Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционной работе.Тема "Осень"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Интересный материал по взаимодействию логопеда и воспитатетеля в коррекционной работе по лексической теме "Осень" + звук И. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_zvuk_i.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Осень

 Цели:        

  1. Закрепление и расширение знаний о признаках осени, название осенних месяцев.
  2. Объяснение значения слова «Листопад»
  3. Закрепление понятия «Слово-признак».
  4. Переносное значение выражения «Золотая осень».                
  5. Подбор родственных слов к слову «дождь».
  6. Согласование относительных прилагательных с существительными в числе, род        
  7. Составление предложений об осени и осенних явлениях.
  8. Составление рассказа-сравнения о всех периодах осени.
  9. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
  10. Существительные с противоположным значением.
  11. Образование множественного числа существительных в родительном падеже.
  12. Составление рассказа по первым словам в предложении.

Дети должны усвоить:

  1. Названия осенних месяцев;
  2. Основные приметы и признаки осени;
  3. Что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад», «золотая осень».
  4. Изменения в одежде людей.
  5. Что делают осенью животные и птицы, чем занимаются люди.

Развитие общей моторики. «Осенью»

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет,

Изображают рупор.

Дождик моросит.

Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Топают ногами на месте.

Птички улетели

В теплые края.

Изображают    улетающих птичек.

Кто там топает по крыше?

Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

— Топ-топ-топ.

Удары по столу ладонями.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

—        Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли —

—        Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

—        Топ-топ-топ.

Далее — такие же движения по тексту.

Развитие мелкой моторики.

Массаж лица.

Поглаживание кончиками пальцев.

Дождик, дождик веселей

От середины лба к вискам

Капай, капай не жалей!

Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам)

Только нас не замочи!

По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).

Зря в окошко не стучи!

От середины подбородка к ушам.

Заканчивается массаж поглаживающими движениями.

Развитие мимических мышц.

Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались. Но вдруг набежали тучки, и вы нахмурились, огорчились. Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.

Развитие артикуляционной моторики.

«Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.

«Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.

«Улыбка» — «Трубочка».

«Лопаточка».

«Иголочка».

«Накажем непослушный язычок». Шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя

  Развитие дыхания и голоса.

Игра «Ёжик». Выполнить плавный, бесшумный вдох через нос. Выдох – через рот, выдыхать воздух небольшими порциями, произносить: «Фу-фу-фу!»  Длину вдоха в процессе тренировки постепенно увеличивать. Повторить 3 раза.

Игра «Пузырь». Произнести потешку в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на 2 слова, затем сделать добор воздуха.

Надувайся пузырь, надувайся большой!

Надувайся большой, да не лопни!

Затем развести руки в стороны, сделать быстрый глубокий вдох. На выдохе опустив руки. Протяжно произнести: «Пф-ф-ф!»

Развитие лексико-грамматических категорий.

«Назови ласково». Дождь – дождик, дождичек; лужа - …, ветер-…, туча-…, сад -…, солнце-…, дерево - …, лист –листок, листик, листочек, птица-… лес - …

«Один – много». Месяц – месяцев,  дождь, лужа, урожай, сад, огород, зонт, дерево, фрукт, овощ, листья, птица, слякоть, лес.

«Скажи наоборот». Осень – ранняя – осень поздняя, день весёлый – день грустный, день солнечный – день пасмурный, облако белое – туча черная, погода хорошая – погода плохая, жаркая.

«Угадай слово».

Ветер дует, а ветры…                      Цветок увядает, а цветы…        

Холод наступает, а холода…          Лист желтеет, а листья…  

Урожай созревает, а урожаи…        Дождь моросит, а дожди…          

Лист падает, а листья ….                 Птица улетает, а птицы…

Игра «Узнай по описанию». Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы. Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) — ... (Солнце.)

Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) —... (Облака.)

Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что?) — ... (Дождь.)

Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что?) —... (Ветер.)

Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что?) — ... (Листья.)

Игра «Подбери признак». Дети подбирают признаки к слову «осень».

Осень (какая?) — ... (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т.д.)

Игра «Чего не бывает осенью?». Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью.

Осенью не растут подснежники. Осенью не купаются в речке. Осенью не загорают. Осенью не надевают шубы. И т.д.

Развитие связной речи.

Составление связного рассказа «Осень» по первым словам  в предложении:

«Прошло лето, и наступила… Дни стали… Подул… Стало… Люди одеваются… На деревьях… На землю… Моросит… Увядает…. На юг …. Люди собирают…. Скоро наступит…».

Построение монолога «Расскажи об осени по плану»:

Когда наступает осень; осенние месяцы; приметы осени в природе; красота золотой осени; что делают птицы и животные осенью; труд человека в осенний период; осенняя одежда.

Выучить стихотворение.

Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла:

Желтые листочки, вкусные грибочки,

Овощи и фрукты, хлебные продукты! 

Звук И.

Закрепление акустико-артикуляционного образа звука, характеристика.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука И с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»), воздух выходит свободно, не встречает преграду.

Звук И — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

Повторите: «И-и-и».

Закрепление звука в слогах.

Выделение звука:

- в потоке гласных звуков;

- в звукосочетаниях ИА, АИ, ИАУ, АУИ…;

- в обратных слогах ИМ, ИТ, ИН, ИХ, ИК…;

- в словах ИВА. ИНДЮК, ИГОЛКА

Игра «Хлопай, не зевай». Произносится ряд звуков, ребенок должен хлопнуть на звук И

Определение места звука в словах: индюк, иголка, Ира, игрушки и т.д.

Звуковой анализ. Воспитатель утрированно произносит слог ИА и вместе с детьми проводит его подробный анализ. По следам анализа дети выкладывают схему.

- Сколько в этой схеме гласных звуков? (Два) Что подсказало вам правильный ответ? (На схеме две красные фишки.)

Звуковой анализ звукосочетаний АИ, ИА, ИУ, УИ, АУИ, АИУ, ИУА, ИАУ и т.д.

Придумывание слов на заданный звук.

Подбор картинок на заданный звук.

Закрепление звука в тексте.

Воспитатель:

Слушай, не зевай,

Все загадки отгадай!

Звук И в словах выделяется голосом.

Бежит свинка,

Железная спинка. (Иголка с ниткой.)

Висит сито —

Не руками свито. (Паутина.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.

Условия для взаимодействия*        Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы

Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях...

Консультация для воспитателей логопедических групп: " Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.

Консультация для педагогов :"Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы."...

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в логопедической группе поможет эффективнее нивелировать речевое нарушение....

Тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет

   Успешность, эффективность работы учителя-логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателем. Планируя свою работу, логопед должен пр...