проект "Наш веселый язычок" во 2 младшей группе
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме
Данный проект - это система занятий логопеда и воспитателя группы с детьми 2 младшей группы по развитию речи (как профилактика возникновения речевых нарушений и работа с детьми, имеюшими незначительное недоразвитие речи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Наш веселый язычок" | 32.5 КБ |
перспективное планирование по проекту "Наш веселый язычок" | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «НАШ ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»
ТЕМА: ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
ЗАДАЧИ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ВЫРАБОТКА ДИКЦИИ, РАБОТА НАД ПРАВИЛЬНЫМ СЛОВОПРОИЗНОШЕНИЕМ И СЛОВЕСНЫМ (ФОНЕТИЧЕСКИМ) УДАРЕНИЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПА РЕЧИ И КАЧЕСТВА ГОЛОСА, РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ;
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ – РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО И ГОЛОСОВОГО АППАРАТА, РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, РЕЧЕВОГО СЛУХА, СРЕДСТВ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ТЕМПА РЕЧИ, СИЛЫ ГОЛОСА, ДИКЦИИ).
ЦЕЛЬ: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ В КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.
ВИД: РОЛЕВО-ИГРОВОЙ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: ДОЛГОСРОЧНЫЙ (В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА).
УЧАСТНИКИ: ДЕТИ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ, РОДИТЕЛИ, ВОСПИТАТЕЛИ, ЛОГОПЕД.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, СОЗДАНИЕ РЕЧЕВОГО УГОЛКА В ГРУППЕ И КАРТОТЕКИ РЕЧЕВЫХ ИГР «ИГРОТЕКА», АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ.
2012-2013 учебный год
Описание проекта
1 этап: подготовительный (информационно-аналитический)
Задачи:
- Обследовать речь детей младшего дошкольного возраста и выявить детей с речевыми нарушениями, выявить уровень речевого развития детей младшего дошкольного,
- Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития (анкетирование),
- Установить контакт с родителями детей, согласовать воспитательное воздействие на ребенка (родительское собрание),
- Начать сбор методических пособий и материалов для «Игротеки» и речевого уголка.
2 этап: основной (практический):
Задачи:
- Разработать и апробировать систему воздействия на речь детей младшего дошкольного возраста,
- Составление системы игр и упражнений для папки «Игротека», речевого уголка,
- Вовлечение родителей в коррекционный процесс (участие родителей в семинарах-практикумах, родительских собраниях, консультациях, общих и индивидуальных беседах),
- Создание информационного стенда «Уголок логопеда».
3 этап: заключительный (контрольно-диагностический):
Задачи:
- Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми,
- Проанализировать эффективность работы логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей,
- Наметить задачи на следующий учебный год,
- Презентация проекта для педагогов ДОУ
Используемая литература:
- М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», Москва. «Просвещение», 1981г.
- Н.В. Дурова «Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить».
- Журнал «Логопед» № 2, 2910г. «Дыхательные упражнения в игровой форме», с.41-45.
- Е. Косинова «Уроки правильной речи», Библиотека Ильи Резника, «Эксмо», Москва, 2004г.
- Картотека «Сборник артикуляционных сказок», составитель Матыкина И.А., Владимир, 2011г.
- Картотека «Стихи и загадки, используемые при выполнении артикуляционных упражнений». (собственный сборник, ресурсы Интернета)
- Картотека «Сборник игр на развитие речевого дыхания». (собственный сборник, ресурсы Интернета)
- Картотека «Сборник игр на развитие слухового внимания, речевого слуха, фонематического слуха». (собственный сборник, ресурсы Интернета)
Предварительный просмотр:
дата | Логопедическое занятие | Работа воспитателя с детьми | Работа с родителями | Работа с воспитателями | Работа в речевом уголке |
1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ) | |||||
сентябрь | Обследование речи детей млад. группы; Заполнение речевых карт, сводной таблицы результатов логопедического обследования на начало учебного года | Сбор анамнестических данных, анкетирование родителей для выявления уровня их компетентности в вопросах речевого развития - «Речевое развитие ребенка» родительское собрание (информирование родителей о состоянии речи – общий анализ; знакомство с задачами на учебный год) | Ознакомление с результатами логопедического обследования, Обсуждение задач и содержания проекта | Сбор материала для речевого уголка (зеркало, полочка, герои – лягушка-Квакушка, Веселый язычок, домик Веселого язычка), Картотека артикуляционных упражнений | |
2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) | |||||
октябрь | 1. Знакомство с веселым язычком, его домиком, развитие речевого внимания и речевого дыхания. 2. основные движения ОАА (движения языка вперед-назад, облизать губы), развитие речевого дыхания. Знакомство с лягушкой квакушкой. 3. основные движения ОАА (открываем-закрываем рот), развитие речевого дыхания и внимания. Игры с лягушкой- квакушкой 4. развитие речевого внимания и речевого дыхания. 5. развитие речевого внимания и речевого дыхания. | 1. Вспомнить про веселого язычка, его домик, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания: «поезд», «спать пошли». 2. Работа в речевом уголке: закреплять движения языка вперед-назад, упр. на развитие речевого дыхания ротового выдоха) «подуем на пушинку». 3. Работа в речевом уголке: закреплять движения рта: открывать и закрывать, упр. на развитие речевого дыхания (ротового выдоха) «подуем на пушинку». 4. закреплять движения ОАА, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания: «часы», «подуем на шарик». 5. Закреплять движения языком и ртом, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания: «кто в домике живет?», «подуем на шарик» | Буклет «Органы речи. Основные движения. Основа правильной речи – речевой слух, фонематическое восприятие, подвижность ОАА» Статья в уголок логопеда «Особенности речи детей 3-4 лет | Консультация «Планирование и проведение индивидуальной работы в речевом уголке с детьми, имеющими речевые нарушения и по желанию детей с нормальной речью» | «Заселить» речевой уголок героями, Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр. |
ноябрь | 6. развитие речевого внимания и АА (движения губ в улыбке, открытие и закрытие рта), игры с лягушкой-квакушкой. 7. развитие речевого внимания и речевого дыхания. 8. развитие речевого внимания и речевого дыхания. 9. развитие речевого внимания, фонематического слуха и АА (улыбка, открытый рот). | 6. закреплять движения губ в улыбке, открывать и закрывать рот, упр. на развитие речевого внимания «лягушка и лягушата». 7.закреплять движения губ в улыбке, открывать и закрывать рот, упр. на развитие речевого внимания «колокольчик» и на развитие речевого дыхания «дуем на мячики». 8. закреплять движения губ в улыбке, открывать и закрывать рот, упр. на развитие речевого внимания «колокольчик» и на развитие речевого дыхания «дуем на мячики». 9. закреплять движения губ в улыбке, открывать и закрывать рот, упр. на развитие речевого внимания «барабаны». | Буклет «Артикуляционная гимнастика» Семинар-практикум «проведение арт. гимн. дома», Выставка методической литературы по теме | Консультация «Проведение арт.упр. в группе», Памятка «Основной комплекс арт.гимн.» Знакомство с методлитературой по теме. | Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр. Выставка рисунков «герои речевого уголка» |
декабрь | 10. развитие речевого внимания и АА (высовывать и убирать язык). 11. развитие речевого внимания, фонематического слуха и АА (открываем и закрываем рот). 12. . развитие речевого внимания, фонематического слуха и АА (облизать губы) Уточнение произношения гласных и согласных звуков раннего онтогенеза – А, О У, И, Э, Ы, П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, Й, К, Г, Х. Составление альбома «Арт.гимн. в картинках», | 10. закреплять движения языка, упр. на развитие речевого внимания «учим говорить правильно». 11. закреплять движения языка (открываем и закрываем рот), упр. на развитие речевого внимания и фонематического слуха «колокольчика». 12. закреплять движения языка (оближем губы), упр. на развитие речевого внимания и фонематического слуха «лошадка и поезд» | Подбор картинок для альбома. Статья в уголок логопеда «Ребенок говорит плохо или не говорит. Почему?» | Консультация по составлению альбома, его использование в индивидуальной работе в речевом уголке | Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр. Уточнение движений ОАА при произнесении гласных звуков в играх «Веселые звуки». Пополнение материала речевого уголка альбомом. |
январь | 13. развитие речевого внимания, фонематического слуха и речевого дыхания. 14. развитие речевого внимания и речевого дыхания. 15. развитие речевого внимания и АА(улыбка, оближем зубы, открываем и закрываем рот). Панно «Звуковой дворик. Кто как кричит?» | 13. упр. на развитие речевого внимания и фонематического слуха «большие и маленькие машинки», речевого дыхания «дуем на бабочку». 14. . упр. на развитие речевого внимания «рыбки», речевого дыхания «дуем на бабочку». 15. закреплять движения языка, губ, упр. на развитие речевого внимания «кто как кричит?» | Подбор картинок для панно. Статья в уголок логопеда «Когда идти к логопеду?», Тест для родителей. | Консультация по составлению панно, его использование в индивидуальной работе в речевом уголке. | Пополнение материала речевого уголка панно. Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр |
февраль | 16. развитие речевого внимания и АА (острый язычок). 17. развитие речевого внимания, фонематического слуха и речевого дыхания. 18. развитие речевого внимания и АА (движения языком вправо-влево). 19. развитие речевого внимания и речевого дыхания. | 16. . закреплять движения острого языка , упр. на развитие речевого внимания «слоны и ослики». 17. . закреплять движения острого языка, упр. на развитие речевого внимания и фонематического слуха «утки и утята», речевого дыхания «дуем на карандаш». 18. закреплять движения языком вправо-влево, острого язычка, упр. на развитие речевого внимания «телефон». 19. . закреплять движения языком вправо-влево, острого язычка, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания «выполни задание», «прокати карандаш». | Статья в уголок логопеда «Роль фонематического слуха. Игры для его развития» Приобретение материала для речевого уголка по теме, Выставка игр и методлитературы* по теме | Консультация «Развиваем фонематический слух у детей младшего возраста. Игры и упражнения | Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр, развитие фонематического восприятия посредством игр и упражнений Пополнение речевого уголка играми на развитие фонематического восприятия |
март | 20. развитие речевого внимания и речевого дыхания 21. . развитие речевого внимания, фонематического слуха и речевого дыхания. 22. развитие голосового аппарата, речевого внимания и речевого дыхания. 23. развитие речевого внимания, фонематического слуха Игра «фонематическая зарядка» | 20. . закреплять движения ОАА, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания «телефон», «прокати карандаш». 21. . закреплять движения ОАА, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания , фонематического слуха «будь внимателен», «прокати снежный ком». 22. . закреплять движения ОАА, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания, голосового аппарата «дождик», «прокати снежный ком». 23. . закреплять движения ОАА, упр. на развитие речевого внимания, фонематического слуха «молоточек» | Статья в уголок логопеда «Роль дыхания в процессе речи. Игры и упражнения на дыхание», Выставка игр и методлитературы по теме, Приобретение материала для речевого уголка по теме | Консультация «Развиваем речевое дыхание. Игры и упражнения» | Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр, развитие фонематического восприятия посредством игр и упражнений, Развитие речевого дыхания Пополнение речевого уголка играми на дыхание, «фонематическая зарядка» |
апрель | 24. . развитие речевого внимания и речевого дыхания. 25. . развитие речевого внимания, речевое дыхание и АА (открывать и закрывать рот). 26. развитие речевого внимания, речевое дыхание и АА (острый язычок, часики). 27. . развитие голосового и артикуляционного аппарата (покусаем язычок), речевого внимания. 28. . развитие голосового и артикуляционного аппарата (часики), речевого внимания. | 24. . закреплять движения ОАА, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания «говорим правильно». 25. . закреплять движения ОАА, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания «лягушка и лягушата», «футбол». 26. закреплять движения ОАА, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания «курица и цыплята». 27. . закреплять голосовой и АА, упр. на развитие речевого внимания «животные», «заморозим руки». 28. закреплять голосовой и АА, упр. на развитие речевого внимания «будь внимателен» | Консультация «Речевые игры. Как играть в них дома», Выставка игр и методлитературы по теме | Обобщение материала в папке «Игротека» | Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр, развитие фонематического восприятия посредством игр и упражнений, Развитие речевого дыхания Пополнение речевого уголка новыми играми |
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический) | |||||
Май | 29. развитие речевого внимания и голосового аппарата. 30. развивать фонематический слух, речевое внимание, АА и голосовой аппарат. Обследование речи детей млад. Группы в конце года; Заполнение речевых карт, сводной таблицы результатов логопедического обследования на конец учебного года, Анализ и выявление динамики речевого развития | 29. закреплять голосовой аппарата, упр. на развитие речевого внимания «отгадать слово», «выполни задание». 30. . закреплять голосовой и АА, упр. на развитие речевого внимания и фонематического слуха «кукушка и дудочка», «делай как я» | Анкетирование родителей о речевом развитии, Родительское собрание «Итоги логопедического воздействия, планирование работы на следующий год», Индивидуальные беседы по вопросам родителей | Ознакомление с результатами логопедического обследования, анализ речевого развития детей, его динамика, Планирование работы на следующий учебный год, Презентация опыта на педсовете | Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр, развитие фонематического восприятия посредством игр и упражнений, Развитие речевого дыхания и внимания. Пополнение речевого уголка новыми играми |
Презентация опыта работы по проекту на педсовете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план кружка по нетрадиционной технике рисования "Веселая акварелька" младшая группа
План расчитан на полный учебный год из расчета 2 занятия в неделю....
Проект "Вместе весело расти!" (Младшая группа)
Цель проекта: создание положительной эмоциональной атмосферы общения между детьми, родителями и педагогами.Задачи:– установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;– ра...
Проект "Веселый снеговик" младшая группа
Развитие любознательности, интереса к окружающему миру....
Спортивный праздник "Веселые финиши". Младшая группа
НоминацииФизкультурно - оздоровительные технологии "Спорт - альтернатива пагубным привычкам "...
ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД. МЛАДШАЯ ГРУППА. ФЭМП
Увлекательное путешествие...
Спортивный досуг "Вместе веселее" для младшей группы совместно с родителями
Досуг разработан ко дню Матери. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов....