Методическая разработка по организации занятий по обучению грамоте.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Система работы по обучению грамоте в нашем дошкольном учреждении опирается на интерес ребёнка. В основу этой работы положены комплексность и игровые приёмы. Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Основное отличие этой системы состоит в том, что занятия по изучению одного звука и буквы подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota_dlya_doshkolnikov.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по организации занятий по обучению грамоте.
Коррекционная работа направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.
Добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать сюжетно-тематическую организацию с применением игровых и наглядных приёмов. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Система занятий по обучению грамоте в нашем детском саду отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основу этих занятий положены комплексность и игровые приёмы. Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Основное отличие этой системы состоит в том, что занятия по изучению одного звука и буквы подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Можно использовать разные варианты организации занятий с использованием сказочных сюжетов, воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений, литературных персонажей, элементов сюжетно-ролевой игры, настольно-печатных игр, сюжетов и героев мультфильмов.
Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу для сюжета и развивать его по ходу занятия.
Фронтальные занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету способствуют развитию всех компонентов речи, формированию навыков звукослогового анализа и синтеза, развитию познавательных процессов и творческих способностей детей.
Для решения этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленными задачами.
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные»
Цели.
- Тренировать детей в различении твёрдых и мягких согласных звуков.
- Упражнять в обозначении мягкости согласных на письме посредством гласных второго ряда.
- Развивать внимание, логическое мышление, воображение.
Оборудование: билеты, канат, сюжетные картинки, волшебный сундучок, буквы, шарики, синий и зелёный кубики, гиря, раскраска.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент, сообщение темы занятия
– Сегодня мы с вами будем учиться различать твёрдые и мягкие согласные и побываем в цирке.
2. Основная часть
– Сначала нужно приобрести билеты. Вставайте друг за другом. Я буду произносить твёрдый согласный звук, а вы – похожий на него мягкий согласный. М… – (МЬ), П… – (ПЬ), Т… – (ТЬ) и т.д.
Проходите, занимайте места.
Вот мы и в цирке. В цирке выступают… (гимнасты, фокусники, акробаты, дрессировщики, силачи, жонглёры, клоуны, канатоходцы).
Как называется место, где выступают артисты цирка? (Арена.)
Какой мягкий согласный есть в этом слове? (РЬ.) А какой твёрдый? (Н.)
Игра «Канатоходец»
– Сейчас на арене цирка выступит канатоходец. Человек, умеющий ходить по канату, не боится высоты, не знает страха. О нём можно сказать, что он… какой? (Смелый, храбрый, бесстрашный). Кто из вас обладает такими качествами? Канатоходцем будет Миша. Выходи на арену. Я буду произносить слоги с твёрдыми и мягкими согласными. Когда услышишь в слоге мягкий согласный звук, сделай шаг вперёд.
А вы, зрители, внимательно следите за выступлением канатоходца. Если он ошибётся, хлопните в ладоши.
Игра «Дрессировщики»
– Перед вами животные. Кто из вас умеет дрессировать животных? Максим – … (дрессировщик). Ксюша – … (дрессировщица). Ксюша будет выступать с животными, названия которых начинаются с мягкого согласного звука, а Максим с теми, названия которых начинаются с твёрдого согласного звука. Выберете себе животных. Ксюша, с кем ты будешь выступать? ( С медведем, лисой, тигром.) Максим, а ты с кем будешь выступать? (С волком, зайцем, слоном.) Выходите на арену. Покажите, что умеют делать ваши животные.
(Ксюша и Максим показывают сюжетные картинки. Остальные дети составляют по этим картинкам предложения.)
– Если вам понравилось выступление дрессировщиков, то похлопайте в ладоши.
Физкультминутка «Волшебные превращения»
Появляется клоун.
– А вот и я. Здравствуйте, мои друзья! Больше всего на свете я люблю шутить, веселиться и играть. А вы любите играть? Вокруг себя повернитесь, в артистов цирка превратитесь. Изобразите силача, жонглёра, канатоходца, жонглёра.
Игра «Найди своё место»
– А сейчас поиграем в игру «Найди своё место».
Тем, у кого окажется шарик со слогом, в котором согласный произносится мягко, нужно встать около зелёного кубика. А тем, у кого на шарике написан слог с твёрдым согласным, нужно будет встать около синего кубика.
– Проверим, правильно ли вы нашли своё место. Прочитайте слоги.
– Какие гласные буквы влияют на смягчение согласных? (Я, Е, Ё, И, Ю.)
Игра «Фокусники»
На арене появляется фокусник. Он показывает фокус с появлением букв в волшебном сундучке.
– Какое слово можно составить из этих букв? (Булка.)
– Какую буква надо заменить, чтобы название хлебобулочного изделия превратилось в название дикого животного? (Надо заменить букву У на букву Е.)
– Выполните превращение. Какое слово получилось? (Белка.)
Фокусник уходит, оставляя волшебный сундучок.
Игра «Силачи»
– Покажите, какие вы сильные. Объявляется конкурс силачей. Нужно поднять эту тяжёлую гирю.
На гире написаны слова: жонглёр, фокусник, гимнаст, тигр.
– Давайте прочитаем эти слова. В каждом слове нужно подчеркнуть мягкий согласный.
– Какое из этих слов лишнее? Почему?
3. Заключительная часть
Оценивается работа детей. Затем открывается волшебный сундучок.
– Давайте откроем волшебный сундучок. Фокусник решил подарить нам на память о цирковом представлении эту замечательную раскраску «Цирк».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка фронтального открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему «Осень»
Цель: формирование представлений об осени и её приметах....
Методическая разработка фронтального открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну знаний»
Обучение звуковому анализу и синтезу слов; развитие графомоторных навыков и зрительного внимания....
Методическая разработка по использованию игр по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Игровые задания разработаны с помощью программного обеспечения Easiteach для интерактивной доски.Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:1....
Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие в страну Смешариков: звук [Ш]».
Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети знакомяться со звуком [Ш] и буквой Ш, помогая героям современн...
Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».
На занятии ведётся работа по развитию лексико-грамматического строя речи, осуществляется подготовка детей к обучению чтению и овладению навыками письменной речи. Образовательные задачи данно...
Методическая разработка: "Логопедические карточки-задания для обучения грамоте детей дошкольного возраста "
Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существует давно. Несмотря на то, что большинству детей до поступления в школу оказывается логопедиче...
Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Цирк».
Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительного к школе возраста с ЗПР. Задачи данного занятия:Расширять представления детей о цирке, об артистах цирка ...