Инновационная образовательная деятельность
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Образовательная деятельность по коррекции и развитию речи детей на материале стихов о природе на этапе автоматизации звуков в самостоятельной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная образовательная деятельность
Образовательная деятельность по коррекции и развитию речи детей на материале стихов о природе на этапе автоматизации звуков в самостоятельной речи.
Основные цели деятельности:
1. Работа над общими речевыми навыками:
- развитие интонационной выразительности, способности изменять голос по силе, высоте и тембру, с использованием стихотворного материала;
- совершенствование чёткой дикции;
- выработка правильного темпа речи.
2. Коррекция звуковой стороны речи, включающая следующие разделы:
- автоматизация и дифференциация свистящих звуков ;
- автоматизация и дифференциация шипящих звуков;
- дифференциация свистящих и шипящих звуков;
- автоматизация и дифференциация сонорных звуков.
3. Обогащение словарного запаса по лексическим темам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» с использованием встречающихся в стихотворениях: эпитетов – существительных ( «пришла зима серебристая»), эпитетов – существительных (зима – « чародейка», «волшебница»), глаголов в переносном значении («дремлет лес»), слов – родственников («снег», «снежок», «снежная», «снеговик», «снегопад»); синонимов ( снежная буря, метель, пурга, вьюга, буран); антонимов ( «плетётся рысью как – нибудь» - « летит кибитка удалая»).
4. Развитие грамматического строя речи:
- использование в речи имён существительных в единственном и множественном числе;
- знакомство детей со способами словообразования («листопад», «принакрылась», «поехать»);
- совершенствование согласования имён прилагательных и имён существительных («зима серебристая», «поле чистое»);
- употребление в речи простых и сложных предлогов («ёлка стояла в платье зелёном», «вышел на просторы погулять мороз»).
5. Обучение связному высказыванию, а именно:
- умению поддерживать беседу;
- диалогической речи, умению отвечать на вопросы предложениями из 4-7 слов;
- навыкам связной речи при составлении рассказов-описаний о временах года на материале картин и стихотворений;
- умению рассказывать о своих чувствах и чувствах поэтов;
- умению составлять рассказ из личного опыта о переживаниях, связанных с прочитанным стихотворением и с увиденным;
- умению правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения, творческой речевой деятельности.
Речевой стихотворный материал используется как на индивидуальных так и на подгрупповых логопедических занятиях в зависимости от уровня речевого и психического развития детей.
Зима.
Автоматизация и дифференциация свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)
Здравствуй, гостья зима!
Здравствуй, гостья зима! Просим милости к нам
Песни севера петь по лесам и степям.
Есть раздолье у нас,- где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам и ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,- пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь на морозе горит!
И. Никитин
- О чём люди просят зиму? Боятся ли люди зимы? Подбери слова-родственники к слову «зима».
Заметает зима белый путь.
Заметает зима белый путь.
Хочет в мягких снегах утонуть.
Ветер резвый уснул на пути,
Не проехать в лесу, не пройти….
С. Есенин
- Почему в лесу нельзя проехать зимой? Что сделали зима и ветер в лесу? Подбери слова- родственники к слову «снег».
Синичка у окна.
- Синичка, синичка! скажи мне, о чём
Ты тинькаешь звонко под нашим окном?
О том, что зима наступила опять
И в форточку сало пора выставлять. Н. Красильников
-Каких зимующих птиц ты знаешь? Как нужно помогать птицам зимой? Подбери слова-родственники к слову «кормушка».
Сова.
Спит сова на старой ели-
Все в лесу ей надоели.
Снег засыпал стайку сосен-
Это вовсе вам не осень.
Зима, зима в права вступила,
Вот сова и загрустила.
О. Крупенчук
- О каком времени года идёт речь в стихотворении? Чем покрыты сосны в лесу? Почему загрустила сова? Подбери слова-родственники к слову «сова».
Зимняя ночь.
Искриться тихая дорога, теряясь в сонном далеке.
Над голубой вершиной стога луна в январском ободке.
Молчат леса. Не вскрикнет птица, в траве у края борозды
Таится рыжая лисица, темнеют заячьи следы.
Т. Белозёров
- Какими словами поэт передал тишину зимней ночи? Чьи следы темнеют вдоль дороги? За кем ночью охотится лисица?
Зимушка-зима
По дороге шла прямой, шла зима с морозами.
Шла зима к себе домой – снег стелила розовый.
За зимою две метели снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели, и кидали хрустали.
А. Прокофьев
- С чем приходит к нам зима? Какой снег стелет зима в стихотворении? Подбери синонимы к слову «метель». Какую погоду приносят метели?
Новый год
Новый год проспал под ёлкой лето, осень и весну,
Весь зарос её иголками, закатился под сосну.
Дед Мороз порою зимнею еле соню отыскал,
Долго тряс и звал по имени, да насилу растолкал.
И по снегу, по искристому к нам идёт сама зима.
И со звёздами лучистыми Новый год несёт сама.
О. Крупенчук
-Сколько месяцев Новый год проспал под ёлкой? По какому снегу идёт зима? Почему зима дарит людям лучистые звёзды под Новый год?
Зимний праздник
Ясный день, замечательный воздух! Забирайте коньки – и на лёд!
Встретим там новогодний наш отдых, чтоб потом вспоминать целый год.
На санях хорошо! На коньках хорошо! И с горы хорошо прокатиться!
Но сейчас веселей, в десять раз веселей,
Возле ёлки играть и кружиться.
Н. Соконская
- Любишь ли ты гулять в морозный зимний день? О каких зимних детских забавах идёт речь в стихотворении?
Ёлка
Ёлку мы убрали сами, звёздочку повесили.
Мы придём, расскажем маме, как нам было весело.
Л. Некрасова
-О чём хотят рассказать дети маме? Какой приближается праздник? Найди в стихотворении слова-действия.
Автоматизация и дифференциация шипящих звуков (ш, ж, ч, щ)
Снегирёк и я
Снегирёк, снегирёк, сядь на варежку, дружок.
Снег хрустит, мороз всё злей, но с тобою – нам теплей!
Н. Красильникова
- Какие птицы прилетают к нам зимовать? Почему? Найди в стихотворении слова-родственники.
Снежок
Снежок порхает, кружится, на улице бело.
И превратились лужицы в прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики, сегодня- посмотри!-
Как розовые яблоки, на ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами, как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая весёлых белых мух.
З. Александровна
-Какой зимний день ты представляешь после чтения этого стихотворения? С чем автор сравнивает лужи, снегирей, снег?
Воробей
Чуть живой. Не чиркает даже. Замерзает совсем воробей
Как заметит подводу с поклажей, из- под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком, бедный, и летит к чердаку своему…
А гляди, не становится вредным оттого, что так трудно ему!
Н.Рубцов
- С каким чувством поэт пишет о воробье? Найди выражения, в которых эти чувства переданы. Каких ещё зимующих птиц ты знаешь? Как можно помочь птицам пережить зиму?
Дифференциация свистящих и шипящих звуков
Снеговик
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратился в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпка, нос, метла.
Но солнце припечёт слегка-
Увы! – и нет снеговика.
В. Егоров
- Расскажи, как лепят снеговика. Почему может растаять снеговик? Какие детские зимние забавы ты знаешь?
Снежинки
Снежинки пуховые, весёлые живые!
Вы кружитесь, мерцаете в молчании лесном
И землю устилаете блестящим серебром.
А. Липецкий
- С чем в стихотворении сравниваются снежинки? Подбери слова-родственники к слову «снежинка». Чем покрывают землю снежинки? Почему снежинки называют пуховыми? Подбери слова-родственники к слову «пух».
Зима
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни короткие, солнце светит мало.
Вот пришли морозы и зима настала.
И. Суриков
- Как ложится первый снег на поля? Чем принакрылся заснеженный лес? Что делает лес в начале зимы? Как светит солнце зимой?
Новый год
У лохматой ели белки хоровод водили свой,
А теперь мы украшаем ёлку разной мишурой.
Дедушка Мороз придёт, нам подарки принесёт,-
Очень – очень праздничный праздник Новый год!
В. Руденко
- Где росла ёлка? Кто радовался ёлочке в лесу? Чем украшают ёлку перед праздником? Что приносит Дед Мороз детям на праздник?
Метель
Кружится и хохочет метель под Новый год:
Снег опуститься хочет, а ветер не даёт.
И весело деревьям и каждому кусту:
Снежинки, как смешинки, танцуют на лету!
А. Кондратьев
- Что делает метель под Новый год? Что не даёт опуститься снегу на землю? Какое настроение у деревьев и кустов? С чем сравниваются снежинки?
Что та делаешь, зима?
- Что ты делаешь, зима? Строю чудо - терема!
Сыплю снежным серебром, украшаю всё кругом.
Закружится карусель, залихватская метель!
Постараюсь, чтоб с утра не скучала детвора,
Чтобы ёлка разожглась, чтобы тройка пронеслась!
У зимы не счесть забот: скоро праздник Новый год!
А. Фархади
- Какие заботы у зимы перед Новым годом? С чем сравнивается метель? Подбери синонимы к слову «метель».
На катке
Мчалась речка голубая в изумрудных берегах.
И звенела и журчала, греясь в солнечных лучах.
Прилетел мороз трескучий, он на реченьку дохнул,
Струйки светло – голубые льдинкой бледной затянул.
А пошёл дышать морозец резким жгучим холодком –
Всю – то реченьку покрыло, намостило синим льдом.
И быстрее тройки борзой по льду саночки летят,
Режут, режут лёд зеркальный да полозьями скрепят.
С. Фруг
- Что делала речка в солнечных лучах? Кто затянул речку льдинкой голубой? На чём можно кататься по льду? ОбЪясни, что такое полозья у санок.
Автоматизация и дифференциация сонорных звуков (л, ль, р, рь)
Зима пришла
Ночью ветер волком выл и по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно там волшебное кино:
Раскатала белый холст, набросала светлых звёзд
И папахи на дома нахлобучила зима.
В. Фетисов
- Что сделала за ночь зима? С чем сравнивают снег, заснеженные дома?
Вы узнаёте зиму?
Кругом глубокие снега, куда я взгляд ни кину,
Метёт и кружится пурга. Вы узнаёте зиму?
Застыли реки подо льдом, застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром. Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы, нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры! Вы узнаёте зиму?
Мы принесём густую ель на праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней. Вы узнаёте зиму?
Т. Шорыгина
-Расскажи о признаках зимы по опорным словам: «снег», «пурга», «лёд», «сугробы». «лыжи», ёлка». Подбери к каждому слову признаки.
Наша ёлочка
В просторном светлом зале мы ёлочку убрали.
Приветливо и ярко огни на ней горят.
А Дед Мороз на праздник принёс игрушек разных,
И шутками и песнями он веселит ребят.
Летят, летят снежинки, пушинки - холодинки,
И весело кружатся, и падают на мех.
Мы Новый год встречаем, танцуем и играем,
И ёлочки нарядной звучит весёлый смех.
А. Штерн
-Как горят огни на новогодней ёлке? Как веселит ребят Дед мороз на празднике? Найди в стихотворении слова – действия. Что делают дети возле новогодней ёлки?
Ёлка
Ёлка стояла в платье зелёном.
Холодно стало ёлке зимою.
Пришёл к ней румяный Мороз, платок белоснежный принёс.
И ёлка платок не снимала, до самой весны в нём стояла.
Е. Филимонова
- Во что одел Дед Мороз ёлку, чтобы ей не было холодно зимой? Найди в стихотворении слова – признаки.
На санках
В тёплых шубах и ушанках снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица разгорелись кумачом.
Пусть колючий снег пылится, пусть мороз сердитый злится,
Всё ребятам нипочём!
Н.Беляков
-Как одеваются дети зимой для прогулки? Как мчатся дети на санках с крутой горы? Почему детям не страшен мороз? Найди в стихотворении слова – признаки.
Снегурочка
У подъезда на площадке собрала я снег лопаткой.
Хоть немного снега было, я снегурочку слепила,
В коридор поставила - а она растаяла.
Ю. Шигаев
- Из чего девочка слепила снегурочку? Почему снегурочка растаяла?
Мороз
Опали с берёзы последние листья, мороз незаметно подкрался к окну,
И за ночь своею волшебною кистью волшебную нарисовал он страну.
Теперь у меня не кончается утро, и зимняя сказка приходит к нам в дом.
Цветут-расцветают кусты перламутром, а ели укрыты густым серебром.
А вдруг это чудо на солнце растает? Мороз его чутко хранит от тепла.
И долго жар-птица над лесом летает, раскинув два белых лучистых крыла.
П.Киричанский
-Какую волшебную страну нарисовал мороз ночью на окне? Найди в стихотворении слова-признаки и слова-действия.
Холодно
Нынче белые метели поразмяться захотели,
И сугробы забелели - сотни белых медвежат.
И звенят от стужи ели, люди валенки надели.
В небе звёзды посинели и от холода дрожат.
М. Сергеева
- С чем в стихотворении сравниваются сугробы? От чего посинели звёзды в небе? Найди в стихотворении слова-действия.
Дед Мороз
Он к бровям моим прирос, он залез мне в валенки.
Говорят, он –Дед Мороз, а шалит, как маленький!
Он испортил кран с водой в нашем умывальнике.
Говорят, он с бородой, а шалит, как маленький.
Он рисует на стекле пальмы, звёзды, ялики.
Говорят, ему сто лет, а шалит, как маленький!
Е. Тараховская
- Расскажи, как шалит Дед Мороз? Найди в стихотворении слова-действия.
Морозный день
Трещит мороз, застыли речки.
Дрожат берёзки у реки.
У нас тепло. В горячей печке потрескивают угольки.
Сгорят они, и скоро, скоро в уютном комнатном тепле
Растают тонкие узоры на разрисованном стекле.
П.Образцов
-Какая погода на улице за окном? Что потрескивает в горячей печке? От чего могут растаять морозные узоры на окне?
Белый дед
Дед Мороз проспал в постели, встал, сосульками звеня:
-Где вы, вьюги и метели? Что ж не будите меня?
Непорядок на дворе- грязь и лужи в декабре!
И от дедушки в испуге на поля умчались вьюги.
И метели налетели, застонали, засвистели
Белым снегом замели.
Н. Артюхова
-Кого зовёт на помощь Дед Мороз? Что делают вьюги и метели зимой? Почему зимой земля должна быть покрыта снегом? Найди в стихотворении слова- действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационно-образовательная деятельность " айболит" с использованием презентации
Образовательная деятельность ,направленная на изучение африканских животных, их особенностей окраски и строения....
Инновационно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" Воронеж-город воинской славы!"
Патриотическое воспитание детей является неотъемлемой частью нашей культуры и важным аспектом образовательной деятельности....
Инновационно-образовательная деятельность с детьми на тему" Вода -неотъемлемая часть нашей жизни"
Интегрированное занятие с детьми,позволяющее развивать инициативу и творческие способности!...
" Инновационно-образовательная деятельность,как неотъемлемая часть современной педагогики"
Современный ребенок совсем другой,нежели несколько десятков лет назад.И задачи педагогики должны ставиться и меняться в ногу со временем....
Проект программы инновационной деятельности по реализации инновационной образовательной проектной инициативы.
: «Развитие познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности в процессе реализации ФГОС дошкольного образования»...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений докольников"
Тема недели "Детский сад"Упражнение Аквагимнастика - "Детский сад"Детский садик, Детский садик!(По поверхности воды из лодошек изображаем крышу)Малыши туда спешат!(Ходьба пальчикам...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тематическая неделя "Детский сад"Упражнение "Аквагимнастика" - "Детский сад"Листики под ножками весело шуршат (медленное поглаживание поверхности воды).С...