Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционной работе.Тема "Осень"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Интересный материал по взаимодействию логопеда и воспитатетеля в коррекционной работе по лексической теме "Осень" + звук И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_zvuk_i.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Осень
Цели:
- Закрепление и расширение знаний о признаках осени, название осенних месяцев.
- Объяснение значения слова «Листопад»
- Закрепление понятия «Слово-признак».
- Переносное значение выражения «Золотая осень».
- Подбор родственных слов к слову «дождь».
- Согласование относительных прилагательных с существительными в числе, род
- Составление предложений об осени и осенних явлениях.
- Составление рассказа-сравнения о всех периодах осени.
- Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
- Существительные с противоположным значением.
- Образование множественного числа существительных в родительном падеже.
- Составление рассказа по первым словам в предложении.
Дети должны усвоить:
- Названия осенних месяцев;
- Основные приметы и признаки осени;
- Что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад», «золотая осень».
- Изменения в одежде людей.
- Что делают осенью животные и птицы, чем занимаются люди.
Развитие общей моторики. «Осенью»
Туча небо кроет, Солнце не блестит, | Взмахи руками над головой. |
Ветер в поле воет, | Изображают рупор. |
Дождик моросит. | Взмахи руками перед собой. |
Воды зашумели Быстрого ручья, | Топают ногами на месте. |
Птички улетели В теплые края. | Изображают улетающих птичек. |
Кто там топает по крыше? | Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук. |
— Топ-топ-топ. | Удары по столу ладонями. |
Чьи шаги всю ночь я слышу? — Топ-топ-топ. Я теперь усну едва ли — — Топ-топ-топ. Может, кошек подковали? — Топ-топ-топ. | Далее — такие же движения по тексту. |
Развитие мелкой моторики.
Массаж лица.
Поглаживание кончиками пальцев.
Дождик, дождик веселей | От середины лба к вискам |
Капай, капай не жалей! | Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам) |
Только нас не замочи! | По мышцам щек (от крыльев носа к вискам). |
Зря в окошко не стучи! | От середины подбородка к ушам. |
Заканчивается массаж поглаживающими движениями.
Развитие мимических мышц.
Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались. Но вдруг набежали тучки, и вы нахмурились, огорчились. Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.
Развитие артикуляционной моторики.
«Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.
«Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
«Улыбка» — «Трубочка».
«Лопаточка».
«Иголочка».
«Накажем непослушный язычок». Шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя
Развитие дыхания и голоса.
Игра «Ёжик». Выполнить плавный, бесшумный вдох через нос. Выдох – через рот, выдыхать воздух небольшими порциями, произносить: «Фу-фу-фу!» Длину вдоха в процессе тренировки постепенно увеличивать. Повторить 3 раза.
Игра «Пузырь». Произнести потешку в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на 2 слова, затем сделать добор воздуха.
Надувайся пузырь, надувайся большой!
Надувайся большой, да не лопни!
Затем развести руки в стороны, сделать быстрый глубокий вдох. На выдохе опустив руки. Протяжно произнести: «Пф-ф-ф!»
Развитие лексико-грамматических категорий.
«Назови ласково». Дождь – дождик, дождичек; лужа - …, ветер-…, туча-…, сад -…, солнце-…, дерево - …, лист –листок, листик, листочек, птица-… лес - …
«Один – много». Месяц – месяцев, дождь, лужа, урожай, сад, огород, зонт, дерево, фрукт, овощ, листья, птица, слякоть, лес.
«Скажи наоборот». Осень – ранняя – осень поздняя, день весёлый – день грустный, день солнечный – день пасмурный, облако белое – туча черная, погода хорошая – погода плохая, жаркая.
«Угадай слово».
Ветер дует, а ветры… Цветок увядает, а цветы…
Холод наступает, а холода… Лист желтеет, а листья…
Урожай созревает, а урожаи… Дождь моросит, а дожди…
Лист падает, а листья …. Птица улетает, а птицы…
Игра «Узнай по описанию». Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы. Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) — ... (Солнце.)
Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) —... (Облака.)
Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что?) — ... (Дождь.)
Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что?) —... (Ветер.)
Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что?) — ... (Листья.)
Игра «Подбери признак». Дети подбирают признаки к слову «осень».
Осень (какая?) — ... (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т.д.)
Игра «Чего не бывает осенью?». Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью.
Осенью не растут подснежники. Осенью не купаются в речке. Осенью не загорают. Осенью не надевают шубы. И т.д.
Развитие связной речи.
Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении:
«Прошло лето, и наступила… Дни стали… Подул… Стало… Люди одеваются… На деревьях… На землю… Моросит… Увядает…. На юг …. Люди собирают…. Скоро наступит…».
Построение монолога «Расскажи об осени по плану»:
Когда наступает осень; осенние месяцы; приметы осени в природе; красота золотой осени; что делают птицы и животные осенью; труд человека в осенний период; осенняя одежда.
Выучить стихотворение.
Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла:
Желтые листочки, вкусные грибочки,
Овощи и фрукты, хлебные продукты!
Звук И.
Закрепление акустико-артикуляционного образа звука, характеристика.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука И с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»), воздух выходит свободно, не встречает преграду.
Звук И — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
Повторите: «И-и-и».
Закрепление звука в слогах.
Выделение звука:
- в потоке гласных звуков;
- в звукосочетаниях ИА, АИ, ИАУ, АУИ…;
- в обратных слогах ИМ, ИТ, ИН, ИХ, ИК…;
- в словах ИВА. ИНДЮК, ИГОЛКА
Игра «Хлопай, не зевай». Произносится ряд звуков, ребенок должен хлопнуть на звук И
Определение места звука в словах: индюк, иголка, Ира, игрушки и т.д.
Звуковой анализ. Воспитатель утрированно произносит слог ИА и вместе с детьми проводит его подробный анализ. По следам анализа дети выкладывают схему.
- Сколько в этой схеме гласных звуков? (Два) Что подсказало вам правильный ответ? (На схеме две красные фишки.)
Звуковой анализ звукосочетаний АИ, ИА, ИУ, УИ, АУИ, АИУ, ИУА, ИАУ и т.д.
Придумывание слов на заданный звук.
Подбор картинок на заданный звук.
Закрепление звука в тексте.
Воспитатель:
Слушай, не зевай,
Все загадки отгадай!
Звук И в словах выделяется голосом.
Бежит свинка,
Железная спинка. (Иголка с ниткой.)
Висит сито —
Не руками свито. (Паутина.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Взаимодействие логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе"
Взаимодействие логопеда и воспитателя в ДОУ...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.
Условия для взаимодействия* Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы
Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях...
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционной работе
консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей логопедических групп: " Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.
Консультация для педагогов :"Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы."...
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в логопедической группе поможет эффективнее нивелировать речевое нарушение....
Тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет
Успешность, эффективность работы учителя-логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателем. Планируя свою работу, логопед должен пр...