Картотека подвижных игр используемых на этапе автоматизации звуков
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Михайлова Любовь Ивановна

Картотека рекомендована для использования логопедам, воспитателям логопедических групп. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. «Кто быстрее»

 Играющие становятся в две или три колонны по одному. Перед носками первых чертится общая черта. В 10—15 шагах от черты обозначаются два или три (по числу колонн) кружочка. В каждый кружочек кладутся различные картинки. По команде учителя-логопеда ("Внимание! Марш! ") головные игроки в колоннах бегут до своих кружочков, находят картинку в названии которой есть звук [С] и возвращаются обратно, стараясь быстрее занять свои места в колоннах.

 Выбегая из колонны и спокойно вставая на свое место, нельзя задевать других игроков.

 Ребята говорят, что нарисовано на картинках.

 2. «Ловишки в звеньях»

 Дети делятся на два звена. Звенья становятся друг против друга. Запоминают каждый свой номер. Первое звено держит руки ладошками вверх. У второго звена руки опущены. По сигналу водящего: первый номер из второго звена бежит к первому номеру первого звена, хлопает в ладоши его три раза, приговаривая слоговой ряд (Со-со-со, сы-сы-сы, Са-са-са.) и быстро бежит обратно на свое место, его старается догнать первый номер, если догоняет, то идет в его звено. Выигрывает то звено, дети которого засалили больше игроков из другого звена. Переманит к себе.

 3. «Ловишка, бери ленту»

 Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, которая закладывается сзади за пояс или ворот (каждому цвету соответствует картинка, в названии которой есть звук [c][c’][з][з’][ц]). В центре круга стоит ловишка. По сигналу учителя-логопеда «беги» дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. На слова учителя-логопеда «Раз, два, три – в круг скорей беги! » дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент, учитель-логопед показывает картинки, которые «поймал» ловишка, ленточки и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой. Один и тот же ловишка может водить 2-3 раза.

 4. «Отгадай, чей голосок»

 Все играющие образуют круг. Один из играющих становится в середине круга с закрытыми глазами. Руководитель указывает на того, кто будет говорит или петь: «Скок, скок, скок».

 Все играющие идет по кругу вправо и поют или говорят: «мы составили все в круг, повернемся разом круг! » На эти слова все поворачиваются, и продолжают далее: «А как скажешь – скок, скок, скок» (слова «скок, скок, скок» поет или говорит выбранный ребенок). Все останавливаются и заканчивают песню-речетатив словами: «Отгадай чей голосок? ». Стоящий в центре с закрытыми глазами открывает их, и должен отгадать – кто сказал слова «скок, скок, скок» или показывает откуда слышал голос. Если водящий угадал, дети меняются местами.

 Слова «скок, скок, скок» произносит только тот, на кого указал руководитель. Водящий не имеет права открывать глаза до тех пор, пока не закончится речитатив. Если водящий не угадал два раза, он сменяется.

 5. «Передал - садись»

 Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3-4 метров. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом – от груди, от плеча, снизу, двумя руками и т. п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, говорит слово, в названии которого есть свистящий звук, возвращает капитану и сразу приседает. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Когда последний колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает.

 Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мяча от капитана к игрокам и обратно, та и считается победительницей.

 6. "Перемени предмет"

 На одной стороне площадки за линией становятся играющие, образующие 3 колонны. На противоположной стороне площадки, напротив каждой колонны очерчены круги диаметром 60-80 см. Каждый первый в колонне держит в руках мешочек с песком (крупой). В центр каждого кружка кладется такой же мешочек, но к песку или крупе добавлены картинки, маленькие игрушки, в названии которых есть шипящие звуки. По сигналу играющие бегут к кружкам, кладут предмет и берут другой, затем возвращаются бегом на свое место. Прибежавшие передают предмет стоящим сзади, сами бегут в конец колонны. Выигрывает та колонна, игроки которой прибежали быстрее. В конце игры учитель-логопед открывает с командирами мешочки и показывают остальным детям, что в них лежит.

 7. «Последний выбывает»

 Несколько игроков (6-8) бежит по кругу мимо положенных на землю предметов (в названии которых есть свистящий звук). Предметов должно быть меньше на один, чем игроков. По сигналу каждый старается схватить находящийся ближе к нему предмет. Кто не успел этого сделать – выбывает из игры. Дети говорят какие игрушки взяли. Из круга убирается один из предметов. Игроки бегут в другую сторону и по сигналу стараются овладеть предметами. Называют, кто что взял. Наконец, остаются два самых ловких игрока, которые встают в 10 шагах от лежащего предмета и выполняют по указанию взрослого различные движения. По сигналу они устремляются к предмету, а через несколько секунд определяется победитель.

 8. «Колдуны»

 Число игроков не ограничено. Выбирают 2-3 водящих, которые, бегая, стараются осалить всех игроков. Осаленные игроки останавливаются на месте, держа руки в стороны. Остальные игроки могут выручить «заколдованных» игроков сказав чистоговорку, которую произносят вместе с «заколдованными». Игра проводится на время или до того момента, когда все игроки будут осалены. Затем выбирают других водящих.

 9. «Будь ловким»

 Дети стоят лицом в круг, у ног каждого мешочек с песком. Водящий в центре круга. По сигналу дети прыгают в круг и обратно через мешочки, отталкиваясь двумя ногами. Водящий старается осалить детей, пока они не выпрыгнули из круга. Осаленные дети выходят из игры. Игра заканчивается когда остается один ребенок. Дети достают из мешочков фрагменты паззлов и собирают их на магнитной доске.

 10. «Кто шустрей»

 Дети делятся на две-три команды, строятся в колонны параллельно друг другу. Напротив команд стоят магнитные доски. Каждому участнику дается фрагмент паззла. Дети бегут по одному до доски и крепят фрагменты рисунка. Выигрывает та команда, которая соберет быстрей паззл.

 Автоматизация шипящих звуков

 1. "Мишка косолапый"

 Поставьте ноги врозь, руки разведите в стороны в согнутом положении. Сделайте два шага на месте, обопритесь с небольшим наклоном на левую ногу, согнутую правую ногу поднимите в сторону. То же самое выполните с другой ноги.

 Повторите 16-32 раза.

 2. «Ловишка, бери ленту»

 Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, которая закладывается сзади за пояс или ворот (каждому цвету соответствует картинка, в названии которой есть шипящий звук). В центре круга стоит ловишка. По сигналу учителя-логопеда «беги» дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. На слова учителя-логопеда «Раз, два, три – в круг скорей беги! » дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент, учитель-логопед показывает картинки, которые «поймал» ловишка, ленточки и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой. Один и тот же ловишка может водить 2-3 раза.

 3. «Медведи и пчелы»

 Улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне – луг. В стороне – медвежья берлога. Играющие делятся на две неравные группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье. Медведи в берлоге. По условному сигналу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической, летят на луг за медом и жужжат. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся медом. Как только водящий подает сигнал «медведи», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре. После двух повторений дети меняются ролями, учитель-логопед следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказывают помощь.

 4. "Перемени предмет"

 На одной стороне площадки за линией становятся играющие, образующие 3 колонны. На противоположной стороне площадки, напротив каждой колонны очерчены круги диаметром 60-80 см. Каждый первый в колонне держит в руках мешочек с песком (крупой). В центр каждого кружка кладется такой же мешочек, но к песку или крупе добавлены картинки, маленькие игрушки, в названии которых есть шипящие звуки. По сигналу играющие бегут к кружкам, кладут предмет и берут другой, затем возвращаются бегом на свое место. Прибежавшие передают предмет стоящим сзади, сами бегут в конец колонны. Выигрывает та колонна, игроки которой прибежали быстрее. В конце игры учитель-логопед открывает с командирами мешочки и показывают остальным детям, что в них лежит.

 5. "Листопад"

 Встаньте лицом друг к другу в стойку ноги вместе, руки вверх. На счет "раз-шесть", медленно приседая, опустите руки дугами в стороны-вниз, потряхивая кистями рук, - выдох; на "семь", "восемь" встаньте, поднимая руки вверх, - вдох.

 Повторите 4 раза.

 6. "Кто быстрее"

 Играющие становятся в две или три колонны по одному. Перед носками первых чертится общая черта. В 10—15 шагах от черты обозначаются два или три (по числу колонн) кружочка. В каждый кружочек кладутся различные картинки. По команде учителя-логопеда ("Внимание! Марш! ") головные игроки в колоннах бегут до своих кружочков, находят картинку в названии которой есть звук [Ш] ([Щ], [Ж]) и возвращаются обратно, стараясь быстрее занять свои места в колоннах.

 Выбегая из колонны и спокойно вставая на свое место, нельзя задевать других игроков. Ребята говорят, что нарисовано на картинках и становятся в круг.

 7. «Змейка»

 Исходное положение – стоя; скакалку держать одной рукой за конец перед собой, другой конец лежит на полу. Выполнять ходьбу спиной вперед (нога ставится с передней части стопы) с быстрыми перемещениями кисти вправо-влево, придающими скакалке колебательное движение, проговаривая:

 Шшшшшшшшшшшшш

 Если за время передвижения скакалка не выпала из руки и не запуталась («змейка» не догнала, то можно продолжить движение бегом (на носках) спиной вперед. При повторении игрового упражнения руку поменять.

 8. «Совушка»

 В одном из углов площадки обозначается гнездо совушки. В гнезде находится водящий – совушка. Остальные играющие бегают по площадке, изображая жуков, светлячков. Через некоторое время учитель-логопед говорит: «ночь! ». Играющие замирают на месте в той позе, в какой их застала ночь. Совушка вылетает из своего гнезда. Медленно летит, машет крыльями и смотрит, не пошевельнется ли кто. Того, кто пошевелится, совушка уводит к себе в гнездо. Водящий говорит: «День! » Светлячки, жуки опять начинают летать, кружиться и жужжать. После 2-3 вылетов совушки на охоту подсчитывается число пойманных. Выбирается другая совушка.

 9. «Шишки, желуди, каштан»

 В середине круга водящий, а остальные, разбившись по тройкам, становятся один за другим лицом к центру. Ведущий дает всем играющим названия: первые в тройках – шишки, вторые – желуди, третьи – каштаны. По сигналу, водящий громко говорит, например: «Шишки! » Все играющие, названные шишками, должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет: «Желуди! » - меняются местами стоящие вторыми в тройках. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими. Правила игры запрещают вызванным оставаться на месте, не перебегая в какую-нибудь другую тройку. Такой игрок идет водить. При повторении игры каждую тройку можно построить не в колонну, а в кружок.

 10. «Передал - садись»

 Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3-4 метров. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом – от груди, от плеча, снизу, двумя руками и т. п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, говорит слово, в названии которого есть шипящий звук, возвращает капитану и сразу приседает. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Когда последний колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает.

 Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мяча от капитана к игрокам и обратно, та и считается победительницей.

 Автоматизация соноров:

 1. «Старые качели»

 Встаньте лицом друг к другу, держась за руки. Выполняйте поочередные приседания. Изображая звук качели: «трррррррынь-тррррррынь»

 Повторите 8-16 раз.

 2. «Пружинка»

 Встаньте лицом друг к другу на расстоянии согнутых рук, ладонями касаясь друг друга. Выполняйте поочередные сгибания и разгибания рук с сопротивлением.

 Повторите 8-16 раз.

 3. «Ловишка, бери ленту»

 Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, которая закладывается сзади за пояс или ворот (каждому цвету соответствует картинка, в названии которой есть звук [р][р’][л][л’]). В центре круга стоит ловишка. По сигналу учителя-логопеда «беги» дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. На слова учителя-логопеда «Раз, два, три – в круг скорей беги! » дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент, учитель-логопед показывает картинки, которые «поймал» ловишка, ленточки и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой. Один и тот же ловишка может водить 2-3 раза.

 4. «Самолеты»

 Дети-летчики построены в колонны, готовятся к полету. По сигналу «К полету готовься! » Дети изображают пропеллер, заводят мотор.

 По сигналу «Летите! » разводят руки (Крылья самолета) в стороны и летают врассыпную по площадке.

 По сигналу «На посадку! » самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено. Побеждает та команда, чья колонна построилась быстрее.

 Повторить 3-4 раза.

 5. «Вороны»

 Все дети - вороны. Дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед по площадке вокруг воображаемой елки. Бегают в разных направлениях, махая руками. Приседают, делают вид, что уснули.

 Повторить 3-4 раза.

 Учитель-логопед:

 Вот под елкой запушенной

 Скачут по снегу вороны:

 Кар-кар! Кар-кар! (дети)

 Из-за корочки подрались,

 Во все горло раскричались:

 Карр-кар! Кар-карр! (дети)

 Только ночка наступает,

 Все вороны засыпают.

 Кар-кар, кар-кар.

 6. «Как у дедушки Трифона»

 Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в круг и говорит: «Ну, дорогие мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы повторяйте». После этого водящий запевает.

 Дети ведут хоровод по кругу, и все поют:

 «У дедушки Трифона

 Было семеро детей.

 Семь сыновей.

 Они не пили, не ели,

 Все на дедушки глядели

 И все делали вот так!

 И все делали вот так! ».

 С последними словами дедушка Трифон предлагает разные движения и показывает – то руками в бока упрется и подпрыгнет, то потянет себя за нос, то подпрыгнет на одной ноге, то поднимет себя за волосы. Дети должны проворно и быстро повторять все движения. Затем дедушка Трифон выбирает из них лучшего исполнителя, который становится водящим.

 Игра повторяется несколько раз.

 7. «Веревочка с кольцом»

 Все играющие, кроме водящего, становятся в круг и держатся обеими руками за веревку, на которую надето кольцо. Участники незаметно передвигают кольцо от одного к другому. Водящий кружится на месте с закрытыми глазами три раза, все остальные при этом приговаривают:

 Мы играли у крылечка,

 Потеряли там колечко.

 Ты колечко отыщи,

 И из круга выходи.

 Стоящий в середине должен поймать кольцо. Тот, возле кого оно нашлось, меняется с ним местами и становится водящим.

 Повторять 4 раза.

 8. «Хвост и голова»

 Выбирают «голову» Змея Горыныча и «Хвост». Все играющие становятся в линию один за другим. Каждый кладет руки на плечи впереди стоящего ребенка.

 Голова: «Поиграть бы мне охота,

 Может хвостик свой поймать?

 РРРРРрррррр-ррррррррррррр».

 «Голова» начинает охотится за «хвостом», а «хвост» должен все время увертываться от «головы».

 Повторить 3 раза.

 9. «Кто быстрее»

 Играющие становятся в две или три колонны по одному. Перед носками первых чертится общая черта. В 10—15 шагах от черты обозначаются два или три (по числу колонн) кружочка. В каждый кружочек кладутся различные картинки. По команде учителя-логопеда ("Внимание! Марш! ") головные игроки в колоннах бегут до своих кружочков, находят картинку в названии которой есть звук [Р] и возвращаются обратно, стараясь быстрее занять свои места в колоннах.

 Выбегая из колонны и спокойно вставая на свое место, нельзя задевать других игроков.

 Ребята говорят, что нарисовано на картинках и становятся в круг.

 10. «Затейники»

 Одного из играющих выбирают затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево) и произносят:

 Ровным кругом

 Друг за другом

 Мы идем за шагом шаг.

 Стой на месте

 Дружно вместе

 Сделаем… вот так.

 Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, а все дети повторяют его. После 2-3 повторений игры затейник выбирает кого-нибудь из играющих на свое место, и игра продолжается. Повторяется игра 3-4 раза.

 Затейники придумывают разнообразные движения, не повторяя показанных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный дидактический материал, используемый на этапе автоматизации звука Л

На современном этапе каждый педагог ищет средства, расширяющие возможности для реализации дидактического принципа наглядности на качественно новом уровне. Мультимедиа-визуализация на занятиях логопеда...

Картотека подвижных игр в формировании и автоматизации правильного произношения звуков во фразовой речи.

Роль подвижных игр в формировании и автоматизации правильного произношения звуков во фразовой речи.Задачи: - Активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке;- Обеспечить необходимую физиче...

логопедические домашние задания, используемые на этапе постановки звуков.

логопедические домашние задания,используемые на этапе постановки звуков....

Картотека логопедических подвижных игр, используемых на этапе автоматизации звуков.

Картотека рекомендована для использования воспитателям логопедических групп....

Электронный дидактический материал, используемый на этапе автоматизации звука [Л] в середине слов (слог ОЛ)

Картинный материал используется на этапе автоматизации звука Л в середине слов (гласный звук- звук Л - согласный звук). Благодаря электроной форме визуализации, логопед может использовать материал для...

Электронный дидактический материал, используемый на этапе автоматизации звука [Л] в середине слов (слоги ЕЛ, ИЛ)

Данный картинный материал является наглядным пособием на этапе автоматизации звука Л в середине слов ( закрытых слогах -ел, -ил). Благодаря электронной форме визуализации, логопед может использовать м...

Картотека заданий на этапе автоматизации звука

Уважемые родители!Этот материал можно использовать самостоятельно, но только после того как звук введен учителем-логопедом в речь и ребенок изолировано  его произносит. И если ваш ребенок "з...