Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи. Занятие "Во саду ли, в огороде"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи. Конспект логопедического занятия "Во саду ли, в огороде"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Во саду ли, в огороде.»
Цель:
-усвоение различия между овощами и фруктами;
-закрепление обобщающих понятий овощи, фрукты;
-образование относительных прилагательных от существительных;
-упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением, словарная работа;
-составление рассказа-описания по схеме;
-развитие высших психических функций;
-развитие общей моторики, мелкой моторики рук, координация речи с движением.
Оборудование:
-письмо; картинки овощей и фруктов, спрятанных под лист цветной бумаги нарезанной полосками и конверты с нарисованными силуэтами этих же овощей и фруктов; цветные карандаши; карточки-схемы для описания; мяч; зеркала; указатель «сад-огород»; зубные щетки; картина-путаница с липучками и предметные картинки овощей и фруктов; корзина с овощами и фруктами; маска зайца; коврик со следами.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети входят под музыку (Серия “Малыш и классика”). Здороваются с гостями.
Логопед показывает письмо.
Кто-то бросил мне в оконце
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что стучится к нам в окно.
Миогимнастика
Рассматривают конверт.
-Мы удивились, кто же это прислал нам письмо. (Дети удивленно поднимают брови.) А, так оно от зайчика. Вы обрадовались? Покажите как. (Дети улыбаются). А теперь повторим еще раз:
Мы умеем улыбаться.
Мы умеем удивляться.
Сообщение темы занятия.
Логопед:
-Ребята, зайчонок приглашает нас в гости. У него на лесной опушке выросли разные овощи и фрукты в саду и в огороде. Но он просит отгадать загадки, чтобы проверить знаете ли вы овощи и фрукты.
Загадки:
- Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
- Я румяную Матрешку от подруг не оторву, Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву. (Яблоко)
- Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук)
Звуки капели:
( Муз. сопровождение ).
Логопед:
-Ой, что это? Неужели дождик?
Массаж спины + пальчиковая гимнастика.
Дождик бегает по крыше Бом! Бом! Бом! | Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга |
По веселой звонкой крыше Бом! Бом! Бом! | Постукивают пальчиками. |
Дома, дома посидите, Бом! Бом! Бом! | Поколачивают кулачками |
Никуда не выходите, Бом! Бом! Бом! | Растирают ребрами ладоней |
Почитайте, поиграйте Бом! Бом! Бом | Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями |
А уйду – тогда гуляйте … Бом! Бом! Бом! | Поглаживают ладонями |
Логопед:
-Что же нам делать? (Отв. детей)А давайте расскажем дождю волшебные чистоговорки и он закончится. Повторяйте за мной:
Ох- ох- ох - лучше всех горох.
Ец - ец - ец - съели вкусный огурец.
Ко - ко - ко - вот и яблоко.
Овь - овь - овь - сладкая морковь.
Ин - ин - ин - мы сорвали апельсин.
Оп – оп - оп - душистый укроп.
-Вот и закончился дождик, можно отправляться в путь. А вот и тропинка (коврик со следами), которая приведет нас на лесную опушку. Но чтобы не провалиться в болото и не замочить наши ножки , нужно пройти строго по следам . (Логопед показывает куда наступать ,дети идут следом) .
Подходят к столу.
Логопед: - Посмотрите, здесь заколдованы какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».
Формирование направленного длительного выдоха.
Логопед:
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку
Милый мой дружок.
Дети садятся за столы. Перед ними картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, и конверты с картинками-отгадками.
Логопед:
-На столе картинки, но чтобы увидеть, что на них нарисовано, нужно поднести спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Увидели? Хорошо. А теперь поиграем с мячом и расскажем своим товарищам, что же было спрятано на ваших картинках.
Лексико-грамматическая игра (с мячом)
«Назови овощ (фрукт)»
Логопед:
-Назови, что изображено на твоей картинке и спроси у соседа, прокатив ему мяч, что нарисовано у него.
Ребенок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня огурец, а что у тебя?». Игра проводится до тех пор, пока каждый из детей не назовет свое слово.
Логопед: (предлагает проверить себя, посмотрев отгадку в конверте)
-Дети, не кажется ли вам, что чего-то не хватает? (ответы детей). Правильно. Наверно дождик смыл с них все краски. Давайте их раскрасим заново.
Развитие мелкой моторики рук.
Закрашивание детьми силуэтов овощей и фруктов цветными карандашами.
Составление рассказа-описания фрукта (овоща) по схеме. (карточки)
Логопед:
-А теперь давайте расскажем про овощ (фрукт), который мы обнаружили в своих конвертах. Какой он по форме, по цвету, на вкус, что можно приготовить? (Логопед выкладывает карточки-схемы).
Дети описывают свою картинку. Например: -У меня яблоко. Яблоко это фрукт. Оно круглое, зеленое, кислое. Из яблока делают пюре, компот, варенье, повидло.
Лексико-грамматическая игра
«Что приготовим?»
Образование относительных прилагательных от существительных
-Ребята, а как назовем пюре из картошки? - Картофельное.
Сок из банана – банановый.
Компот из яблок – яблочный.
Салат из свеклы – свекольный.
Лексико-грамматическая игра
«Назови ласково»
Образование существительных с уменьшительно- ласкательным значением.
Логопед: - Как назвать ласково?
Дети называют свой фрукт или овощ ласково. Например: - Огурец-огурчик.
Логопед:
-Молодцы ребята!
Овощи и фрукты-
Вкусные продукты.
В огороде и в саду,
Для еды я их найду.
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика).
- Однажды пальчики пошли на огород топ- топ, топ- топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе (указательным и средним пальцем). Язык двигать вверх-вниз.
- Подошли к огороду.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
- В огороде растут помидоры.
Кулаки прижать друг к другу. Язык высунуть и напряженно тянуть к небу.
- Затем пальчики пошли в сад (см. 1)
- Там растут яблони, на них плоды-яблоки.
Кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык округлить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
- Яблоки кислые.
Махнуть рукой «эх». Сморщиться и слегка высунуть язык.
- Соберем яблоки и помидоры в корзины.
Пальцы рук переплести «корзиной». Скругленные концы языка загнуть «чашечкой».
Логопед:
-Молодцы, ребята! Однако нам пора продолжить путь. Вот и указатель (руки сделать «биноклем»). Мы подходим к огороду зайчика, который живет в лесу.
Динамическая пауза (на ковре).
Мы шли, шли, шли В огород зашли. Повторяй за мной зарядку. Вместе все пришли на грядку. | шагают друг за другом |
Тыква вот, а вот томат. | вытянуть руки влево, вправо |
Здесь капуста, здесь салат. | наклоны к левой ноге, затем к правой |
Лук, картошка, кабачок. | руки на пояс, к плечам, вверх |
И петрушки корешок. | руки опустить |
Все, что вырастили мы. | развести руки в стороны |
Будем есть мы до весны. | руки вниз, выпрямиться |
Логопед:
-Смотрите, а вот и зайчонок(ребенок в маске).
Дети (здороваются).
Заяц:
-Здравствуйте, дети! Хорошо, что пришли. У меня в этом году очень большой урожай. Садитесь на коврик, я расскажу о нем.
Самомассаж фаланг пальцев зубными щетками.
(от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца)
Левая рука.
Вырос у нас чесночок | дети разминают указательный палец |
Перец, томат, кабачок, | средний палец |
Тыква, капуста, картошка, | безымянный палец |
Лук и немного горошка. | Мизинец |
Правая рука.
Овощи мы собирали. | разминать указательный палец |
Ими друзей угощали, | средний палец |
Квасили, ели, солили, | безымянный палец |
С дачи домой увозили. | Мизинец |
Заяц:
-Ребята, хочу похвастаться вам своим садом и огородом (картина-путаница с липучками).
Логопед:
-Ой- ой- ой! Да тут все перепутано, овощи и фрукты заблудились и оказались не на своих местах.
Заяц:
-Нужно скорее все исправить, помогите мне.
Лексико-грамматическая игра
«На дереве или на грядке?»
Логопед (просит детей рассказать, где растет тот или иной овощ или фрукт и перелепить его на место):
-Ребята, давайте подумаем, где растет этот овощ (фрукт) и куда его нужно переместить, чтобы не было путаницы. Редис растет на грядке, а не на дереве (ветке) и т. д.
Логопед:
-Где растут фрукты? А овощи?
Заяц:
-Вот спасибо! Молодцы! Ребята, а давайте сварим из фруктов компот и угостим гостей?
Лексико-грамматическая игра «Что лишнее?»
Логопед:
-Что возьмем для компота? Лук? Грушу? Яблоко? Капусту? Сливу?
Пальчиковая игра «Компот»
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: | Движения сжатым кулаком вверх- вниз. |
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. | Загибают пальцы по одному начиная с большого |
Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | Левую ладонь держат «ковшиком» указательным пальцем правой руки «мешают». |
Заключительная часть.
Заяц:
-Как я рад что вы зашли ко мне в гости. Большое вам спасибо. Хочу подарить вам корзину с урожаем. А мне пора к своим зайчатам, отнесу им морковку с огорода. До свидания.
Дети прощаются с зайцем.
Итог занятия.
Логопед:
-Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Где же растут овощи? А фрукты? (Ответы детей.)
-Овощи отнесем на кухню, чтобы повара приготовили вам из них вкусный суп. А фрукты скушаете в группе, когда помоете руки.
Дети прощаются и уходят.
Список используемой литературы:
1. Коноваленко В. В., Коноваленко В. В. «Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» для детей с ОНР.- М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2006.
2. Белоусова Л. Е. «Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста». Под редакцией Б. Б. Финкельштейн.- СПб.: «Детство-Пресс», 2003.
3. Сухин И. Г. «Веселые скороговорки для непослушных звуков».- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
4. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит»- СПб.: Детство- Пресс, 1999.
5. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов)».- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
6. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»- СПб.: Детство- Пресс, 2001.
7. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с ОНР.: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей».- М.: Мозаика- Синтез, 2006.
8. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет».- М.: ТЦ Сфера, 2005.
9.Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки».- М.: Просвещение, 1985.
10. Журал «Логопед».- 2007.- № 4.
11.Журнал «Дошкольное воспитание».- 1999- № 1- 4.
}2 раза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»
На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....
Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с задержкой речевого развития в домашних условиях
Фомирование обобщающих понятий в домашних условиях...
Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.
Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы....
Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических представлений и развитие связной речи
В этом материале представлена работа по тематическому планированию на учебный год....
Учебный план занятий по формированию лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной группе
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Дефекты произношения сами собой не...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...
конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи
Дорогие коллеги и родители предлагаю вашему вниманию конспект логопедтческого занятия на тему: "Золотая осень. Поможем Лесовечку"....