Игры, способствующие стимуляции речевой активности.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Речевые игры с элементами соревнования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-sorevnovaniya.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые  игры - конкурсы (соревнования)

Игра «Разложи правильно»

Задача: научить детей различать существительные мужского и женского рода.

Оборудование: предметные картинки со знакомыми ребенку предметами мужского и женского рода,

 фишки.

Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Взрослый начинает формировать кучки, объясняя детям, что в одну из них они будут класть предметы, которые можно обозначить - «он», в другую - словом «она». Затем дети делают разбор картинок самостоятельно, получая за правильный ответ фишку. В конце игры производится подсчет фишек и определяется победитель.

Игра «Собираемся в путешествие»

Цели. Уточнение значений слов, обозначающих сходные предметы.

Оборудование. Картинки, изображающие сходные по назначению и похожие внешне предметы (апельсин — грейпфрут; кабачок — огурец; дыня — тыква; красная смородина — брусника; куртка — пальто; рубашка — блузка; кофта — блузка; комбинезон — костюм; комбинезон — брюки; панама — шапка; ботинки — туфли; босоножки — сандалии; кувшин — ваза; корабль — лодка; грузовик — экскаватор).

Содержание. Каждому игроку выдается несколько картинок, изображающих сходные по назначению и похожие внешне предметы.

Взрослый: «Мы собираемся в путешествие, и нам понадобятся многие вещи. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны — многие вещи очень похожи». Взрослый называет один предмет из пары (например, кувшин). Если ребенок ошибается (предъявляет вазу), картинка остается у него.

Выигрывает тот, кто раньше «упакует» все свои вещи, у кого не останется на руках картинок.

Игра «Кто больше?»

Цели. Расширение объема словаря прилагательных, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование. Предметы (их изображения) по изучаемой лексической теме.

Содержание. Игра проводится как с опорой на наглядность, так и без нее. Взрослый показывает детям предмет (его изображение) или называет слово: «Арбуз». Дети поочередно называют признак названного взрослым предмета: «Арбуз — зеленый, большой, круглый, сладкий, спелый, ароматный, _тяжелый, гладкий, сочный». Тот игрок, который прервет цепь определений, не дав ответа, выбывает из игры. Таким стразом ребенок, оставшийся в игре последним, становится победителем.

Игра «Что бывает?»

Цели. Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.

Содержание. Взрослый называет признак предмета. Детям необходимо к названному признаку подобрать название предмета: «Что бывает красным (круглым, высоким, сладким, горячим, вязаным, железным, легким, колючим)?» Дети поочерёдно предлагают по одному варианту. Побеждает тот, кто остается в игре последним (дает большее количество ответов).

Игра «Подумай и скажи»

     Цель: учить узнавать предмет по характерным признакам. Дети сидят полукругом, перед ними — корзина с овощами (фруктами). Педагог смотрит в корзину и называет признаки одного из предметов: «зелёный, длинный, овальный, вырос на грядке». Если получен правильный ответ, овощ достаётся из корзины и перекладывается на поднос. Ребёнок, который дал верный ответ, получает фишку. Игра продолжается, пока не будут рассмотрены все предметы в рамках изучаемой темы.

Упражнение «Кто назовёт больше действий»

Цель: учить подбирать слова, обозначающие действия с предметом.

Детям показывают предмет либо его изображение (предметную или сюжетную картинку) и предлагают подобрать как можно больше действий.

Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать.)

Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать,

нюхать, ставить в вазу.)

Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.)

Что делает самолёт? (Летит, гудит, поднимается, взлетает,

садится.)

За каждый правильный ответ ребёнку вручается цветная ленточка. Побеждает тот, кто больше всех наберёт ленточек.

Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Доскажи словечко

Кто первый отгадал, тот получает фант. В конце фанты подсчитываются и определяются победители.

  1. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Как приятен он на вкус,

И зовут его … (АРБУЗ)

  1. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (АЙБОЛИТ)

  1. Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит … (АВТОМОБИЛЬ)

  1. Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый … (БАРАБАН)

  1. На ветке не птичка –

Зверёк-невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? … (БЕЛКА)

  1. Она весну встречает –

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице – в полоску.

Ты узнаёшь … (БЕРЁЗКУ)

  1. У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это? … (БУРАТИНО)

  1. «Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!»

И покраснела … (БОЖЬЯ КОРОВКА)

  1. А водитель спозаранку

Крутит круглую … (БАРАНКУ)

  1. Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (ВАСИЛЁК)

  1. Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш российский … (ВЕРТОЛЁТ)

  1. Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (ВОРОБЕЙ)

  1. Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (ГОЛ)

  1. Лодки по морю плывут,

Люди вёслами … (ГРЕБУТ)

  1. Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый …(ГУСЬ)

  1. Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля … (ЕНОТ)

  1. Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его … (ЕЖИХА)

  1. Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно … (ЁЛКИ)

  1. Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла … (ЗИМА)

  1. Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда вкусная … (КАРТОШКА)

  1. Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поёт,

Только мышь его боится.

Угадали? Это … (КОТ)

  1. В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход!

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит … (КРОКОДИЛ)

  1. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно … (КАРАНДАШ)

  1. На скамейке у ворот

Лена горько слёзы … (ЛЬЁТ)

  1. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … (ЛИСУ)

  1. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из … (ЛЕЙКИ)

  1. Заставил плакать всё вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (ЛУК)

  1. Лейся дождь весёлый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по … (ЛУЖАМ)

  1. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь.

Это зверь лесной … (МЕДВЕДЬ)

  1. Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой … (МЫЛИ)

  1. Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось … (МЫЛО)

  1. А петух с колючим ёжиком

Режут сало острым … (НОЖИКОМ)

  1. Я взял муки, я взял творог,

Испёк рассыпчатый … (ПИРОГ)

  1. Он плывёт по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический … (УТЮГ)

  1. Все ребята со двора

Малярам кричат: … (УРА!)

  1. Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдёт?

Я и верный мой дружок –

Красный, маленький … (ФЛАЖОК)

Палочка, остановись!

Оборудование: палочка

Игроки становятся в круг, ведущий - в центр. Игра проходит в виде эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, договариваются заранее: "О чем будем рассказывать?" - "О зиме".

Ведущий предлагает подобрать вначале слова о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (морозная) и передает палочку следующему участнику игры и т. д. Таким образом дети подбирают много слов (ветреная, холодная, снежная и т. п.).

Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужного, педагог говорит: "Стоп! Палочка, остановись!" - и этот игрок выходит из круга.

Назови три слова

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

Кто сделал меньше всего шагов, тот проиграл.

Скажи наоборот

Ведущий называет слово, а игроки должны назвать слова, противоположные по смыслу: большой – маленький, добрый – злой, умный – глупый, твердый – мягкий, черное – белое, зима – лето, день – ночь и т.д. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество противоположностей.

Назови ласково

Ведущий указывает на игрока и называет предмет, а игрок должен назвать этот предмет ласково. За каждое неправильно сказанное слово игрок отдает фант или сам становится ведущим.

Кто больше придумает

Игроки придумывают предложения со словами, которые называет ведущий. Не повторять того, что уже сказали товарищи. Те, кто правильно придумает, получает фишку.

Например, ведущий говорит: "Весеннее солнце очень греет", "От весеннего солнышка бегут ручейки", "Весеннее солнце светит ясно, нагревает землю". Затем ведущий говорит: Весенние цветы", "Весенние птицы", "Зеленая трава". Можно придумывать про остальные времена года.

Выигрывает тот, у кого будет наибольшее количество фишек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития

Знание закономерностей речевог развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи...

Использование активных методов и приёмов для стимуляции речевой активности и речевого общения.

К сожалению, сегодня в дошкольных учреждениях общеобразовательного вида наблюдается большое количество детей с недостатками речи, нуждающихся в помощи логопеда. Часто у детей с речевыми нарушениями пр...

Игры на развитие творческого мышления как стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие творческого мышления как стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста...

Игры на развитие творческого мышления как стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Творческое мышление является важным компонентом развития личности ребенка, оно позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, де...

Стимуляция речевой активности. Автоматизация звуков в речевых играх.

Представленный речевой материал - игры, направленные на стимуляцию речевой активности ребёнка. Использовать их можно не только на логопедических занятиях, но и в повседневной жизни, так как не требуют...

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности у детей с ЗРР (Рекомендации для родителей)

Уважаемые родители!  Больше разговаривайте с ребенком, побуждайте использовать слова, предложения, обеспечьте информативную и доступную по возрасту предметно-игровую среду.  ...

Специфика организации игры для стимуляции речевой активности

Специфика организации игры для стимуляции речевой активности современного ребёнка. Современные условия жизни постоянно требуют от учителей-логопедов искать и применять наиболее эффективные пути преодо...


 

Комментарии

Шкреба Галина Васильевна

Спасибо за интересные игры!