Путешествие в АБВГДейку
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Любимова Наталья Борисовна

 

" Путешествие в страну АБВГДейку "

Поздравление воспитателей.

Зал оформлен шарами и вырезанными из цветной бумаги буквами. На центральной стене – изображение парусника. На парусе начерчен кроссворд

( слова закрыты полосками непрозрачной бумаги с пустыми клетками). У противоположной стены сидят гости. Дети вместе с логопедом входят в зал).

Логопед:

Сегодня мы отправимся в страну АБВГДейку.

За чистым- чистым полем,

За дремучим-дремучим лесом,

За шумным морем

Находится страна АБВГДейка.

Но попасть в нее может только тот, кто научился правильно произносить звуки, кто знает буквы, кто умеет думать и, конечно, у кого в груди бьется отважное сердце. Давайте скажем хором волшебные слова. Невидимый волшебный занавес откроется, заплещутся волны и мы станем участниками необычного морского путешествия.

Дети: (хором) крибле-крабле-бумс!

                    Вальс

Садятся на стулья около парусника. Звучит аудиозапись шума морского прибоя.

Выходит буквоежка ( ребенок) с книгой в руках.

Буквоежка: Куда это вы собрались?

Дети: В страну АБВГДейку.

Буквоежка: Разве можно без меня туда отправляться?! Я же самый главный. И корабль мне знаком. Вон и парус на нем необычный. Что на нем изображено?

Дети: кроссворд.

Буквоежка: Да, в нем  зашифровано слово. Его можно прочитать, отгадав слова на всех строчках. Без меня вам не справиться. Что надо вставлять в кроссворд?

Дети: Буквы.

Буквоежка: Отгадайте первой слово в кроссворде.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Что это?

Дети: Это книга.

( логопед открывает первое слово сверху слово)

Буквоежка: Ой, и правда книга ( дает свою книгу логопеду)

Логопед: ( перелистывая книгу). Да здесь почему – то страницы все пустые, букв нет.

Буквоежка: ( плачет) Я их потерял.

Логопед: Не расстраивайся, Буквоежка, найдем мы твои буквы. Проходи на борт, и отправимся все вместе в страну АБВГДейку.

Буквоежка ( встает у штурвала)

Соленый ветер поднимается,

Поскрипывает мачта на ветру,

И парус силой наполняется.

Мы все сегодня на борту!

Логопед: Это кто здесь грустит?

                 У кого кислый вид?

                 Эй, друзья, не зевай

                 Песню дружно запевай!

                     Дети исполняют песню « өлифба»

Логопед: Теперь послушайте стихотворение и вы узнаете, что могло произойти с азбукой Буквоежки.

Ребенок: Что случилось, что случилось?

                 С печки азбука свалилась.

                 Больно вывихнула ножку

                 Прописная  буква М

                 Г ударилась немножко

 

               Ж рассыпалась совсем.

               Потеряла буква Ю

               Перекладину свою.

               Очутившись на полу,

                Потеряла хвостик У.

                Ф – бедняжку так раздуло,

                Не прочесть её никак!

              

                Букву Р перевернуло,

                Превратило в мягкий знак.

                Буква С совсем сомкнулась,

                Превратилась   в букву О,

                Буква А  когда проснулась 

                Не узнала никого.

 

Логопед :( подносит к глазам бинокль).  Наш корабль находится в Спортивном море. Я там что-то вижу

 

                                   Песня

Звучит аудиозапись ритмичной музыки. Для выполнения упражнения

« Аэробика» выходят дети с прикрепленными к груди буквами. Рассказывая о своих буквах, выполняют движения в соответствии с текстом.

Буква А

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита,

А узнать её легко –

Ноги ставит широко.

 

Буква Э

Это – Э с открытым ртом

И большущим языком.

 

Буква Р

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес качаясь.

 

Буква О

В старом дереве дупло,

Ну совсем как буква О.

 

Буква Б

Буква Б – с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

 

Буква И

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Она легла наискосок

 

Буква К

Сигнальщик держит  два флажка.

С флажками он – как буква К.

 

Буква А

Буква А, буква А-

Алфавита голова.

 

Логопед (обращается к сидящим детям). Какое слово получилось?

Дети: « Аэробика».

Логопед: Вот ребята и дедушка хочет вспомнить молодость и показать как он может танцевать

 

                Танец « Все татары кроме я»

Логопед ( обращается к буквоежке). Вот,  Буквоежка,  мы отгадали и второе слово в кроссворде. ( Открывает второе слово). Звучит аудиозапись спокойной музыки. Входит Нептун ( взрослый)

Нептун : На днях русалки принесли мне книгу, которую они нашли на берегу. Её сильно потрепало море. Кое – где размыло слова, а где - то  и страниц не  хватает. Не поможете ли вы мне восстановить её.

Логопед: С удовольствием.

Нептун : Кто –то из вас уже знаком с буквами?

Дети: Да

Нептун: тогда начинаем.

Читает загадки-шутки. Дети хором дают правильный ответ, и отыскивав картинки – отгадки на мольберте, отдают их Нептуну

 

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду ……жираф( волк)

 

Кто в малине знает толк?

Косолапый бурый…..волк ( медведь)

 

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать….муравей ( свинья)

 

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая……лисица ( белка)

 

Быстрее всех от страха

Несется …..черепаха ( заяц)

 

По горной круче проходил,

Обросшей шерстью ….крокодил. ( баран)

 

В теплой лужице своей

Громко квакал …..бармалей ( лягушонок)

 

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает ….корова ( обезьяна)

Логопед: Ребята, а где можно понаблюдать за животными

Дети: в зоопарке

 

                              Песня « Зоопарк»

Нептун: поплыву к морским обитателям. Покажу, какой стала книга. ( уходит)

Логопед: Счастливого пути! А пора открыть еще одно слово в кроссворде. Что мы только что делали?

Дети: угадывали слова

Логопед: ( открывает третье слово). Верно! Третье слово в кроссворде отгадали « угадайка» ( подносит к глазам бинокль). Вижу кого- то на горизонте!

Появляется русалка ( девочка)

Русалка: меня послал к вам Нептун. Он был доволен, что вы помогли восстановить книгу, и попросил исполнить для вас танец.

Танцует  ( музыка – по выбору музыкального руководителя)

Логопед: спасибо нашей гостье ! Дети, вы узнали ее?

Дети: это русалка

Логопед: вот и  еще одно слово появилось в кроссворде( Открывает четвертое слово). Дети читают « русалка»

Русалка: До свидания ( убегает)

Логопед: хорошее у нас плавание, веселое! Но вы, наверное, мечтаете побыстрее попасть в стану АБВГДейку и хотите, чтобы нас там встретили? Как же послать туда сообщение о нашем прибытие?

                                              Песня «Яратам»

Буквоежка : знаете, есть такая традиция: бросать в море бутылку с посланием.

Логопед: будем же следовать традиции. Для этого нам нужны помощники.

Проводиться игра « Послание». Формируется две команды по три человека в каждой. Игроки подходят у двум столам, на которых лежат чистые листы белой бумаги фломастеры. Около столов стоят два стула, на каждом лежат маленькие пластмассовые бутылки и крышки к ним.

Логопед: каждый должен написать на листе  свое имя, по очереди подойти к своему стулу, свернуть лист, опустить его в бутылку и возвратиться обратно. Последний из команды закручивает крышку у бутылки и бросает ее в море. Дорогие гости ловите бутылки с посланиями : в дальнейшем они нам пригодятся.

Логопед: мы так расшумелись, что нарушили покой рыбок. Поэтому  они выплыли на поверхность моря. Давайте понаблюдаем за ними.

Логопед: как называется этот вид спорта?

                                 Танец спортивный

Дети: гимнастика

Логопед: вот вы отгадали пятое словом в кроссворде ( открывается слово)

А теперь ответьте мне, что было бы, если б не было школ.

                          песня « если б не было школ».

Буквоежка: на горизонте, земля! Наверное ,это страна АБВГДейка.

Логопед: мы вошли в гавань Грамотеев. Спускаемся на берег. Жители АБВГДейки приготовили вам в подарок игру. Участвует тот, кто хорошо знает буквы.

                         Проводится игра « Букварик»

Формируется команда  из пяти человек, каждый получается карточку с буквой из  слова « школа». Участники по очереди изображают буквы , остальные дети пытаются прочитать слово. В конце игры появляется Бармалей ( взрослый), переодетый в Красную шапочку. Он оттесняет ребенка с буквой Л изображает букву Д.

Бармалей: и мне подалочек – слово « шкода»

Логопед: какая странная Красная шапочка! Иди сюда девочка. Скажи-ка, с чего начинается твоя сказка?

Бармалей: пожалуйста. Однажды мой папа послал меня к дедушке отнести колбаски и сыла.

Логопед: правильно, дети? ( ответы детей)

Логопед: девочка, а кто встретился тебе на пути?

Бармалей: по  пути я встлетил автобус!

Логопед: дети, кого на самом деле встретила Красная шапочка?

Дети: волка!

Бармалей: ой, и велно, волка. А еще дологой я пела песенку (поет)

Если долго, долго,долго

Мы не будем слушать маму.

Будем патькаться и длаться

И еще пли этом влать,

Если долго, долго, долго

Будем пелед тем смеяться

То тогда плидеться – деться

Всем нам в Афлику бежать

Припев:

А-а, в Афлике голы вот такой высины,

А-а ,в Афлике леки вот такой силины,

А-а ,обезьяны, касалоты,

А-а ,клокодилы ,бегемоты,

А-а ,и селеный  попугай

Если долго, долго, долго

Будем кусать за обедом, лазбласаем все иглуски

И не будем убилать,

И есе пли этом – этом

Будем злиться и лениться

То плитется педагогам

Тозе в Афлику безать.

Припев

Логопед: Красная шапочка! А что у тебя спрятано в корзинке?  (указывает на торчащий из корзины кинжал)

Бармалей: а…..это пилочка для ногтей.

Дети  и логопед: мы узнали тебя ты Бармалей.

Бармалей: да я стласный и ковалный лазбойник Балмалей. Люблю я кусать маленьких и пухленьких детей. Я узнал, что корабль занесет в Лазбойничье течение, и вам несдобловать.

Логопед: бармалей, а что ты так слова интересно произносишь?  Они у тебя не так уж красиво звучат.

Бармалей: да плыл я на лодке, а тут столм. Выблосило меня на белег. Жив – то я  остался, а звуки не выговаливаю. Поэтому я и злой. Мне стыдно, сто такие калапузы луще меня лазговаливают. Я тозе хочу так говолить.

Логопед: Бармалейчик, это же беда. Я тебе помогу. Приходи ко мне на

занятие – и у тебя тоже все получиться. А для этого надо хорошо потрудиться

( обращается к детям). Верно ведь, дети?

Дети: да

Логопед: ( к бармалею)

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй.

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого

Одно удовольствие, честное слово!

Бармалей:

Ах! Зачем мне эти злодеяния?

Негодяем зить уз больсе не хотю

Собелу цветов букет огломный

И длузьям на память подалю

 

Проводиться игра « Собери букет»

Логопед: прочитайте, пожалуйста, стихи о цветах

1-й ребенок

Мы из цветов составляем букеты,

Подбирая цветок за цветком.

И душистое свежее лето приходит в наш дом.

2-й ребенок

Мы давно вас считали друзьями,

Дети наших садов и полей.

Мы ухаживать будем за вами, чтоб на клумбах росли вы пышней.

                   Песня « Мир цветной»

Логопед ( обращает внимание на кроссворд) : Как вы думаете, какое слово на букву Ц здесь спряталось? ( предложение детей) . Правильно, « Цветок».

( открывает слово). Чтобы узнать, какое слово на следующей строке кроссворда, надо отгадать загадку

Они летом и зимой

Любят жить одна в одной

И пойдут плясать…..( матрешки)

Вот вы отгадали и седьмое слово – « матрешки»

Логопед: ( подносит к глазам бинокль) Я вижу, что нас уже встечают жители АБВГДейки.

                                              Танец

Выходит дети – « матрешки»

 

 

1-й ребенок

Шесть кукол деревянных

Круглолицых и румяных.

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

 

2-й ребенок

Разнимается она на половинки,

В ней еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой

Будет третья во второй

 

3-й ребенок

Половинку отвинти,

Плотную, притертую

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую

Вынь её и посмотри

 Кто в ней прячется внутри.

 

4-й ребенок

Прячется в ней куколка

Пятая, пузатая.

А внутри – пустая.

В ней живет шестая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше  чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры – куколки стоят.

Все вместе.

Сколько куколок здесь есть?

И ответим – кукол…..

Дети: шесть

Матрешки  исполняют танец

Логопед: посмотрите на кроссворд. Как вы думаете, какое слово здесь спрятано на восьмой строчке? Я вам подскажу. Последняя буква в слове – Ц. И это исполнили нам матрешки.

Дети: танец

Логопед: открывает слово

Буквоежка ( подносит к глазам бинокль) Вон ещё кто-то из жителей показался. Да это же ребусы!

Дети с ребусами исполняют « Веселые частушки». Все остальные выкрикивают зашифрованные слова

Дети с ребусами ( вместе)

Не давали буквам дела.

Им безделье надоело.

Надоело нам скучать

И пошли озорничать.

1-й ребенок

Вот какая смехота!

Р свалилась на кота.

Кот теперь не кот, а крот

Роет он подземный ход

 

2-й ребенок

К в карман к монтеру – прыг

А в кармане – ролики

Из кармана в тот же миг

Выскочили кролики

 

3-й ребенок

Как-то вздумали газели

С буквой Т затеять игры

И за это чуть не съели

Их безжалостные тигры

 

4-й ребенок    

Букву Д на дне пруда

Отыскали раки.

С той поры у них беда-

То и дело драки

 

5-й ребенок

Буква Ш из слова шутка

Захотела погулять

А без Ш смешная утка

Побежала в пруд нырять

Логопед: что сейчас нам исполнили ребусы?

Дети : частушки.

Логопед: вот еще одно слово отгадано – « частушки»( открывает слово). А сейчас настало время вспомнить про нашу морскую почту.  Что мы бросали  в море?

Дети: бутылки с записками.

Логопед: ( обращается к родителям). Я прошу выйти тех, у кого оказались послания. В помощь возьмите своего ребенка. Задание не сбиться произнося скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит

Проворонила ворона вороненка.

Не жалела мама мыла

Мама Милу мылом мыла

Логопед: Молодцы! Наверное , вы уже догадались, какое слово в кроссворде.

Дети: игра

Логопед: наше путешествие подошло к концу. Буквоежка, посмотри, не вернулись ли буквы в твою азбуку?

Буквоежка (смотрит в книгу, перелистывая страницы). Да буквы вернулись! Почему это произошло?

Логопед: Потому что дети подружились с буквами, надеюсь, и ты не будешь их больше терять.

Буквоежка: конечно! ( прощается и убегает)

Логопед: ну вот мы и побывали в стране АБВГДейке. Вы еще не раз сюда вернетесь. Какое же слово на одиннадцатой строчке?

Открывается слово « песня»

                                        Песня « Первоклашка»

Логопед: давайте теперь прочитаем, что за слово у нас получилось в кроссворде по вертикали.

Дети: « красноречие»

Логопед: вы за этот год многому научились. Вы много занимались, чтобы ваша речь стала правильной, грамотной. Я уверена, что в школе вы будете так же прилежно учиться. И ваша речь станет еще более плавной, выразительной, красивой.

                               Песня « до свиданье детский сад»

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа...

конспект занятия по грамоте в подготовительной группе:"Путешествие в страну АБВГДейка"

Задачи, поставленные в конспекте, помогут закрепить у детей умение проводить звуковой анализ слов (деление слов на слоги, различать гласные-согласные звуки, твердые-мягкие звуки).Развивает связную реч...

Конспект аттестационного занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в страну АБВГДейка".

Аттестационное интегрированнон фронтальное логопедическое занятие в старшей групее с использованием ИКТ, интерактивного стола....

Путешествие в АБВГДейку

Консультация для родителей с показом  речевых игр специалистами и воспитателем...

"Путешествие в страну АБВГДейка"

Закрепление у дошнкольников знаний элемементов грамоты, понятий звук, буква, слово....