Коррекционно-логопедическая работа воспитателя и учителя-логопеда
статья по логопедии (средняя группа) по теме
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов физическому воспитанию, при необходимости, врачей. <?xml:namespace prefix = o /??>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данный материал был взят из интернет ресурса | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-логопедическая работа воспитателя
и учителя-логопеда по устранению общего недоразвития речи
в условиях детского сада
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов физическому воспитанию, при необходимости, врачей.
Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.
При определении содержания работы учитель-логопед может познакомить воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.
Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения. Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки.
Работа учителя-логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. Учитель-логопед подбирает речевой материал, определяет коррекционные цели и приемы их реализации. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять фонематические навыки.
Используя данные изучения речи детей, воспитатель определяет конечные цели и задачи коррекционно-речевого о воздействия применительно к каждому ребенку и фиксирует их в индивидуальных программах (форма их составления свободная). Свое воплощение они получают при календарном планировании педагогического процесса и отражаются в его структуре. Так, воспитатель заранее продумывает, какие коррекционно-речевые задачи могут быть решены:
- в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;
- в совместной деятельности взрослого с детьми;
- в свободной самостоятельной деятельности детей.
На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.
Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкции, развития навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений). Педагог так варьирует методическую инструментовку занятий, чтобы они наиболее полно соответствовали индивидуальным коррекционно-речевым программам детей.
Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.
Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей под руководством педагога или самостоятельная. Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др.
При этом во внимание обязательно принимаются возраст дошкольников, их речевые и познавательные возможности. Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданиям учителя-логопеда - пример совместной работы логопеда и воспитателя.
Ежедневно в конце рабочего дня учитель-логопед вписывает в тетрадь для вечерних занятий задания для коррекционной работы с детьми. Количество детей, занимающихся вечером с воспитателем, не превышает шести.
В тетради записываются дата проведения занятий, задания учителя-логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. В последней записи учитель-логопед указывает, насколько успешно был усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий, предлагаемых ребенку на вечерних занятиях, должны быть знакомы детям.
В вечерние занятия воспитателя включаются упражнения: - по отработке артикуляционных упражнений; - для автоматизации поставленных звуков; - на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее отработанных учителем-логопедом; - для развития фонематического слуха; - по формированию лексико-грамматической стороны речи.
Учитель-логопед не должен включать в вечерние занятия воспитателя упражнения по постановке звуков.
Примерный образец заданий для вечерних занятий может быть следующим:
28 сентября.
1. Ваня Р., Даша К. - вырабатывать направленную воздушную струю (упражнения "Забей мяч в ворота", "Прокати карандаш").
2. Наташа Б., Артем И. - автоматизировать звук С в чистоговорке:
Са-са-са - вот летит оса; су-су-су - отгоню осу; сы-сы-сы - вот и нет осы.
3. Для всей группы - провести игру "Поймай звук А в словах".
Дети с ОНР кроме фонематических нарушений испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, а также пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому основными задачами в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов.
Данный материал был найден в интернет ресурсе mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Преемственность в работе воспитателя и учителя – логопеда»
Особенность работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что он работает по двум программам: программе массового детского сада и коррекционной. Это увеличивает объем работы и дл...
Использование коррекционно-логопедических электронных программ на занятиях учителя - логопеда.
В статье рассказывается о целесообразности и принципах использования на занятиях коррекционно-логопедических электронных программ "Игры для тигры" и "Учимся говорить правильно"....
«Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы».
План: 1. Уровни детей с ОНР.2. Взаимосвязь воспитателя и учителя-логопеда.3. Презентация «Артикуляционная гимнастика». 4....
Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда
доклад на тему: «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» на региональном семинаре «Психолого-педагогические аспекты совместной работы учителя-логопеда и воспитателя группы» для воспитател...
Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда
Тетрадь взаимосвязи в работе по лексическим темам воспитателя и учителя-логопеда...
«Использование метода интеллект-карт в работе воспитателя и учителя-логопеда с дошкольниками с нарушениями речи.»
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.Метод интеллект-карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работ...
Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет.
Страницы: 256 Дата издания: 2009 Круг читателей: преподаватели и специалисты Описание: Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитат...