» все звери живут в одном общем доме – теремке. Но на самом деле это не так. У каждого зверя, как и у нас с вами есть свой дом, свое жилище.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто в каком доме живет?». В центре цветка я поставлю картинку с изображением жилища людей, а вы мне скажите, как называется жилище каждого зверя.

Логопед: Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями.

       (стук в дверь, входит лиса, предлагает поиграть в игру «Сделай, как я». Лиса отстукивает ритмический рисунок на ложках, дети – повторяют рисунок на липовых чурочках).

    Благодарит детей, угощает яблоками.

Логопед: Вам понравилось наше путешествие в осенний лес? Что для вас было интересным? Какое задание показалось легким, а какое трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению детей рассказыванию.«Новости зимнего леса».

Программное содержание. 1.Задачи на развитие познавательных способностей: Закрепить знания о диких животных: знать название, внешний вид, повадки, чем питаются, как спасаются от врагов Развивать ...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ в старшей логопедической группе ФФНР

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН   ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ  ...

Конспект организованной образовательной деятельности по области «Коммуникация» с использованием логоритмики в старшей логопедической группе ФФНР. «Зимушка хрустальная»

Логоритмическое занятие составлено совместно с  учителем – логопедом, музыкальным руководителем и воспитателями логопедической группы. На занятии ведется работа над выработкой четких, ...

Перспективный план по развитию мелкой моторики в старшей логопедической группе ФФНР.

В данном планировании представлен материал по развитию мелкой моторики в соответствии с лексической темой...

Конспект занятия для старшей логопедической группы " В гостях у Осени"

Цели:- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях...