Особенности развития речи детей до 5 лет .
статья по логопедии по теме

Александра Витальевна Зверева

В статье вы найдете ответы,на некоторые актуальные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_rechevom_razvitii_rebenok_prohodit_neskolko_stadiy.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи детей до 5 лет .                                                                                           В речевом развитии ребенок проходит несколько стадий, знание которых необходимо родителям для того, чтобы избежать возможных проблем, а при необходимости, вовремя обратиться за помощью к специалисту.
Конечно, следует помнить, что не все дети развиваются одинаково, в речи, как и в других областях развития, возможны отличия, обусловленные разными факторами. Тем не менее, отставание речи ребенка на один возрастной период может привести его в группу риска, когда становится необходимой консультация логопеда.
Мы рассмотрим пять возрастных интервалов, в которых обозначим основные направления развития речи.

Первый год.                                                                                                                                     Период, в который происходят важные события, закладываются основы детской речи. Так, трехмесячный малыш осваивает ряд звуков и звуковых групп, с удовольствием вокализирует, т. е. издает звуки, реагируя на улыбку или ласковое обращение взрослых.
Повторяющиеся звуки становятся все более разнообразными и различимыми, образуют так называемый "лепет". Поток звуков, напоминаемый слова, свидетельствует о том, что ребенок  " гулит ".
Младенец даже может "разговаривать" таким образом сам с собой, либо с любимой
игрушкой. На протяжении всего первого года малыш приобретает массу навыков, необходимых для формирования основ языка.
К концу года ребенок произносит несколько простых слов, многие слова понимает, реагирует на несложные просьбы, выполняет их.

Второй год.                                                                                                                                                 В начале данного периода дети показывают все более заметное понимание речи взрослых. Гораздо больше слов ребенок понимает, нежели произносит сам.
Все чаще малыш упражняется в произношении слов, многократно повторяя их наедине, либо за другими людьми. Ребенок внимательно прислушивается к обращенным к нему словам, пытается отвечать , порой на своем, только ему понятном языке. К двум годам малыш овладевает большим количеством слов, хотя многие из них произносит неправильно.
Он также может объединять слова между собой, или, наоборот, произносить какую либо часть слова.
Появляются и первые словосочетания, но явные признаки развития речи следует ожидать не ранее, чем к двум годам.
Интересен тот факт, что детям доставляет огромное удовольствие произносить слова, много раз повторять одно и тоже. Развитие речевого аппарата приносит ребенку не меньшую радость, чем двигательная активность.

Третий год.                                                                                                                                      Значительный прогресс в развитии речи ребенка и его понимании речи других.
Если малыш хорошо развивается во всех областях, но к двум с половиной годам заметного продвижения в развитии речи не наблюдается, необходимо обратить особое внимание на речевое развитие ребенка. В его речи должны присутствовать слова и простые предложения.
Иногда малыш пытается сказать больше, чем он пока может, и поэтому начинает запинаться Если не превращать это в проблему, такие трудности вскоре проходят. Со стороны старших необходимы такт и терпение.
Положительно влияют в этот период чтение ребенку книжек, пение песенок, различные игры и
общение со взрослыми, все это значительно обогащает словарный запас ребенка.

Четвертый год.                                                                                                                                           К началу четвертого года жизни словарный запас ребенка составляет не менее двухсот слов. Достаточно уверенно ребенок может вести простую беседу, осознавая, что окружающие понимают его.
Речь ребенка обретает выразительность, он может говорить тише и громче, выражая тем самым свои эмоции. Ребенок начинает понимать более сложные нюансы взрослой речи, ему доступны простые сравнения и обобщения.
Дети могут считать до десяти, хотя иногда счет заучивается, как стишок, без понимания смысла; могут различать основные цвета. К четырем годам желательно уметь передавать содержание прослушанной сказки, заучивать и рассказывать наизусть несложные
стихи.

Пятый год.                                                                                                                                            Ребенок говорит в основном правильно, хорошо рассказывает и описывает действия, события, задает много вопросов, способен воспринимать смешное и, порой, шутит сам.
Как и в предыдущем возрастном периоде, ребенок может разговаривать сам с собой во время игры, но все чаще этот разговор становится внутренним, свои идеи и
мысли малыш не всегда высказывает вслух.

Рассмотрев ряд основных моментов в речевом развитии маленьких детей, отметим важнейшие пункты, на которые следует обратить особое внимание.
Итак, отчетливое произношение слов наблюдается у некоторых детей уже до года, однако большинство начинает говорить на втором году жизни.
К двум с половиной годам вызывают беспокойство малыши, которые не говорят и не пытаются этого делать.
К трем годам ребенок имеет большой словарный запас, ведет беседу, осваивает абстрактные понятия, такие как цвет и счет, но в его речи еще достаточно много ошибок.
В четыре года                                                                                                                                встречается еще неправильное произношение, но речь становится связной и используется по самым разным поводам: беседа, вопросы, пересказ, чтение наизусть, описание событий и т. д.
К пяти годам развивается понимание таких категорий, как размер, время, цвет, счет, отмечается схожесть с речью дошкольников и младших школьников.
Задача взрослых в этом возрасте помочь ребенку дальше развивать речевые навыки, а при обнаруженных отклонениях в развитии речи обратиться за помощью к специалисту.

литература

«Дошкольное воспитание »1998 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей раннего возраста. Упражнения активизирующие речь.

Материал вмещает в себя консультацию для родителей, практический материал (конспект занятия для детей 1-1,6), памятку для родителей....

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.

(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...

Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."

Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...

«Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи»

laquo;Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи»...