Комплекс гимнастики по развитию артикулляционного аппарата и слуховых ориентировок
методическая разработка (логопедия, младшая группа) по теме
Методическое пособие содержит комплексы артикулляционной и пальчиковой гимнастики, упражнения на развитие дыхания и голоса по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Мой детский сад»
Пальчиковая гимнастика:
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (соединить ладони вместе)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. (сгибание и разгибание пальцев рук)
Голосовые упражнения:
Игра «Знакомство»
Цель игры: помочь ребенку развить голос.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру нужно играть встав в кружок или в парах. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук. Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха. Во время игры дети знакомятся с голосами друг друга.
Дыхательные упражнения:
«Весело играли и больно упали»
Цель: учить детей направлять воздушную струю, дуть на больное место.
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик» - Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Воздушный поцелуй» - вытянуть губы в сторону ладони, причмокнуть губами.
«Дразнилка» - Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Миогимнастика:
«Мы рады вас видеть»
Цель: учить детей выражать эмоции радости, улыбаться друг другу.
Развитие слуховых дифференцировок:
«Угадай, чей голосок» - ребенок произносит звук или слово, а другой угадывает выбором фотографии или называет имя ребенка.
«Мое тело»
Пальчиковая гимнастика:
«Части тела»
У меня есть голова,
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки, чтобы поскакать,
Ручки, чтобы поиграть.
(указывать на соответствующие части тела в соответствии со стихотворением)
Голосовые упражнения:
Игра «Эхо»
Цель игры: развить силу голоса ребенка.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит звуки, например, а, у, о, у пр., а вторая тихо их повторяет.
Дыхательные упражнения:
«Нос - рот» -
Цель: учить детей вдыхать и выдыхать ртом и носом попеременно.
Артикуляционная гимнастика:
«Зубки» - Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Губки» - плотно сжать губы, подержать от 5 – 10.
«Язычок» - Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Миогимнастика:
«Веселые и грустные глазки»
Цель: учить детей выражать эмоции радости, грусти глазами.
Развитие слуховых дифференцировок:
«Внимательные ушки» - взрослый зовет ребенка из соседней комнаты, ребенок должен двигаться в направлении звука.
«Игрушки»
Пальчиковая гимнастика:
«Игрушки»
Мой веселый круглый мяч (одной рукой бьем по воображаемому мячу).
Щеки круглые не прячь! (Смена рук)
Я тебя поймаю, (двумя руками, соединив одноименные пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Голосовые упражнения:
Игра «Клоун»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.
Оборудование: картинки игрушек
Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различные игрушки. Каждый ребенок по очереди становиться клоуном и изображает звуки, которые издают игрушки. Остальные дети должны угадать это игрушку и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить игрушку. Начинать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изображать предмет (машинка, паровозик, юла, погремушка и т.п.).
Дыхательные упражнения:
«Футбол»
Цель: развивать направленность и силу воздушной струи, сильным толчком сдвигать легкий предмет.
Артикуляционная гимнастика:
«Шарики» - Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
«Лопаточка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Барабан» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.
Миогимнастика:
«Новая игрушка»
Цель: учить детей выражать эмоции удивления и радости, улыбаться при виде новой игрушки.
Развитие слуховых дифференцировок:
«Узнай игрушку» - взрослый играет с игрушкой за ширмой, ребенку нужно угадать ее выбором картинки или самой игрушки.
«Овощи»
Пальчиковая гимнастика:
«Капуста»
Я – зеленая капуста, (руки перед собой образуют круг)
Без меня в кастрюле пусто. (наклонили голову, заглядываем в кастрюлю)
Листья снимите с меня
И останусь только я! (разводим руками)
Голосовые упражнения:
Игра «Горячие щи»
Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности голоса и мимике.
Оборудование: кастрюля
Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает ситуацию «горячо», при этом произнося с определенной интонацией «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.
Дыхательные упражнения:
«Горячая картошка» -
Цель: развивать направленность струи, выдувать воздух с длительностью.
Артикуляционная гимнастика:
«Жуем капустный лист» - Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
«Помидор» - Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5—10 секунд.
«Тыква» - надуть обе щеки.
«Подавились» - покашливание
Миогимнастика:
«Едкий лук»
Цель: учить детей выражать эмоцию неприятного жжения в глазах (прищур).
Развитие слуховых дифференцировок:
«В какой кастрюле закипел суп» - взрослый гремит крышками от двух разных кастрюль (медная и пластиковая), ребенку нужно угадать ее.
«Фрукты»
Пальчиковая гимнастика:
«Лимон»
Желтый – желтый наш лимон, (соединить ладошки)
Кислым соком брызжет он. (развести пальцы в стороны)
В чай его положим (показ)
Вместе с желтой кожей. (помешивание)
Голосовые упражнения:
Игра «Горячий чай»
Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности голоса и мимике.
Оборудование: чашка
Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает ситуацию «горячо», при этом произнося с определенной интонацией «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.
Дыхательные упражнения:
«Дуем на чай»
Цель: развивать направленность струи, выдувать воздух с длительностью.
Артикуляционная гимнастика:
«Грызем яблоко» - открывать и закрывать рот, широко двигая челюстями.
«Апельсин» - зубы вместе, округлить губы, как при звуке О.
«Сочна груша» - облизать нижнюю губу.
«Подавились» - покашливание
Миогимнастика:
«Кислый лимон»
Цель: учить детей выражать мимикой вкус лимона (прищур).
Развитие слуховых дифференцировок:
«Кто внимательный?» - взрослый дает инструкции шепотом, ребенку нужно прислушаться, услышать ее и выполнить ее.
«Домашние животные»
Пальчиковая гимнастика:
«Кошка»
Вот, убрав царапки,
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки
На своей макушке. (показ движений по тексту)
Голосовые упражнения:
Игра «Коровка»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить губные звуки.
Оборудовние: корова
Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу».
Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например:
«Му» — коровка поутру
Замычала на лугу.
Травку там она жует,
А дома молочко дает.
Дыхательные упражнения:
«Собачка устала»
Цель: развивать резкий выдох и вдох через рот, выдувать воздух с высунутым языком.
Артикуляционная гимнастика:
«Кошечка пьет молоко» - открыть рот, высунуть язык и сразу спрятать.
«Коровка» - положить язык на нижнюю губу и пошлепать его губами: па-па-па.
«Лошадка» - Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
«Мычание» - с плотно зажатыми губами мычать.
Миогимнастика:
«Ласковая кошечка»
Цель: учить детей выражать эмоцию удовольствия (улыбка и прищур глаз)
Развитие слуховых дифференцировок: «Угадай, кто кричит?» - взрослый воспроизводит голоса животных, ребенку нужно угадать (выбором игрушки или картинки) и изобразить.
«Дикие животные»
Пальчиковая гимнастика:
«Дикие животные»
Заяц и ежик навстречу друг другу
Шли по дорожке по полю, по лугу. (движения пальцами по столу)
Встретились и испугались они. (стукнулись кулачками)
Быстро бежали, поди, догони! (пальцы идут по столу).
Голосовые упражнения:
Игра «Поход в лес»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)
И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)
В этот солнечный денек (руки опустить вниз)
Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)
Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.
Дыхательные упражнения:
«Медведь пыхтит»
Цель: развивать резкий выдох через рот, выдувать воздух сквозь слегка сомкнутые губы.
Артикуляционная гимнастика:
«Зайка» - Закусить верхними зубами нижнюю губу. Подержать.
«Норка» - зубы вместе, округлить губы, как при звуке О.
« Волк» - раздвинуть губы, оголить зубы «оскал».
«Кряхтение» - изобразить как кряхтит медведь.
Миогимнастика:
«Злой волк»
Цель: учить детей выражать эмоцию злости (нахмуривание бровей)
Развитие слуховых дифференцировок:
«Угадай, кто кричит?» - взрослый воспроизводит голоса животных, ребенку нужно угадать (выбором игрушки или картинки) и изобразить.
«Мебель»
Пальчиковая гимнастика:
«Мебель»
На кроватке мы поспали, (руки под щеку)
Вещи в шкаф уже убрали (имитация)
Мы на стуле посидели (ладонью накрыть кулачок)
И за столиком поели. (имитация)
Голосовые упражнения:
Игра «Уложи куклу спать»
Цель игры: развить плавность голоса ребенка,
Оборудование: кроватка и кукла.
Ход игры. Ребенок стоит рядом с кроваткой и держит на руках куклу. Взрослый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». А уже затем эти действия выполняет ребенок.
Дыхательные упражнения:
«Сдуваем пыль с мебели»
Цель: развивать резкий выдох через рот.
Артикуляционная гимнастика:
«Открываем шкаф» - широко открыть рот, подержать и закрыть.
«Выдвигаем полку» - открыть рот, высунуть язык, подержать, спрятать язык и закрыть рот.
«Дверцы скрипят» - изобразить скрип дверей.
«Закрываем шкаф на замок» - плотно зажать губы. Подержать.
Миогимнастика:
«Стул сломался»
Цель: учить детей выражать эмоцию печали.
Развитие слуховых дифференцировок:
«Угадай, что шумит?» - взрослый воспроизводит шумы при перестановке и манипуляции с мебелью, ребенку нужно угадать (картинки).
«Посуда»
Пальчиковая гимнастика:
«Посуда»
Из тарелок, как один, (ладони вместе перед собой - тарелка)
Суп мы ложками едим. (имитация)
Вилкой кушаем котлеты, (накалывающие движения пальцами)
Ножик режет нам омлеты. (имитация ладонью)
Голосовые упражнения:
Игра «Кто дольше»
Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.
Дыхательные упражнения:
«Дуем на чашку с чаем»
Цель: развивать направленность струи, выдувать воздух с длительностью.
Артикуляционная гимнастика:
«Открываем шкаф» - широко открыть рот, подержать и закрыть.
«Отпиваем чай из чашки» - губы трубочкой, подержать.
«Причмокивание» - плотно смыкать и размыкать губы, причмокивая.
«Закрываем шкаф на замок» - плотно зажать губы, подержать.
«Чашечка» - Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Миогимнастика:
«Разбитая посуда»
Цель: учить детей выражать эмоцию страха, печали.
Развитие слуховых дифференцировок:
«Угадай, что звенит?» - взрослый воспроизводит шумы разной посуды (стекло, железо, пластик), ребенку нужно угадать (взять чашку, которая звенела).
«Дом. Домашний очаг»
Пальчиковая гимнастика:
«Дом»
Строим дом, дом большой (постукивание кулачками)
И с окошком и с трубой (имитация).
Голосовые упражнения:
Игра «Дом»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.
Оборудование: домик
Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декламируют стихотворение, одновременно делая движения.
Бим — бом! Бим — бом! (стоять на месте)
Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед).
Бим — бом! Бим — бом! (хлопать в ладоши)
Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх)
Дыхательные упражнения:
«Дым из трубы»
Цель: развивать длительный вдох носом и резкий и короткий выдох через рот.
Артикуляционная гимнастика:
«Открываем дверь» - широко открыть рот, подержать и закрыть.
«Окошко» - открыть рот широко и подержать.
«Красим пол и потолок» - поднять язык вверх и погладить небо, опустить вниз и погладить подъязычную область.
«Закрываем шкаф на замок» - плотно зажать губы. Подержать.
Миогимнастика:
«К нас гости пришли»
Цель: учить детей выражать эмоцию радости.
Развитие слуховых дифференцировок:
Игра «Эхо»
Группа изображает детей, которые заблудились, другая - эхо. Каждая группа располагается в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились, громко зовут по имени детей другой подгруппы; «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются.
«Птицы»
Пальчиковая гимнастика:
«Птицы»
Зерна курочка клюет, (обе ладони отклоняем от себя)
И цыплятки тут как тут. (имитация клевания по ладони указательным пальцем)
В воду уточка ныряет, (ладони вместе имитация нырния)
А цыплятки не нырнут. (грозим пальцем).
Голосовые упражнения и Дыхательные упражнения:
Игра «Птичий двор»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.
Оборудование: игрушки
Ход игры. Медленная ходьба в течение 1 – 3 мин. Поднять р. в стороны – вдох, опустить вниз – выдох, произносить «г-у-у-у-у» (гусь)
Сесть, одна р. на животе, другая – на груди. При втягивании живота сделать вдох, выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф» (3 – 4 раза) (Филин)
Встать прямо, н. врозь, р. опустить. Поднять р. в стороны, а затем хлопнуть ими по бёдрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку» (5 – 6 раз). (Петух)
Артикуляционная гимнастика:
«Клюв» - Язык высунуть далеко, напрячь его, удерживать в таком положении до 5-10.
«Дятел» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.
«Кукушка» - открыть рот, высунуть язык, подержать, спрятать язык и закрыть рот.
Миогимнастика:
«Птичка заболела»
Цель: учить детей выражать эмоцию горя, жалости ( грустные глазки)
Развитие слуховых дифференцировок:
«Угадай, кто кричит?» - взрослый воспроизводит голоса птиц, ребенку нужно угадать (выбором игрушки или картинки) и изобразить.
«Одежда и обувь»
Пальчиковая гимнастика:
«На прогулку»
Я надену сапоги, курточку и шапку. (показываем на ноги, туловище и голову)
И на руку каждую натяну перчатку. (имитация).
Голосовые упражнения:
Игра «Дождик»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.
Оборудование: картинка дождика
Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и слушают стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повернув их внутренней стороной ладоней вверх)
Хорошо меня полей!
Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх)
И не страшно сырости!
В конце плавно и тихо произносят: кап – кап…, постепенно увеличивая темп и громкость.
Дыхательные упражнения:
«Ветер»
Цель: развивать направленность струи, выдувать воздух с длительностью.
Артикуляционная гимнастика:
«Застегивание молнии» - язык высунуть и опустить вниз, затем медленно поднять вверх.
«Язычек у сапожка» - Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Миогимнастика:
«Весело ходить по лужам»
Цель: учить детей выражать эмоцию радости.
Развитие слуховых дифференцировок:
«Угадай, что надену?» - взрослый воспроизводит шумы разной обуви и одежды (застегивание молнии и кнопок, каблуки и тапки), ребенку нужно угадать (картинкой или повторить действие с предметом).
«Зима. Зимние забавы»
Пальчиковая гимнастика:
«Зима»
Снег ложится на дома, (руки сверху в низ)
Улицы и крыши (руки домиком)
Тихо (палец к губам)
К нам идет зима, (изображаем шаги пальцами)
Мы ее не слышим… (рука за ухом)
Голосовые упражнения:
Игра «Дружные ребята»
Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.
Оборудование: картинка «зима»
Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым, выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп:
Мы по снегу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихотворение)
Дружно песню поем. (остановились и протянули А-А-А
Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) поднимая ножки.
Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).
А потом встали и молчок! (встать и замолчать)
Дыхательные упражнения:
«Вьюга»
Цель: развивать направленность струи, выдувать воздух с длительностью на снежинку.
Артикуляционная гимнастика:
«Снежки» - открыть рот и округлить, как призвуке О. Подержать.
«Мороженое» - открыть рот широко, высунуть сильно язык и сделать облизывающее движение снизу вверх.
«Горка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Миогимнастика:
«С горки покатились, больно приземлились»
Цель: учить детей выражать эмоцию радости и грусти.
Развитие слуховых дифференцировок:
«Угадай, что за звук?» - взрослый воспроизводит шумы зимнего времени года (ветер, снег скрипит под ногами), ребенку нужно угадать (картинкой).
«Новый год»
Пальчиковая гимнастика:
«Подарки»
Здравствуй, дедушка Мороз! (ладонью поглаживать подбородок)
Что в подарок нам принес? (руки в стороны)
- громкие хлопушки? (похлопать)
- сладости, игрушки. (фонарики)
Голосовые упражнения:
Игра «Хлопушки»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, рзвитие дифференцировки голоса (тихо, громко).
Оборудование: картинка
Ход игры: Дети сидят за столами, выполняя соответствующие движения произносят:
Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу) громко
Все дрожит от страха (обнять себя за плечи).
Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).
Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола). тихо
Дыхательные упражнения:
«Вьюга»
Цель: развивать направленность струи, выдувать воздух с длительностью на снежинку.
Артикуляционная гимнастика:
«Шары» - открыть рот и округлить, как призвуке О. Подержать.
«Мороженое»; - открыть рот широко, высунуть сильно язык и сделать облизывающее движение снизу вверх.
«Конфеты» - имитация откусывания и рассасывания.
«Горка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Миогимнастика:
«Подарки»
Цель: учить детей выражать эмоцию радости и удивления.
Развитие слуховых дифференцировок:
«Угадай, что за звук?» - взрослый воспроизводит шумы (шорох елочного дождя, звон игрушек новогодних), ребенку нужно угадать (картинкой).
«Бытовые приборы»
Пальчиковая гимнастика:
«Бытовые приборы»
Электроприборы – это чудо!
Жить без них нам было б худо.
Мясорубку мы возьмем,
Быстро мясо провернем. (имитация).
Голосовые упражнения:
Игра «Пылесос»
Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса.
Оборудование: пылесос
Ход игры. Дети делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят звук У-у-у-у... Произносить слоги следует как можно дольше.
Дыхательные упражнения:
«Пылесос»
Цель: развивать умение вдыхать воздух в себя, всасывающим движением.
Артикуляционная гимнастика:
«Часы с кукушкой» - Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
«Печка» - сомкнуть губы и выдохнуть сквозь них на звук П.
«Мясорубка» - пожевывающие движения челюстью.
«Гладим белье» - поглаживающие движения языком по нижней губе.
Миогимнастика:
«Как много пыли!»
Цель: учить детей выражать эмоцию удивления.
Развитие слуховых дифференцировок:
«Угадай, что за звук?» - взрослый воспроизводит шумы бытовых приборов (часы, пылесос, телефон), ребенку нужно угадать (картинкой).
«Профессии»
Пальчиковая гимнастика:
«Воспитатель»
Воспитатель помогает,
Нам картинки рисовать,
С нами в игры он играет
И укладывает спать. (имитация движений по тексту)
Голосовые упражнения:
Игра «Скажите А-А-А»
Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.
Оборудование: картинка доктора
Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Один ребенок доктор, другой пациент и по сигналу взрослого пациент глубоко вдыхает и начинает тянуть определенный гласный звук (а). Другой следит «проверяет горло». Затем меняются.
Дыхательные упражнения:
«Доктор»
Цель: развивать умение вдыхать воздух в себя носом, выдыхать ртом.
Артикуляционная гимнастика:
«Покашливание» - изобразить кашель.
«Иголочка» - язык высунуть далеко, напрячь его, удерживать в таком положении до 5-10.
«Мясорубка» - пожевывающие движения челюстью.
«Трубочка» - губы трубочкой, как при звуке У, подержать.
«Вкусное лекарство» - Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз.
Миогимнастика:
«Покупки»
Цель: учить детей выражать эмоцию удивления, радости и разочарования.
Развитие слуховых дифференцировок:
«Угадай, чей инструмент?» - взрослый воспроизводит шумы бумажных и медных денег, стук молотка, работа пилы, ребенку нужно угадать (картинкой).
«Транспорт»
Пальчиковая гимнастика:
«Машины»
По шоссе идут машины (изображаем руль)
По асфальту едут шины. (ладонями проводить по поверхности)
По дороге не беги, (грозим пальцем)
Я скажу тебе: Би – Би. (изобразить пальцами нажатие сигнала)
Голосовые упражнения:
Игра «Поезд»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.
Оборудование: игрушка поезд
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.
Поезд мчится во весь дух:
— Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:
«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).
Дыхательные упражнения:
Цель: упражнять в умении чередовать носовое и ротовое дыхание.
Дети выполняют движения руками (имитация езды паровоза) с произношением на выдохе чух-чух-чух (до 1 мин). После чего паровоз останавливается, Выполняется глубокий вдох через нос, затем произносятся на выдохе ш-ш-ш-ш как можно дольше.
Артикуляционная гимнастика:
«Машина в гараже» - открыть рот, высунуть язык, подержать, спрятать язык и закрыть рот.
«Надуваем шины» - надуть щеки и подержать.
«Заводим машину» - Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «П».
«Горка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Миогимнастика:
«Машина сломалась - починили»
Цель: учить детей выражать эмоцию грусти, радости.
Развитие слуховых дифференцировок: «Угадай, что за транспорт?» - взрослый воспроизводит шумы известного транспорта (машина, поезд, трактор), ребенку нужно угадать (картинкой, игрушкой).
«Продукты питания»
Пальчиковая гимнастика:
«Пирожки»
Я пеку, пеку, пеку.
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки,
Испеку два пряничка. (имитация)
Голосовые упражнения:
Игра «Котята»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры:
Тише, тише
Кот на крыше, (говорим тихо).
И котята чуть-чуть выше .(чуть громче)
Кот пошел за молоком
А котята кувырком.
Кот принес всем молока,
Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)
Артикуляционная гимнастика:
«Блинчики» - положить язык на нижнюю губу и пошлепать его губами: па-па-па.
«Варенье» - Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая) ния сверху вниз.
«Колбаска» - Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
«Пьем молоко через трубочку» - вытянуть губы трубочкой, втягивать воздух.
«Подавились» - изобразить покашливание.
Миогимнастика:
«Кислый лимон»
Цель: учить детей выражать мимикой состояние при еде лимона (морщиться).
Развитие слуховых дифференцировок:
«Угадай, что в банке?» - взрослый воспроизводит шумы при помощи баночек с горохом, манкой, фасоли), ребенку нужно угадать (картинкой, игрушкой).
«Лето»
Пальчиковая гимнастика:
«Лето»
Солнцем ласковым согрето,
За весной приходит лето. (пальчики шагают по столу)
Будем в озере нырять (имитация ныряния, ладони вместе)
И цветочки собирать. (имитация)
Голосовые упражнения:
Игра «Дождик»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.
Оборудование: картинка
Ход игры.
Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повернув их внутренней стороной ладоней вверх)
Хорошо меня полей!
Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх)
И не страшно сырости! (произнося с разгоном УУУ-х)
Дыхательные упражнения:
«Дуем на бабочку»
Цель: развивать направленность струи, выдувать воздух с длительностью.
Артикуляционная гимнастика:
«Качели» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд.
«Пьем лимонад из трубочки» - вытянуть губы трубочкой, втягивать воздух.
«Цветочки распускаются» - открыть рот, высунуть язык, подержать, спрятать язык и закрыть рот.
Миогимнастика:
«Солнечный день»
Цель: учить детей выражать эмоцию радости, удивления.
Развитие слуховых дифференцировок:
«Угадай, что за звук?» - взрослый воспроизводит шумы летнего времени года (дождик, птицы поют), ребенку нужно угадать (картинкой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений на развитие дыхательного аппарата ребенка
Уважаемые родители!Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений на развитие дыхательного аппарата вашего ребенка!Эти упражнения, помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оз...
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА ДОШКОЛЬНИКА
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции.Органы артикуляции (органы речи, ...
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка...
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка.
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка....
Комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры и развитию артикуляционного аппарата для детей с тяжелыми нарушениями речи
Вашему вниманию представлен комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры лица и развитию артикуляционного аппарата для детей с ТНР. Эти два направления являются неотъемлемой частью работы уч...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...
Комментарии
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПОДБОР
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПОДБОР МАТЕРИАЛА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА И СЛУХОВЫХ ОРИЕНТИРОВОК. С РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРА ВОЗЬМУ ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СВОЕЙ РАБОТЫ. СПАСИБО.
Я только рада, если смогла
Я только рада, если смогла кому-то помочь! Спасибо.