Картотека пальчиковых игр
материал (логопедия, младшая группа) по теме
Пальчиковые игры -это инсценировка каких-либо рифмованных историй ,сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.пальчиковые игры-лучший способ развития мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «АЛЕНУШКА».
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.
Яблочко.
(Русская народная потешка)
Катилось яблочко по огороду -сложите руку в кулак и покрутите
кулаком.
И упало прямо в воду – бульк!-уроните руку вниз.
Дождик.
(Русская народная потешка)
Дождик, дождик, посильней, -машем открытыми ладошками
вверх – вниз.
Будет травка зеленей, -ставим на стол открытые ладошки
растопыренными пальчиками вверх.
Вырастут цветочки на кругленьком лужочке! -свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.
Жук, жук.
(Русская народная потешка)
Жук, жук не жужжи!-изображаем жука с длинными усиками.
Где ты прячешься, скажи!-разводим руками в стороны и
пожимаем плечами.
Мой дом под кустом,-изображаем ладонями крышу.
Под берёзовым листом!-опять одной рукой изображаем жука,
а второй – листик, под который и залетает жук.
Муха строит дом.
(Русская народная потешка)
Ох, ох, что за гром?- ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.
Муха строит новый дом.- изображаем ладонями крышу.
Молоток: стук – стук, -изображаем рукой движения молотком.
Помогать идёт петух. -двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.
Кораблик
По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.
На кораблике четыре очень храбрых моряка.- Показываем поднятые вверх четыре пальца.
У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем
ушки согнутыми ладонями.
У них длинные хвосты.-приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.
Не страшны им только кошки,только кошки да коты.
Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.
Тетери.
(Русская народная потешка)
Как на нашем на лугу -разводим руки в стороны, изображая простор.
Стоит чашка творогу.-ладони вместе – горстью.
Прилетели две тетери, -машем пальчиками обеих рук,
«слетаемся» с разных сторон в середину.
Наклевались, улетели.-указательный и средний палец –
клювы – тыкают в сложеннуюгорстью вторую ладонь.
Отличные пшеничные.
(Из шведской народной поэзии)
Мы печём пшеничные пироги отличные.
Одну ладонь кладём на другую,
потом наоборот – лепим пирожки.
Кто придёт к нам пробовать пироги пшеничные?
Две ладони рядом, изображаем
поднос с пирожками.
Мама, папа, брат, сестра, пёс лохматый со двора.
По очереди загибаем пальцы,
начиная с большого.
И другие, все, кто может, пусть приходят с ними тоже.
Машем ладонями по направлению к себе – зазываем в гости.
Тесто замесили мы,- изображаем руками, как месят
тесто.
Сахар не забыли мы, -сыпем «сахар» щепоткой.
Пироги пшеничные в печку посадили мы.
Воображаемый пирог обхватили руками и ставим в печку – движение вперёд.
Печка весело горит, наша мама говорит:
- Крошки, что останутся, воробью достанутся.
Изображаем, как воробей клюёт крошки –указательным пальцем одной руки
с ладони другой руки.
Синий чиж.
(Русская народная потешка)
По дубочку постучишь-стучим кулачком по столу.
Прилетает синий чиж.-машем «крыльями».
У чижа, у чиженьки хохолочек рыженький.
Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные
движения, пёрышки на хохолке «развеваются».
А на лапке маленькой сапожочек аленький.
Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца
другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.
Чиж под солнышком летал и головкою кивал.
Машем «крыльями», киваем головой.
Ах ты, радуга-дуга…
(Русская народная потешка)
Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга!
Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны
в сторону.
Не дай дождичка, -машем открытыми от себя ладонями
из стороны в сторону, изображая отказ.
Дай нам вёдрышко.-ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.
Чтобы деткам погулять,чтоб теляткам поскакать,
В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы
напевая песенку.
Нужно солнышко – колоколнышко!
Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, -изображаем солнышко.
Шла собака через мост…
(Русская народная потешка)
Шла собака через мост, -изображаем всеми пальцами
шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова),
остальные идут по столу.
Четыре лапы, пятый хвост.-показываем четыре пальца,
поднятые вверх, большой прижат к ладони.
На слово «пятый» зажимаем все пальцы,а большой поднимаем вверх.
Если мост обвалится,
Две ладони оставьте вместе тыльной
стороной вверх, ладони касаются
кончиками пальцев – это будет мост.
Изобразите, как мост обваливается.
То собака свалится.
Разведите руки в стороны и пожмите
плечами, как бы изображая удивление,
недоумение.
ИГРЫ С ВОДОЙ
Игры с водой – замечательный способ
развития мелкой моторики и возможность
познакомить ребенка со свойствами воды,
разных материалов и предметов.
Летом игры с водой можно проводить на
свежем воздухе. В другое время года занятия
проводят в ванной комнате.
- Воду можно наливать в различные ёмкости, естественно только пластмассовые. Можно использовать баночки и бутылочки разного размера, вида объёма.
- Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков поместится в большой бутылке. А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?
- А что будет, если опустить пустую незакрытую бутылку целиком под воду? Она заполнится или останется пустой?
- А что будет, если закрыть бутылку и опустить в воду? Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребёнок попробует опустить её ко дну и удержать там. Повторите с заполненной наполовину и полностью заполненной бутылкой.
- Предложите малышу кидать игрушки в воду и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности.
- Те игрушки, которые тонут, надо просто собирать руками со дна тазика.
- Бросьте в воду три разные ложки: металлическую, пластмассовую, деревянную. Какая утонет, какая нет?
- Бросайте в воду кусочки разных тканей различных размеров: некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет.
ИГРЫ С ПЕСКОМ.
Почти все дети любят играть в песочнице.
Внимание! Прежде чем запустить ребенка в
песочницу, осмотрите её и уберите мусор, если
он там обнаружится.
- Разрешите ребенку трогать песок, копаться в нём руками, лопаткой, совочком.
- Покажите, как можно втыкать в песок палочки, веточки, листики, камушки.
- Слепите ему несколько куличиков разной формы, пусть он их ломает их, нажимая ладошкой, лопаткой.
- Покажите ему, какой песок сухой, какой мокрый. Продемонстрируйте, что кулич получается из мокрого песка и не получается из сухого. Все действия комментируйте словами.
- Научите малыша насыпать песок в ведёрки и формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной ёмкости в другую, копать ямки и насыпать кучи.
- Можно лепить руками из мокрого песка заборчики, башенки. Это даже проще, чем лепить куличи. Ручки сдвинул, слегка сжал, убрал – и уже что-то получилось.
- Когда ребёнок освоит эту науку, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. Как пристраивать к ним башенки из ведёрок, на ведёрки ставить маленькие формочки, делать из палочек мосты и т.д.
- Сначала делайте это сами. А ребёнок пусть только помогает. Потом он будет играть самостоятельно.
ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.
Если вы увлекаетесь шитьём, то у вас
наверняка есть «волшебная» коробочка,
где лежат пуговицы, бусинки, кусочки
тканей, ленточки и т.д. Дети обычно
любят рассматривать содержимое таких
коробок.
- Дайте ребёнку горстку пуговиц, среди которых есть одинаковые. Отложите одну из них в сторону и предложите найти остальные такие же пуговицы.
- Предложите ребёнку разложить пуговицы по цвету - синие к синим, красные к красным и т.д.
- Предложите ребёнку найти самую маленькую и самую большую пуговички.
- Можно дать ребёнку рассмотреть тесёмки и ленточки.
- Разложите куски тесёмок и лент на толе, сравните, какая длиннее всех. Назовите цвета ленточек.
- Можно показать ребёнку, как скатывать тесёмку в рулончики.
- Из пуговиц можно выкладывать узоры или забавные рисунки: бабочку, снеговика, человечка.
- Чем больше мелких предметов пройдёт через руки малыша, тем лучше.
ИГРЫ СО ШНУРКАМИ.
Игры-шнуровки сейчас широко представлены на прилавках магазинов. От простейших шнуровок-
пуговиц, где надо протолкнуть шнурок в
отверстие, до целых домов из фанеры, стены
которых пришнуровываются друг к другу.
Можно каждый день делать новую интересную
игру-шнуровку. Для этого нужно: плотный
картон, дырокол и шнурок для обуви.
Единственная проблема – обычным
бытовым дыроколом вы сможете проделывать
отверстия только о краю картонки. Проявите
фантазию и не используйте большие куски картона.
- Сделайте из картона цветок, ёлочку, ёжика, грузовик с рядом отверстий по краю. Вырежьте более мелкие детали, которые к ним можно пришнуровывать. Например, бабочку, которая сядет на цветок и т.д.
- Можно нанизывать на шнурок для обуви бусины от вышедших из моды пластмассовых «ожерелий». На кухне попробуйте нанизывать на шнурок макароны.
ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК.
Для этой игры вам понадобится небольшой
тряпичный мешочек и несколько мелких
предметов.
- Покажите ребёнку те предметы, которые вы собираетесь положить в мешочек.
- Для начала возьмите один предмет и уберите его в мешочек на глазах у ребёнка. Спросите где же кубик? Куда он делся? Достаньте игрушку из мешочка, скажите: «Вот она!»
- Опять спрячьте её в мешочек, предложите ребёнку найти предмет самостоятельно.
- Потом положите в мешочек не один, а два предмета или три.
- Можете назвать ребёнку фигуру, которую нужно достать.
- Можно играть по-другому – пусть ребёнок достаёт все предметы один за другим, называя каждый, прежде чем вытащить из мешка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...