Диагностическое пособие "Обследуем - обучаем, обучаем - обследуем" для детей 3-4 лет с ЗПР
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме
В диагностическом пособие представлены методические и практические рекомендации к организации психолого - педагогического изучения детей 3-4 лет в дошкольных учреждениях и специализированных группах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностика и коррекция задержки психического развития детей 3-4 лет.
Шарипова А.Т., учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад№37» компенсирующего вида, город Березники, Пермский край
Салахиева Е.А., учитель – логопед, МАДОУ «Детский сад №404», комбинированного вида, город Пермь
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей научного центра здоровья РАМН за последние 7 лет количество здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет около 10 %. Число детей с отклонениями в развитии в России составило 36% от всего детского населения страны. Из них количество детей, посещающих ДОУ компенсирующего вида, увеличилось в два раза (со 152 тысяч детей до 385, 5 тысяч детей). Наш край не является исключением. Статистика свидетельствует о том, что более 12% дошкольников составляют дети с нарушениями в развитии.
Специалисты выделяют особую категорию детей – не «больных» в полном понимании слова, а испытывающих потребность в особых образовательных услугах. Данная категория детей (ЗПР) нуждается в дифференцированной диагностике аномалии развития уже в раннем и дошкольном возрасте[1]. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными и эффективными оказывается коррекция и компенсация нарушений.
Проблема диагностики нарушений психического и познавательного развития детей дошкольного возраста отражена в трудах отечественных дефектологов Л.С. Выготский, А.Р. Лурии, А.А.Венгер, С. Д.Забрамная, С.Г. Шевченко[3].
Накоплен определенный опыт по организации психолого – медико-педагогического консультирования детей младшего дошкольного возраста (Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная, Н.Ю. Борякова, Н.А. Рычкова).
Вместе с тем, имеющие материалы не дают полные ответы на вопросы, как проводить обследования детей с комплексным дефектом, какой диагностический материал целесообразно использовать в работе с детьми ЗПР и как определить критерии оценки для выявления уровня развития ребенка. Следует отметить и тот факт, что во многих современных изданиях диагностического цикла имеет место перечисление отдельных тестов, заданий, которые не позволяют дать квалифицированную характеристику того или иного нарушения.
Таким образом, назрела необходимость в создании развернутого комплексно- диагностического модуля, являющегося первой ступенью единой системы коррекционной работы с детьми, имеющие сложные нарушения в развитии. Для достижения поставленной цели в 2008 году нами было разработано диагностическое пособие «Обследуя – обучаем, обучая – обследуем» для детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. На протяжении трех лет данное пособие апробировалось и в настоящее время успешно используется в работе учителей – дефектологов и учителей – логопедов нашего детского сада.
Цель диагностического пособия: ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Выявления особенностей психического и познавательного развития ребенка и его соответствия возрастной норме.
- Своевременное выявление проблем в развитии ребенка, анализ их причин.
В диагностике представлены методические и практические рекомендации к организации психолого-педагогического изучения детей 3-4 лет в дошкольных учреждениях и специализированных группах.
Определены основные направления исследования: медицинское (анкета для сбора анамнестических сведений о ребенке), психолого-педагогическое (карта обследования ребенка (Приложение 1.)), речевое приложение (Приложение 2.), методические рекомендации к психолого-педагогическому обследованию.
К каждому направлению были подобраны диагностические задания, игры, тесты с учетом новых федеральных государственных требований[10], выбраны соответствующие формы инструкций, подобран разноплановый инструментарий и стимульный материал.
На основе имеющихся исследовательских и практических материалов ведущих специалистов коррекционной педагогики Е.А. Стребелевой [11], С.Д. Забрамной[6] была определена шкала количественной оценки, которая дала возможность дифференцировать обследуемых детей по четырем группам в зависимости от уровня психического развития.
Практическая ценность диагностического пособия заключается в том, что представленные диагностические материалы соответствуют мотивации обследования и практическому использованию в сфере образования. С их помощью педагоги, специалисты, родители воспитанников, студенты могут осуществить комплексное, самостоятельное обследование, позволяющее получить информацию об особенностях развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Карта
обследования дефектологом(логопедом) ребенка в возрасте с 3-4 лет
(разработана в соответствии с ФГТ)
Фамилия, имя, отчество__________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Дата обследования______________________________________________________________
Дефектолог________________________________________________________
Направления обследования | Знания, умения, навыки | стартовая | итоговая |
І. Общие представления | 1.Имя | ||
2.Фамилия | |||
3.Возраст | |||
4.Члены семьи | |||
Средний балл | |||
Развитие состояния моторных функций | |||
ІІ. Общая моторика | 1.Бросает большой мяч | ||
2.Ловит большой мяч | |||
3. Бросает маленький мяч | |||
4.Ловит маленький мяч | |||
5. Поднимается по лестнице | |||
6.Спускается по лестнице | |||
7. Прыгает на двух ногах | |||
Средний балл | |||
ІІІ. Тонкая моторика. | 1. Собирает пальцы в щепотку. | ||
2. Двумя пальцами руки «ходит» по столу. | |||
3. Машет в воздухе только пальцами. | |||
4. Катает каждым пальцем мелкие бусинки, шарики | |||
5. Запускает пальцами мелкие волчки. | |||
6.Надевает деталь пирамидки на штырь. | |||
7. Сжимает пальцы педагога: -не сжимает -сжимает слабо -сжимает сильно | |||
Конструктивный праксис | 8. Строит башню из 4-х кубиков. | ||
9. Складывает разрезную картинку (2-3 части). | |||
10. Конструирует из палочек по образцу (дорожка, молоток, заборчик). | |||
Графический праксис. | 11. Умеет держать карандаш (ведущая рука). | ||
12. Рисует круг. | |||
13. Рисует вертикальные и горизонтальные линии. | |||
Средний балл | |||
Особенности речевого развития | |||
ІV. Речевое развитие (смотри приложение) | 1. Выполнение одноступенчатой инструкции | ||
2. Выполнение двухступенчатой инструкции | |||
3. Состояние импрессивной речи | |||
4. Состояние экспрессивной речи | |||
5. Состояние фонематического восприятия | |||
6. Состояние фразовой речи | |||
Средний балл | |||
Развитие элементарных математических представлений | |||
V. Сенсорное развитие. | 1. Дифференциация предметов, контрастных по величине. | ||
2. Нанизывание колец в соответствии с величиной. | |||
3.Соотнесение однородных предметов по цвету. | |||
4. Выбор цвета по инструкции ( самостоятельное называние) | |||
5. Выбор формы по инструкции (самостоятельное называние). | |||
6. Работа с коробкой форм. | |||
Средний балл | |||
VI. Пространственно- временные представления. | 1.Вверху - внизу | ||
2. Впереди - сзади | |||
3.Ориентировка в схеме собственного тела, предметном материале. | |||
4. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: -на -в -под -за | |||
5. Определение времени суток на стимульном материале -день -ночь | |||
Средний балл | |||
VІІ. Основы счета. | 1.Дифференциация понятий «один – много» | ||
2. Дифференциация понятий «много», «мало», « ни одного». | |||
Средний балл | |||
Особенности психических процессов | |||
VІІІ. Особенности внимания. | 1. Находит две одинаковые картинки | ||
2. Называет (или показывает) рисунки, частично наложенные друг на друга. | |||
Средний балл | |||
IX. Особенности памяти. | 1. Показывает (или называет) изменения Д/игра « Чего не стало?» | ||
Средний балл | |||
Особенности эмоционально – волевой сферы | |||
X. Особенности поведения ребенка во время обследования. | 1. Контакт: -активный -пассивный (формальный) - не вступает | ||
2. Поведение: -соответствует ситуации - не соответствует ситуации | |||
3. Критичность: -критичен - критичность снижена -не критичен | |||
4. Переключаемость с одного вида деятельности на другой. -переключается - переключаемость снижена - не переключается |
Заключение учителя-дефектолога по результатам обследования
________________________________________________________________________________
1балл - ребенок не принимает и не понимает условия задания.
2балла - ребенок принимает задание, но условия задания не понимает, ответы носят неадекватный характер, в условиях обучения отвечает адекватно, но после обучения самостоятельно с заданием не справляется.
3балла - ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно задания выполняет только после обучения.
4балла - ребенок понимает и принимает условия задания, самостоятельно справляется с его выполнением.
Результаты психолого-педагогического обследования детей
Первая группа (9-12 баллов) составляют дети которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, действуют неадекватно. Показатель детей этой группы свидетельствуют о не благополучии в их интеллектуальном развитии.
Вторая группа (13 – 20 баллов) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного результата, для них характерны, оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания. Задания по подражанию и после обучения самостоятельно выполнить не могут. При этом они безразличны к результатам своей деятельности.
Третья группа (21-29 баллов) составляют дети, которые заинтересованы сотрудничать со взрослыми. Они сразу же принимают задание, принимают его условия и стремятся к выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.
Четвертая группа (30-36 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видами деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.
Приложение 2.
Приложение к карте обследования речевого развития ребенка
с задержкой психического развития
в младшей группе (3-4 лет).
Ф.И. ребенка_______________________________________________
Направление исследования | баллы | |
Исследования лексики и грамматического строя импрессивной речи. | Н.г. | К.г. |
1. Пассивный словарь: а). Понимание конкретных существительных: Инструкция: «Покажи, где (кукла, стол, стул ) части тела (на себе, на кукле): голова, ноги, руки____________ части машины кабина, колеса, кузов, руль:__________________ части дома крыша, окно, дверь ___________________________ б). Понимание обобщающих слов: Инструкция: «Выбери картинку, где»: игрушки ( кубики, мишка, пирамидка, кукла, мяч, машинка, )____ в). Понимание действий: Инструкция: «Покажи, где девочка спит, играет, ест, рисует, гуляет, пьет». Выполнить поручения по речевой инструкции: Дай куклу. Покорми куклу. Посади куклу. | ||
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных: Инструкция: «Покажи, что назову» (на картинках): шар - шары мяч - мячи кукла – куклы стол - столы | ||
3. Понимание существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: -Инструкция: « Покажи, что назову» (на картинках): дом – домик стол - столик мяч – мячик стул - стульчик | ||
3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за): Инструкция: «Положи мячик (в коробку, на стол, под стол, около стола)». | ||
Средний балл | ||
Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи | ||
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь). | ||
2. Активный словарь: а) Существительные - Назови каждый предмет, нарисованный на картинке (по темам): игрушки_________________________________________________ посуда__________________________________________________ одежда_________________________________________________ домашние животные______________________________________ дикие животные__________________________________________ | ||
б) Обобщающие понятия. Назови, одним словом все эти предметы: игрушки одежда посуда животные | ||
в) глагольный словарь - Назови, что делает мальчик (по картинкам): ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет _______________________ | ||
3. Состояние грамматического строя речи (при наличии фразовой речи). а) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода: Инструкция: Назови, какого цвета: шар – красный________ машина – красная______ карандаш – синий_____ чашка – синяя________ | ||
б). Употребление предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за): Инструкция: Назови, что…. ( в коробке, на столе, под столом, около стола). | ||
в). Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: Инструкция: Назови маленький предмет (по картинкам). стол – столик нос - ________________ дом - ______________ ложка -_______________ кукла -_____________ кровать -_____________ | ||
г) Образование названий детенышей животных: Инструкция: Назови детенышей животных. У кошки – котенок__________у лисы - ______________ У зайца - ____________ у медведя - ______________ | - | |
Средний балл | ||
4. Исследования фонематической стороны речи. а). Дидактическая игра «Что звучит?» (колокольчик, погремушка, бубен) Инструкция: «Угадай, что звучит? | ||
б) Показать на картинки предметы, называемые дефектологом: Инструкция: Покажи, что назову: стол – стул папа – баба точка – дочка косы – козы миска – мишка | ||
Средний балл | ||
4. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи). Инструкция: Послушай сказку «Курочка Ряба». Попробуй её повторить. - самостоятельно пересказывает - с помощью взрослого - с заданием не справляется | ||
Средний балл |
Исследование звукопроизношения
Звуки | Характер произношения звуков | |||||
изолированно | в словах | во фразах | ||||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | |
а-о-у-и-ы | ||||||
(б)-(п)-(м) | ||||||
(в)-(ф) | ||||||
(д)-(т)-(н) | ||||||
(г)-(к)-(х) | ||||||
(й) | ||||||
(я) | ||||||
(е) | ||||||
(ё) | ||||||
(ю) | ||||||
(с) | ||||||
(с’) | ||||||
(з) | ||||||
(з’) | ||||||
(ц) | ||||||
(ш) | ||||||
(ж) | ||||||
(щ) | ||||||
(ч) | ||||||
(л) | ||||||
(л') | ||||||
(р) | ||||||
(р') |
Список используемой литературы
1. Борякова Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития. // Коррекционная педагогика. – 2004. - №6.
2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. – М. Лабиринт – 1996.
4.Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004.
5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
6. Лалаева Р., Серябрякова Н. Формирование лексики у дошкольника с ОНР. –Спб., 2001.
7.Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. –СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС: 2006.
8.Нищева Н.В. Организация коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС: 2004.
9.Хватцев М. Недостатки речи у дошкольников. – М., 1958.
10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.
11. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под. ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Обучай-ка" для детей 3-4 лет сОНР
Методическое пособие "Обучай-ка" построено на основе полного взаимодействия и преемственности специалистов и воспитателей дошкольного учреждения. Составлено с опорой на типовую программу М...
Методическое пособие "Обучай-ка" для детей младшего дошкольного возраста с 4 до 5 лет с ОНР
Методическое пособие «Обучай-ка» построено на основе полного взаимодействия и преемственности специалистов и воспитателей дошкольного учреждения.Составлено с опорой на типовую программу М....
Забытые манеры, которым родителям стоит обучить своих детей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19567383","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]] КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА НЕ ПЕРЕБИВАТЬ ВЗРОСЛЫХ Есть мно...
Конспект развивающего занятия по программе «Обучаем чтению» для детей 3-4 лет «Путешествие»
Конспект развивающего занятия по программе«Обучаем чтению» для детей 3-4 лет«Путешествие»...
Статья "Нужно ли обучать иностранному языку детей дошкольного возраста?" (рекомендации для родителей)
Вопрос обучения иностранному языку в дошкольном возрасте один из часто задаваемых родителями. Данная статья даст ответ на этот вопрос....
Картотека игр для детей с ОВЗ "ИГРАЯ - ОБУЧАЕМ, ОБУЧАЯ – РАЗВИВАЕМ"
Мир дошкольника – это мир игр. Эта самая счастливая пора в жизни ребенка и занимает игра особое место. Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не умеют играть. У них не во...
Комментарии
отзыв на работу
Очень полезная информация, узнала новое, спасибо. Буду применять в практике работы.